Дворец мм романова на адмиралтейской набережной. Где жили романовы

Автор проекта М. Е. Месмахер Основатель Михаил Михайлович Дата основания 1885 год Строительство - годы Статус Объект культурного наследия РФ № 7810002000 Состояние реставрируется Дворец Михаила Михайловича на Викискладе К:Википедия:Ссылка на Викисклад непосредственно в статье

Дворец Михаила Михайловича (также известный как Малый Михайловский или Мало-Михайловский ) - дворец в центре Санкт-Петербурга , памятник архитектуры. Построен по проекту Максимилиана Месмахера . Называется дворцом, хотя использован по назначению так и не был, поскольку великий князь Михаил Михайлович был выслан из России после женитьбы на Софии Меренберг .

В настоящее время ведутся интенсивные восстановительные работы . Имеются сведения, что во дворце планируется создать пятизвёздочный отель . В феврале 2011 года дворец был продан государством по стартовой цене в 520 млн руб. структурам, связанным с текущим арендатором здания (компанией «Ромтрейд») .

История

Земля, занимаемая сейчас дворцом, долгое оставалась во владении Адмиралтейской верфи. Однако в 1870-х годах , в результате перевода производства из центра города, участок освободился под скорую застройку. Вскоре вся земля была распродана. Одним из покупателей был внук Николая Первого , великий князь Михаил Михайлович. Он приобрёл участок в 1884 году . Став совершеннолетним, князь заказал известному зодчему Месмахеру на этом месте дворец. По преданию, среди сказанного архитектору были слова: «Нам же нужно где-то жить» .

Строительство закончилось в 1885 году , хотя некоторые работы продолжались до 1891 года , а отделка помещений затянулась до 1900 года . Такая продолжительность работ не вызывает удивления, если учесть, что многие технологии, используемые в возведении были новаторскими для того времени. Помимо того, здание было оснащено водопроводом , канализацией , к строению были подведены телефон , газ и электричество . Даже площадка перед входом была асфальтирована .

Дворец назвали по имени владельца - Михайловским, однако, чтобы отличать его от Михайловского и Ново-Михайловского , приняли решение назвать его Мало-Михайловским . В действительности оснований именовать дворец именно таким образом мало, так как великий князь и дня не прожил в своей резиденции. Причиной стала высылка Михаила из России из-за его женитьбы на внучке Пушкина графине Софье Николаевне Меренберг.

Интерьеры

Дворец отличался богатой отделкой и грамотной планировкой. Помещения отделывались воспитанниками Училища технического рисования барона А. Л. Штиглица под руководством главы этого училища и архитектора всей резиденции - Месмахера. За эту работу архитектор был награждён орденом Анны 2-й степени .

Второй этаж был поделён на две части: одна для хозяина, вторая для хозяйки. Наверх, а точнее на половину хозяина вела так называемая Собственная лестница . К ней были обращены двери в гардеробную, спальню и ванную супруга. Попасть на женскую часть этажа можно было только через библиотеку.

Архитектурные особенности

Дворец выполнен в стиле неоренессанс . Фасад облицован серым и темно-розовым песчаником. Первый этаж рустован, второй украшен парными полуколоннами, третий - пилястрами. Широкие арочные окна прорезают фасад. Угол дворца опоясан балконом на уровне бельэтажа. Здание завершено карнизом с балюстрадой.

Напишите отзыв о статье "Дворец Михаила Михайловича"

