Из чего состоит барабанная установка? Заметка для начинающих ударников. История барабанов Барабан краткое описание для детей

Ударные музыкальные инструменты появились раньше всех других музыкальных инструментов. В глубокой древности ударные инструменты использовали народы Африканского континента и Ближнего Востока для сопровождения религиозных и воинственных танцев и плясок.

В наши дни ударные инструменты являются весьма распространенными, так как ни один ансамбль не обходится без них.

К ударным принадлежат инструменты, у которых звук извлекается посредством удара. По музыкальным качествам, т. е. возможности получения звуков определенной высоты, все ударные инструменты подразделяются на два вида: с определенной высотой звука (литавры, ксилофон) и с неопределенной высотой звука (барабаны, тарелки и др.).

В зависимости от вида звучащего тела (вибратора) ударные инструменты подразделяются на перепончатые (литавры, барабаны, бубен и др.), пластинчатые (ксилофоны, виброфоны, колокольчики и др.), самозвучащие (тарелки, треугольники, кастаньеты и др.).

Громкость звучания ударного инструмента определяется размерами звучащего тела и амплитудой его колебаний, т. е. силой удара. В некоторых инструментах усиление звучания достигается добавлением резонаторов. Тембр звучания ударных инструментов зависит от многих факторов, главными из которых являются форма звучащего тела, материал, из которого инструмент изготовлен, и способ удара.

Перепончатые ударные инструменты

В перепончатых ударных инструментах звучащим телом является натянутая перепонка или мембрана. К ним относят-ся литавры, барабаны, бубен и др.

Литавры — инструмент с определенной высотой звучания, имеющий металлический корпус в виде котла, в верхней части которого натянута мембрана из хорошо выделанной кожи. В настоящее время в качестве мембраны используют специальную перепонку из полимерных материалов повышенной прочности.

Мембрана крепится на корпусе с помощью обруча и натяжных винтов. Этими винтами, расположенными по окружности, натягивают или отпускают мембрану. Таким образом осуществляется настройка литавры: если мембрану натягивать, то строй будет выше, и, наоборот, если мембрану отпускать, то строй будет ниже. Чтобы не мешать свободнойт вибрации мембраны в центре котла, снизу имеется отверстие для перемещения воздуха.

Корпус литавр изготавливают из меди, латуни или алюминия, устанавливают их на подставке — треножнике.

В оркестре литавры используют в наборе из двух, трех, четырех и более котлов различной величины. Диаметр современных литавр от 550 до 700 мм.

Различают литавры винтовые, механические и педальные. Наиболее распространены педальные, так как одним нажатием на педаль можно, не прерывая игры, перестроить инструмент на нужную тональность.

Звуковой объем литавр равен примерно квинте. Большая литавра настраивается ниже всех других. Диапазон звучания инструмента — от фа большой октавы до до малой октавы. Средняя литавра имеет диапазон звучания от си большой октавы до фа малой октавы. Малая литавра — от ре малой октавы до ля малой октавы.

Барабаны — инструменты с неопределенной высотой звучания. Различают барабаны малый и большой оркестровые, малый и большой эстрадные, том-тенор, том-бас, бонги.

Барабан большой оркестровый представляет собой корпус цилиндрической формы, обтянутый с двух сторон кожей или пластиком. Большой барабан имеет мощный, низкий и глухой звук, который извлекается деревянной колотушкой с шарообразным наконечником из войлока или фильца. В настоящее время для мембран барабанов стали применять вместо дорогостоящей пергаментной кожи полимерную пленку, имеющую более высокие показатели прочности и лучшие музыкально-акустические свойства.

Мембраны у барабанов закрепляются двумя ободами и натяжными винтами, расположенными по окружности корпуса инструмента. Корпус барабана изготавливается из листовой стали или клееной фанеры, облицовывается художественным целлулоидом. Размеры 680x365 мм.

Барабан большой эстрадный имеет форму и конструкцию, аналогичную оркестровому барабану. Размеры его 580x350 мм.

Барабан малый оркестровый имеет вид невысокого цилиндра, обтянутого с двух сторон кожей или пластиком. Мембраны (перепонки) крепятся к корпусу с помощью двух ободов и стяжных винтов.

Для придания барабану специфического звука над нижней мембраной натягиваются специальные струны или спирали (подструнник), которые приводятся в действие с помощью сбрасывающего механизма.