Примечания

Отрывок, характеризующий Дворец Михаила Михайловича

Х
После похорон отца княжна Марья заперлась в своей комнате и никого не впускала к себе. К двери подошла девушка сказать, что Алпатыч пришел спросить приказания об отъезде. (Это было еще до разговора Алпатыча с Дроном.) Княжна Марья приподнялась с дивана, на котором она лежала, и сквозь затворенную дверь проговорила, что она никуда и никогда не поедет и просит, чтобы ее оставили в покое.
Окна комнаты, в которой лежала княжна Марья, были на запад. Она лежала на диване лицом к стене и, перебирая пальцами пуговицы на кожаной подушке, видела только эту подушку, и неясные мысли ее были сосредоточены на одном: она думала о невозвратимости смерти и о той своей душевной мерзости, которой она не знала до сих пор и которая выказалась во время болезни ее отца. Она хотела, но не смела молиться, не смела в том душевном состоянии, в котором она находилась, обращаться к богу. Она долго лежала в этом положении.
Солнце зашло на другую сторону дома и косыми вечерними лучами в открытые окна осветило комнату и часть сафьянной подушки, на которую смотрела княжна Марья. Ход мыслей ее вдруг приостановился. Она бессознательно приподнялась, оправила волоса, встала и подошла к окну, невольно вдыхая в себя прохладу ясного, но ветреного вечера.
«Да, теперь тебе удобно любоваться вечером! Его уж нет, и никто тебе не помешает», – сказала она себе, и, опустившись на стул, она упала головой на подоконник.
Кто то нежным и тихим голосом назвал ее со стороны сада и поцеловал в голову. Она оглянулась. Это была m lle Bourienne, в черном платье и плерезах. Она тихо подошла к княжне Марье, со вздохом поцеловала ее и тотчас же заплакала. Княжна Марья оглянулась на нее. Все прежние столкновения с нею, ревность к ней, вспомнились княжне Марье; вспомнилось и то, как он последнее время изменился к m lle Bourienne, не мог ее видеть, и, стало быть, как несправедливы были те упреки, которые княжна Марья в душе своей делала ей. «Да и мне ли, мне ли, желавшей его смерти, осуждать кого нибудь! – подумала она.
Княжне Марье живо представилось положение m lle Bourienne, в последнее время отдаленной от ее общества, но вместе с тем зависящей от нее и живущей в чужом доме. И ей стало жалко ее. Она кротко вопросительно посмотрела на нее и протянула ей руку. M lle Bourienne тотчас заплакала, стала целовать ее руку и говорить о горе, постигшем княжну, делая себя участницей этого горя. Она говорила о том, что единственное утешение в ее горе есть то, что княжна позволила ей разделить его с нею. Она говорила, что все бывшие недоразумения должны уничтожиться перед великим горем, что она чувствует себя чистой перед всеми и что он оттуда видит ее любовь и благодарность. Княжна слушала ее, не понимая ее слов, но изредка взглядывая на нее и вслушиваясь в звуки ее голоса.
– Ваше положение вдвойне ужасно, милая княжна, – помолчав немного, сказала m lle Bourienne. – Я понимаю, что вы не могли и не можете думать о себе; но я моей любовью к вам обязана это сделать… Алпатыч был у вас? Говорил он с вами об отъезде? – спросила она.
Княжна Марья не отвечала. Она не понимала, куда и кто должен был ехать. «Разве можно было что нибудь предпринимать теперь, думать о чем нибудь? Разве не все равно? Она не отвечала.
– Вы знаете ли, chere Marie, – сказала m lle Bourienne, – знаете ли, что мы в опасности, что мы окружены французами; ехать теперь опасно. Ежели мы поедем, мы почти наверное попадем в плен, и бог знает…
Княжна Марья смотрела на свою подругу, не понимая того, что она говорила.
– Ах, ежели бы кто нибудь знал, как мне все все равно теперь, – сказала она. – Разумеется, я ни за что не желала бы уехать от него… Алпатыч мне говорил что то об отъезде… Поговорите с ним, я ничего, ничего не могу и не хочу…
– Я говорила с ним. Он надеется, что мы успеем уехать завтра; но я думаю, что теперь лучше бы было остаться здесь, – сказала m lle Bourienne. – Потому что, согласитесь, chere Marie, попасть в руки солдат или бунтующих мужиков на дороге – было бы ужасно. – M lle Bourienne достала из ридикюля объявление на нерусской необыкновенной бумаге французского генерала Рамо о том, чтобы жители не покидали своих домов, что им оказано будет должное покровительство французскими властями, и подала ее княжне.
– Я думаю, что лучше обратиться к этому генералу, – сказала m lle Bourienne, – и я уверена, что вам будет оказано должное уважение.
Княжна Марья читала бумагу, и сухие рыдания задергали ее лицо.
– Через кого вы получили это? – сказала она.
– Вероятно, узнали, что я француженка по имени, – краснея, сказала m lle Bourienne.
Княжна Марья с бумагой в руке встала от окна и с бледным лицом вышла из комнаты и пошла в бывший кабинет князя Андрея.
– Дуняша, позовите ко мне Алпатыча, Дронушку, кого нибудь, – сказала княжна Марья, – и скажите Амалье Карловне, чтобы она не входила ко мне, – прибавила она, услыхав голос m lle Bourienne. – Поскорее ехать! Ехать скорее! – говорила княжна Марья, ужасаясь мысли о том, что она могла остаться во власти французов.
«Чтобы князь Андрей знал, что она во власти французов! Чтоб она, дочь князя Николая Андреича Болконского, просила господина генерала Рамо оказать ей покровительство и пользовалась его благодеяниями! – Эта мысль приводила ее в ужас, заставляла ее содрогаться, краснеть и чувствовать еще не испытанные ею припадки злобы и гордости. Все, что только было тяжелого и, главное, оскорбительного в ее положении, живо представлялось ей. «Они, французы, поселятся в этом доме; господин генерал Рамо займет кабинет князя Андрея; будет для забавы перебирать и читать его письма и бумаги. M lle Bourienne lui fera les honneurs de Богучарово. [Мадемуазель Бурьен будет принимать его с почестями в Богучарове.] Мне дадут комнатку из милости; солдаты разорят свежую могилу отца, чтобы снять с него кресты и звезды; они мне будут рассказывать о победах над русскими, будут притворно выражать сочувствие моему горю… – думала княжна Марья не своими мыслями, но чувствуя себя обязанной думать за себя мыслями своего отца и брата. Для нее лично было все равно, где бы ни оставаться и что бы с ней ни было; но она чувствовала себя вместе с тем представительницей своего покойного отца и князя Андрея. Она невольно думала их мыслями и чувствовала их чувствами. Что бы они сказали, что бы они сделали теперь, то самое она чувствовала необходимым сделать. Она пошла в кабинет князя Андрея и, стараясь проникнуться его мыслями, обдумывала свое положение.

Дворец Великого князя Михаила Михайловича Романова, внука императора Николая I, находится на Адмиралтейской набережной. Он был построен в 1885 – 1891 годах по проекту архитектора Максимилиана Месмахера, и дожжен был стать великокняжеской резиденцией. Но после того, как Александр III не признал брак князя с Софией Меренберг, Михаил Михайлович уехал в Англию, так и не прожив в новом дворце ни одного дня. После этого в здании располагались различные административные учреждения, а в 1911 году дворец был куплен страховым обществом «Русский ллойд». После Октябрьской революции и смены власти во дворце размещались государственные учреждения.

Великий князь Михаил Михайлович Романов родился 4(17) октября 1861 года в Петербурге. С 1881 года он начал проходил службу в Лейб-гвардии Егерского полка и вскоре принял от государя чин полковника. Спустя год его назначали флигель-адъютантом к Особе Его Императорского Величества. В 1891 году без разрешения императора Александра III, известного строгой привязанностью к долгу равнородного христианского брака в семье, Михаил Михайлович женился на графине Софье Меренберг. В результате, Великий князь тотчас был уволен с государственной службы и лишен всех прав. Ему также был воспрещен въезд в Россию.

В последствии Михаил Михайлович Романов вместе с супругой жил во Франции и Англии, встречаясь со своими Августейшими родственниками только заграницей. Интересно, что в 1908 году князь написал на английском языке автобиографический роман под названием «Не унывай». В своем произведении он осудил действовавшие в России правила бракосочетания высокопоставленных лиц, которые фактически исключали возможность заключения брака по любви. Продажа этого романа в России была запрещена.