Применение синтетических мембран в барабанах позволило значительно улучшить их музыкально-акустические возможности, надежность эксплуатации, длительность службы и товарный вид. Размеры малого оркестрового барабана 340x170 мм.

Малые оркестровые барабаны включены в состав военных духовых оркестров, они применяются и в симфонических оркестрах.

Барабан малый эстрадный имеет то же устройство, что и оркестровый. Размеры его 356x118 мм.

Барабан том-том-тенор и барабан том-том-бас не отличаются по устройству и применяются в эстрадных ударных установках. Барабан том-тенор крепится при помощи кронштейна к большому барабану, барабан том-том-бас устанавливают на полу на специальной подставке.

Бонги представляют собой барабаны небольших размеров с натянутой с одной стороны кожей или пластиком. Они входят в состав эстрадной ударной установки. Между собой бонги соединяются переходниками.

Бубен — представляет собой обруч (обечайку), у которого с одной стороны натянута кожа или пластик. В корпусе обруча сделаны специальные прорези, в которых укреплены латунные пластинки, имеющие вид маленьких оркестровых тарелочек. Иногда еще внутри обруча на натянутые бечевки или спирали нанизываются маленькие бубенчики, колечки. Все это от малейшего прикосновения к инструменту позвякивает, создавая своеобразное звучание. Удары по мембране производят концами пальцев или основанием ладони правой руки.

Бубны используют для ритмического сопровождения пляски, песни. На Востоке, где искусство игры на бубне достигло виртуозного мастерства, распространена сольная игра на этом инструменте. Азербайджанский бубен называется деф, дяф или гавал, армянский — даф или хавал, грузинский — дайра, узбекский и таджикский — дойра.

Пластинчатые ударные инструменты

К пластинчатым ударным инструментам с определенной высотой звучания относятся ксилофон, металлофон, марим-бафон (маримба), виброфон, колокольчики, колокола.

Ксилофон — представляет собой набор деревянных брусочков разных размеров, соответствующих различным по высоте звукам. Брусочки изготавливают из палисандра, клена, ореха, ели. Они располагаются параллельно в четыре ряда в порядке хроматической гаммы. Крепятся брусочки на прочных шнурках и разделяются пружинками. Шнур проходит сквозь отверстия в брусочках. Для игры ксилофон раскладывают на маленьком столике на долевых резиновых прокладках, располагающихся вдоль шнуров инструмента.

Играют на ксилофоне двумя деревянными палочками с утолщением на конце. Ксилофон используют как для сольной игры, так и в оркестре.

Диапазон ксилофона — от си малой октавы до до четвертой октавы.


Металлофоны сходны с ксилофонами, только звуковые пластины изготовлены из металла (латуни или бронзы).

Маримбафоны (маримба) — ударный музыкальный инструмент, звучащими элементами которого являются деревянные пластины, а для усиления звучания на нем установлены трубчатые металлические резонаторы.

Маримба обладает мягким, сочным тембром, имеет диапазон звучания четыре октавы: от ноты до малой октавы до ноты до четвертой октавы.

Игровые пластины изготавливаются из древесины палисандра, что обеспечивает высокие музыкально-акустические свойства инструмента. Пластины расположены на раме в два ряда. Первый ряд содержит пластины основных тонов, второй ряд — пластины полутонов. Установленные на раме в два ряда резонаторы (металлические трубки с заглушками) настроены на частоту звука соответствующих пластин.

Основные узлы маримбы закрепляются на опорной тележке с колесиками, каркас которой сделан из алюминия, что обеспечивает минимальную массу и достаточную прочность.

Маримба может использоваться как музыкантами-профессионалами, так и для учебных целей.

Вибрафон представляет собой набор хроматически настроенных алюминиевых пластин, расположенных в два ряда аналогично фортепианной клавиатуре. Пластины устанавливаются на высокой станине (столе) и крепятся на шнурках. Под каждой пластиной в центре находятся цилиндрические резонаторы соответствующей величины. Через все резонаторы в верхней части проходят оси, на которых крепятся вентиляторные крыльчатки — веерочки. С боку станины вмонтирован портативный бесшумный электродвигатель, который равномерно вращает крыльчатки на протяжении всей игры на инструменте. Таким образом достигается вибрация. Инструмент имеет демпферное устройство, соединенное с педалью под станиной, для приглушения звука ногой. Играют на вибрафоне двумя, тремя, четырьмя иногда и более длинными палочками с резиновыми шариками на концах.