Архитектор Максимилиан Егорович Месмахер, по проекту которого был построен дворец на Адмиралтейской набережной, обладал не только непревзойденным талантом проектирования и строительства зданий, но и большим художественным дарованием. Месмахер выполнял эскизы фонарей, решеток, мебели, создавал орнаменты для церковной утвари и даже тканей.

Дворец Великого князя Михаила Михайловича долгое время находился в плачевном состоянии. В настоящее время во дворце проводятся масштабные реставрационные работы. Уже проведена реставрация интерьеров дубового кабинета князя, парадных залов первого и второго этажей, главного фасада здания.


В какой-то мере прощальный подарок отца и брата великому князю Михаилу Павловичу. Сперва на него стал собирать деньги Павел Первый. Затем, когда того убили, вопросом строительства дворца озаботился Александр Первый и, когда Великому князю исполнился 21 год, в 1817 году началось возведение дворца по проекту архитектора Росси. Во владении Дома Романовых он пробыл до самого конца XIX века. Именно сюда, к своей сестре, заезжал Александр Второй в день своей смерти от бомбы террористов.

    площадь Искусств


До того, как по проекту архитектора Ринальди здесь начали строить дворец для фаворита Екатерины Второй Григория Орлова, здесь сперва находился почтовый двор, потом - зверовый, где недолго жил первый петербургский слон, после здание сгорело, а тут расчистили место для площади.

Граф подарка царицы не дождался, а та выкупила дворец у потомков Орлова и отдала его внуку Константину Павловичу. После чего он до 1918 года оставался резиденцией для членов Дома Романовых. Далее здесь была Российская Академия истории материальной культуры, затем открыли филиал Ленинского музея, а с 1992 года Мраморный дворец стал филиалом Русского музея, где проводятся в основном выставки современного искусства (Уорхолл, музей Людвига и т. п.).

    Миллионная улица, 5/1


Мало-Михайловский дворец строился для великого князя Михаила Михайловича в 1885 –1895 годах, а отделка помещений затянулась до 1900 года. По тем временам это долгий срок, но нужно иметь в виду, что здание было оборудовано по последнему слову техники, а интерьеры выполнены с шикарным изяществом. Здание как дворец никогда не использовалось - здесь были различные организации. До наших дней мало что сохранилось, но составить представление о прекрасном убранстве можно по чудесной шахте лифта в сочетании с резными дубовыми дверями.

    Адмиралтейская набережная, 8


Великий князь Алексей Александрович стал антигероем истории российского флота. Несмотря на то, что именно при нем были построены и укреплены сооружения большинства российских морских баз, происходила постепенная модернизация кораблей, именно Алексея Александровича считают ответственным за поражение России в войне с Японией и в особенности за Порт-Артур. Собственно, после него он и покинул морское министерство и был уволен со всех флотских постов. Тогда князь поселился в своем небольшом дворце на перекрестке Английского проспекта и набережной Мойки. Строил его с 1882 по 1885 год архитектор Месмахер, автор здания знаменитого училища барона Штиглица (в советское время носившего имя скульптора Мухиной). Великий князь из всех возможных вариантов, предоставленных архитектором, остановился на стилистике французского шато. Кроме того, Месмахер разбил возле дворца сад и пристроил к нему оранжерею.

    набережная реки Мойки, 122


Бывший Ленгорисполком и нынешнее Законодательное собрание Петербурга - место, рядом с которым проходили самые крупные митинги начала девяностых и конца нулевых. Его построил Николай I для своей дочери Марии, которая, будучи девушкой с характером, наотрез отказалась после свадьбы уезжать из Петербурга. Здание проектировал Штакеншнейдер (Росси уже был слишком стар и болен). Оно было построено в соответствии с новейшими технологиями того времени. Например, внутри сооружение было сделано частично из песчаника, потому здесь царили тепло и уют. Мария Николаевна прожила во дворце до самой смерти в 1872 году. Ее дети впоследствии из-за долгов продали здание государству, после чего тут разместили Государственный совет.

    Исаакиевская площадь, 6


Этот дворец строили сразу три архитектора. Сперва Штакеншнейдер, потом Шарлемань. А когда и того отстранили от работы, за дом для младшего сына Николая I взялся Боссе, который выстроил скромное, но уютное здание в классическом стиле. За свою работу архитектор получил орден Святой Анны. Дворец сейчас пребывает в запустении, его ждет большая реставрация.

    Петергоф, усадьба Михайловка


После постройки Мариинского дворца Штакеншнейдер продолжил строить здания для членов императорской фамилии. Одно из них - дворец великого князя Николая Николаевича. Это отличный образец поздней имперской неоклассики. Вокруг сооружения был разбит сквер и обнесен изящной решеткой. После смерти великого князя здание было передано женскому институту. В советское время его отдали профсоюзам и назвали «Дворцом труда». Сейчас он сдается в аренду коммерческим организациям.

    площадь Труда


Третий дворец, построенный Штакеншнейдером для детей Николая Первого. Его проектирование началось после свадьбы Михаила Николаевича. Для возведения здания было снесено несколько более старых построек по соседству. Сам дворец представляет собой прекрасный образец ранней эклектики и совмещает в своем облике черты самых разных архитектурных стилей: барокко, рококо, классицизма.

Михаил Николаевич, только заселившись в дом в 1862 году, отбыл из Петербурга наместником на Кавказ. Вернувшись в 1881 году, он снова поселился во дворце. После смерти Михаила Николаевича здание перешло в руки его сына Николая. А теперь тут находится библиотека восточных рукописей.

    Дворцовая набережная, 18


Сперва в Стрельне Петр хотел устроить императорскую резиденцию, но у него ничего не вышло. Да и фонтаны здесь было невозможно установить из-за слишком маленького перепада высот. Потом дворец начал строить Растрелли, но не довел дело до конца. Наконец, в 1797 году Павел Первый отдал эти места во владение своему сыну Константину. Дворец перестраивали впоследствии Воронихин (1803) и Штакеншнейдер (для сына Николая Первого Константина).

В советское время в этом дворце были школа-колония и Арктическое училище, после закрытия которого Константиновский стал медленно разрушаться. Эти места стали пристанищем гопников, рейверов и наркоманов. В 2000 году их передали Управлению делами Президента, а уже к 2003 году здание было полностью восстановлено и стало официальной резиденцией главы государства.

    Стрельна

Дворец Великого князя Михаила Александровича



В 1830 году дом покупает светлейший князь Александр Сергеевич Меншиков. Перестройку своей резиденции он доверил архитектору Глинке, который разместил в бельэтаже мраморный кабинет, библиотеку, голубую и зеленую гостиные, круглый зал, украшенную колоннами столовую, на первом этаже - покои жены князя Екатерины Сергеевны.

Много лет прожил светлейший князь Меншиков в роскошном дворце на набережной, а после его смерти дом унаследовал сын - боевой генерал Владимир Александрович, наследники которого в 1896 году продали дворец Кабинету Его Императорского Величества. Так здание вступило в новую фазу - превратившись из княжеской в великокняжескую резиденцию.

После Владимира Александровича дворец перешёл к младшему брату императора Николая II Михаилу Александровичу, который незамедлительно взялся за перестройку своих владений и пригласил для этих целей зодчего Карла Рахау, который переделал здание в эклектичном стиле, создав внутри дворца грандиозную мраморную изогнутую лестницу - настоящий шедевр, украшенный по второму этажу атлантами и позолоченной лепкой.

В 1922 году дворец национализировали и передали Всероссийскому обществу глухих, которое находится там по сей день. Сейчас здесь, помимо Общества, находятся частные конторы и офисы.