Диапазон вибрафона — от фа малой октавы до фа третьей октавы или от до первой октавы до ля третьей октавы.

Вибрафон используют в симфоническом оркестре, но чаще в эстрадном оркестре или как сольный инструмент.

Колокола — набор ударных инструментов, которые применяются в оперном и симфоническом оркестрах для имитации колокольного звона. Колокол состоит из набора цилиндрических труб от 12 до 18 штук, настроенных хроматически. Трубы обычно латунные никелированные или стальные хромированные диаметром 25—38 мм. Их подвешивают в раме-стойке высотой около 2 м. Звук извлекают ударом деревянного молота по трубам. Колокола снабжены педально-демпферным устройством для глушения звука. Диапазон колоколов 1—11/ 2 октавы, обычно от фа большой октавы.

Колокольчики — ударный музыкальный инструмент, который состоит из 23—25 хроматически настроенных металлических пластинок, размещенных в плоском ящике в два ряда ступенями. Верхний ряд соответствует черным, а нижний ряд — белым клавишам фортепиано.

Диапазон звучания колокольчиков равен двум октавам: от ноты до первой октавы до ноты до третьей октавы и зависит от числа пластинок.

Самозвучащие ударные инструменты

К самозвучащим ударным инструментам относятся: тарелки, треугольники, там-тамы, кастаньеты, маракасы, погремушки и др.

Тарелки представляют собой металлические диски, изготовленные из латуни или нейзильбера. Дискам тарелок придана несколько сферическая форма, к центру прикреплены кожаные ремешки.

При ударе тарелок друг о друга издается продолжительный звенящий звук. Иногда применяют одну тарелку и извлекают звук ударом палочки или металлической щетки. Выпускаются тарелки оркестровые, тарелки "чарльстон", тарелки "гонг". Звучат тарелки резко, звеняще.

Треугольник оркестровый представляет собой стальной прут, которому придана незамкнутая треугольная форма. При игре треугольник свободно подвешивают и ударяют по нему металлической палочкой, выполняя различные ритмические рисунки.

Звук треугольника яркий, звенящий. Применяется треугольник в различных оркестрах и ансамблях. Выпускаются треугольники оркестровые с двумя стальными палочками.

Там-там или гонг — бронзовый диск с загнутыми краями, по центру которого ударяют колотушкой с войлочным наконечником, звук гонга глубокий, густой и мрачный, достигает полной силы не сразу после удара, а постепенно.

Кастаньеты — в Испании являются народным инструментом. Кастаньеты имеют форму раковин, обращенных одна 1С другой вогнутой (сферической) стороной и связанных шнуром. Изготавливают их из дерева твердых пород и пластмассы. Выпускают кастаньеты двойные и одинарные.

Маракасы — шары из древесины или пластмассы, наполненные небольшим количеством мелких кусочков металла (дробью), снаружи маракасы красочно оформлены. Для удобства удержания во время игры они снабжены ручкой.


Встряхивая маракасы, воспроизводят различные ритмические рисунки.

Маракасы находят применение в оркестрах, но чаще в эстрадных ансамблях.

Погремушки представляют собой наборы маленьких тарелочек, укрепленных на деревянной пластине.

Ударная установка эстрадного ансамбля

Для полного изучения группы ударных музыкальных инструментов специалисту, занимающемуся их реализацией, необходимо знать состав ударных установок (комплектов). Наиболее распространен следующий состав ударных установок: большой барабан, малый барабан, спаренная тарелка "чарльстон" (хей-хет), тарелка одинарная большая, тарелка одинарная малая, бонги, том-том бас, том-том тенор, том-том альт.

Прямо перед исполнителем на полу устанавливается большой барабан, он имеет упорные ножки для устойчивости. Сверху на барабане при помощи кронштейнов могут быть закреплены барабаны том-том тенор и том-том альт, дополнительно на большом барабане предусмотрена подставка для оркестровой тарелки. Кронштейны, закрепляющие том-том тенор и том-том альт на большом барабане, регулируют их высоту.