Своё особенное место особняк занимает в кинематографе: в 1988 году по мотивам рассказа Александра Грина «Серый автомобиль» во дворце снимали фильм «Господин оформитель» - здание выступило в роли жилища главного героя Платона Андреевича.

    Английская наб., 54; Галерная ул., 55

Дом учёных. Владимирский дворец



В 1862 году участок на Дворцовой набережной превращается в грандиозную стройку дворца для Великих князей - Александра и Владимира. Архитектор Александр Резанов, разрабатывая проект будущего дворца, задумывает построить здание в стиле итальянских палаццо эпохи Возрождения.

Но если фасады здания были выполнены в одном стиле, то комнаты поражали воображение и переносили гостей дворца в разные исторические эпохи. Так, Парадная приёмная (Малиновая гостиная), бывшая самым большим помещением второго этажа, была оформлена в стиле итальянского ренессанса. За ней располагалась Гостиная, оформленная в стиле времён Людовика XVI. После Гостиной следовала Малая столовая в стиле английской готики, здесь же располагались Буфет и Танцевальный зал.

Все комнаты дворца украшали редчайшие коллекции живописи, скульптуры, оружия и лучших образцов декоративно-прикладного искусства. Своим шикарным месторасположением и великолепием интерьеров сооружение сразу завоевало себе славу нового центра светской жизни Петербурга. Здесь устраивали балы, приёмы, благотворительные, музыкальные и литературные вечера.

После события октября 1917 года во дворце разместили правление Союза Международных Торговых Товариществ, а с октября 1918 года в здание помещался Театральный отдел Наркомпроса. С 1919 года сюда переехало издательство «Всемирная литература»: именно в этот период истории дворца начинается мрачное время, когда богатейшее имущество вывозится, продаётся, расхищается и частично отдаётся в музеи. Впрочем, уже в январе 1920 года здание получает новый статус и звание «Дома Учёных». Только благодаря этому интерьеры дворца пострадали не так сильно, как другие подобные творения в Петербурге, где свирепствовало воровство, унёсшее в частные коллекции великие произведения искусства.

В 1920-30-х годах в Доме учёных регулярно по субботам читались научные доклады, по четвергам - общедоступные лекции, а также проводились диспуты и концерты. Также во дворце работало общежитие на 20 человек, при котором функционировали библиотека, амбулатория, баня, прачечная, парикмахерская и клуб. К слову, в общежитии некоторое время жил Осип Мандельштам.

    Дворцовая наб., 26

Усадьба Александровка. Львовский дворец



В годы жизни Великого князя Константина Павловича, второго сына императора Павла I, который до самой смерти старшего брата Александра считался наследником русского престола, на территории нынешней усадьбы Александровка проводились военные парады. Однако в 1804 году земли, где вскоре появится дворец, были пожалованы английскому торговцу Джонсу, затем отошли коллежской советнице Зеланд, которая построила здесь деревянный дом. Наконец, в 1838 году чехарда владельцев и хозяев на длительное время прекращается, так как усадьбу приобретает генерал-адъютант Павел Александров - внебрачный сын Константина Павловича. По фамилии Павла усадьба и получает название «Александровка».

Деревянный дом в этом же году сносят, а модный архитектор Кольман возводит на его месте каменный дворец в неоготическом духе: западную часть венчает характерная для этого стиля зубчатая башня, а два корпуса соединяет крытая галерея.

Последним владельцем усадьбы был внук Павла - Александр Львов, который навечно остался в истории Петербурга под прозвищем «огненный князь». В возрасте 17 лет, в 1880 году, он создал в Стрельне первую в России команду «тушильщиков», состоящую из добровольцев, а через три года построил на территории своего имения здание пожарной части и гигантскую каланчу, на которую любил подниматься и оглядывать окрестности в подзорную трубу. В начале XX столетия князя даже избрали председателем Пожарного общества, которое просуществовало до 1919 года, когда организацию распустили из-за противоречий, связанных с несогласием, проявленным Львовым в отношении действий советской власти. Кроме того, он снискал славу борца за трезвость, рьяно интересовался спортом и даже поспособствовал строительству трамвайной ветки, которая по сию пору является действующей. В память о деяниях этого славного человека перед входом в усадьбу Александровка был установлен памятник.

После революции имение пустовало. А в годы Великой Отечественной войны его и вовсе разграбили и разрушили фашистские войска. В настоящее время усадьба восстановлена, фасад дворца сияет свежей краской, а внутри него располагаются Администрация и Муниципальный совет Стрельны, а также музыкальная школа.

    г. Стрельна, Портовая ул., 19, к. 1

Великий князь Михаил Михайлович в 1884 году приобрел участок на Адмиралтейской набережной Петербурга для постройки дворца в стиле Неоренессанса. Возведение здания было поручено знаменитому архитектору М. Месмахеру.

К 1891-му году строительство было завершено. Главной особенностью особняка стало его техническое совершенство – дворец Михаила Михайловича стал одним из немногих знаний в Петербурге, в котором были телефон, лифт, природный газ, канализация, отопление, водопровод. По проекту Месмахера была обустроена и прилегающая территория: тротуар перед дворцом заасфальтировали, во дворе установили скамейки и статуи.

Фасад архитектор облицевал высококачественным песчаником розового и серого цветов: камень добывался на финских месторождениях. В качестве украшений фасада Месмахер использовал сдвоенные полуколонны, пилястры и балюстраду.

Структурно здание делилось на 2 части: предполагалось, что в одной будет жить великий князь, в другой – его супруга. Этим планам было не суждено сбыться. В 1891 году Михаил Михайлович вступил в морганатический (неравный) брак с графиней С. Маренберг. Император Александр III был крайне этим недоволен, великому князю запретили проживать в России.

Во дворце располагалось морское управление, затем, уже в советское время, облсовет потребкооперации и Госбанк.

В наше время (2018 г.) собственником здания является одна из частных компаний Петербурга.

Видео:

После вывода отсюда промышленного производства освободившаяся территория была поделена на части и продана частным владельцам.

26 апреля 1884 года участок дома №8 у барона Г. Е. Гинзбцрга приобрёл великий князь Михаил Михайлович - внук Николая I, сын великого князя Михаила Николаевича, в семье часто называемый попросту "Миш-Миш". От этой покупки великого князя отговаривал сенатор А. А. Половцов, доказывая, что он запутается "в своих счетах и будет в финансовых затруднениях " [Цит. по: 1, с. 123]. Но достигнув 20 лет и получив право распоряжаться своими средствами Михаил Михайлович решил построить собственный дом не смотря ни на что. "У нас должен быть отличный дом" - сказал он архитектору. При этом под словом "нас" Михаил имел ввиду себя и ещё не выбранную им супругу.

Архитектором Мало-Михайловского дворца стал Максимилиан Егорович Месмахер . Возведение великокняжеской резиденции было завершено в 1888 году, после чего началась отделка помещений.

Фасад Мало-Михайловского дворца выполнен в духе любимого Месмахером итальянского ренессанса. Он облицован блоками из висбаденского песчаника. Высокий цокольный первый этаж отделан финляндским гранитом.

Мало-Михайловский дворец был оборудован по последнему слову техники. Здесь имелись газ, электричество, телефон, водопровод и канализация. Тротуар перед зданием был заасфальтирован.

Кроме самого дворца Месмахером на другой стороне Черноморского переулка был построен служебный корпус.

М. Е. Месмахер работал над внутренним убранством дворца до 1891 года, когда в России узнали о самовольной женитьбе Михаила Михайловича. К этому времени он уехал из страны, женился на внучке великого русского поэта А. С. Пушкина графине Софье Николаевне Меренберг. После этого он потерял регулярные денежные субсидии из Департамента уделов и не мог платить за строительстве дворца. Да и в Россию вернуться он уже не мог. В своём петербургском доме Михаилу Михайловичу жить не пришлось.

Мало-Михайловский дворец состоял из двух половин - хозяина и хозяйки. Каждая половина имела свой вход со стороны Азовского переулка. Со стороны Адмиралтейской набережной в Мало-Михайловском дворце были созданы Вестибюль и Парадная лестница. Позже Вестибюль был расширен за счёт соседней Большой приёмной. Слева от Вестибюля располагались Большая и Малая Приёмные. В северо-восточном углу здания был оборудован Кабинет.

Кабинет разделён на две части деревянной перегородкой. В одной из этих частей великий князь должен был принимать гостей, в другой отдыхать. Кабинет украшен камином из песчаника. Израсцы для него изготовили студенты Центрального училища технического рисования барона Штиглица, где преподавал Месмахер. Шатровую часть камина завершал герб великого князя, уничтоженный после 1917 года. От него остались щит со львиными головами, орден Андрея Первозванного и обрамление щита. В настоящее время герб воссоздан из гипса. В рабочую часть кабинета вели три двери: из большой и малой приёмных и из собственной лестницы. Позднее большая приёмная стала частью вестибюля и дверь в неё была заделана. Над входом в личную часть Кабинета находится копия картины Тициана "Любовь земная и небесная".

Ведущая на половину хозяина дворца лестница называлась Собственной. Через неё можно было попасть в Библиотеку, далее на половину хозяйки и в личные комнаты хозяина: Гардеробную, Ванную и Спальню.

На втором этаже Мало-Михайловского дворца находились Малая столовая, Сервировочная. Стены Малой столовой на две трети закрывают резные дубовые панели со встроенными буфетами и шкафами. Так же как в Кабинете, большая шатровая печь выложена израсцами.

За работу над Мало-Михайловским дворцом архитектор М. Е. Месмахер был награждён орденом Анны 2-й степени.

Приставка "Мало" была присвоена этому зданию чтобы отличать его от других Михайловского и Ново-Михайловского дворцов.

Живя за пределами страны великий князь решил продать Мало-Михайловский дворец. Покупателя долго не находилось, поэтому помещения сдавались в наём. В 1893 году здание сдаётся на 10 лет в аренду Управлению юго-западных железных дорог. В 1904 году по просьбе великого князя Александра Михайловича Мало-Михайловский дворец был передан Главному управлению торгового мореплавания и портов. После ликвидации этого учреждения в здании до сентября 1910 года работало Министерство промышленности и торговли. Особняк хотело приобрести Германское посольство, но из-за близости к морскому ведомству немцам было отказано.

В марте 1911 года Мало-Михайловский дворец приобрело страховое акционерное общество "Русский Ллойд". Большинство его акций принадлежало купеческой семье Еливеевых. Председателем общества в то время был Степан Петрович Елисеев. По проекту П. К. Бергштрессера для новых владельцев помещения были в значительной степени перестроены. В доме №8 по Адмиралтейской набережной разместилась Главная контора общества. В пристройках имелись квартиры для высших чиновников.

В феврале 1918 года Мало-Михайловский дворец передали в ведение комиссариата городского хозяйства. В 1919-1920 годах здесь работала Единая Петроградская потребительская коммуна (Петрокоммуна) во главе с А. Е. Бадаевым. Позже во дворце размещались Городской отдел торговли и Ленинградский областной совет потребительских обществ, Госбанк, Главное управление торговли Ленгорисполкома.

В начале 1992 года Мало-Михайловский дворец арендовал банк "Санкт-Петербург". Многие помещения были отреставрированы. В 1998 году из-за резкого повышения арендной платы банк переехал. Мало-Михайловски дворец долгое время искал нового арендатора. В начале 2010-х годов велись споры между его потенциальными собственниками. Из-за нерешённого вопроса о собственности дворец до сих пор закрыт для широкой публики.