Неотъемлемой частью большого барабана является механическая педаль, при помощи которой исполнитель извлекает из барабана звук.

В состав ударной установки обязательно входит малый эстрадный барабан, который крепится на специальной подставке тремя прихватами: двумя откидными и одним выдвижным. Подставка устанавливается на полу; она представляет собой стойку, снабженную стопорным устройством для фиксации в заданном положении и регулировки наклона малого барабана.

Малый барабан имеет сбрасывающее устройство, а также глушитель, которые используются для регулировки тембра звука.

В комплект ударной установки могут входить одновременно несколько разных по размерам том-том барабанов, том-том альтов и том-том теноров. Том-том бас устанавливается с правой стороны от исполнителя и имеет ножки, с помощью которых можно регулировать высоту инструмента.

Барабаны бонги, входящие в ударную установку, размещаются на отдельной подставке.

В состав ударной установки входят также оркестровые тарелки с подставкой, механическая подставка для тарелок "чарльстон", стул.

Сопутствующими инструментами ударной установки являются маракасы, кастаньеты, треугольники, а также другие шумовые инструменты.

Запасные части и принадлежности к ударным инструментам

К запасным частям и принадлежностям ударных инструментов относятся: подставки для малого барабана, подставки для оркестровых тарелок, механическая педальная подставка для оркестровых тарелок "чарльстон", механическая колотушка для большого барабана, палочки литавровые, палочки к малому барабану, палочки барабанные эстрадные, щеточки оркестровые, колотушки для большого барабана, кожа для большого барабана, ремни, футляры.

В ударных музыкальных инструментах звук извлекается ударом какого-либо приспособления или отдельных частей инструмента друг о друга.

Ударные инструменты подразделяют на перепоночные, пластинчатые, самозвучащие.

К перепоночным относят инструменты, у которых источником звука является натянутая перепонка (литавры, барабаны), звук извлекается ударом о перепонку каким-либо приспособлением (например, колотушкой). В пластинчатых инструментах (ксилофоны и др.) в качестве звучащего тела используют деревянные или металлические пластинки, бруски.

В самозвучащих инструментах (тарелки, кастаньеты и др.) источником звука является сам инструмент или его корпус.

Ударные музыкальные инструменты — это инструменты, звучащие тела которых возбуждаются ударами или встряхиванием.

По источнику звука ударные инструменты подразделяют на:

Пластинчатые — в них источником звука являются деревянные и металлические пластинки, бруски или трубки, по которым музыкант ударяет палочками (ксилофон, металлофон, колокольчики);

Перепончатые — в них звучит натянутая перепонка — мембрана (литавры, барабан, бубен и др). Литавры представляют собой набор из нескольких металлических котлов разной величины, покрытых сверху перепонкой из кожи. Натяжение перепонки может изменяться специальным устройством, при этом изменяется высота извлекаемых колотушкой звуков;

Самозвучащие — в этих инструментах источником звука является сам корпус (тарелки, треугольники, кастаньеты, маракасы).

Основные сведения Агого - бразильский народный ударный музыкальный инструмент, представляющий собой два разнотоновых овечьих колокольчика без языков, соединенные металлической изогнутой ручкой. Существуют различные вариации агого. Например, с тремя колокольчиками; или агого, изготовленные полностью из дерева (также с двумя или тремя колокольчиками). Ритмический рисунок, который исполняют музыканты на агого, является основой полиритмической структуры бразильской карнавальной самбы.


Основные сведения Асатаяк - древнеказахский и древнетюркский ударный музыкальный инструмент. По форме напоминает жезл или трость с плоской головкой, украшенной орнаментом и металлическими кольцами, подвесками. Асатаяк имел открытый и резкий звук. Для усиления звучания инструмента, баксы использовали конырау - колокольчики, которые прикрепляли к головке асатаяка. При встряхивании инструмента конырау дополняли звучание металлическим звоном. И асатаяк,


Основные сведения Ашико - западноафриканский ударный музыкальный инструмент, барабан в форме усечённого конуса. Играют на ашико руками. Происхождение Родиной ашико считается Западная Африка, предположительно Нигерия, народ йоруба. Название чаще всего переводят как «свобода». Ашико использовались для излечения, при проведении ритуалов посвящения, воинских ритуалах, общении с предками, для передачи сигналов на расстояния и т. д. Барабаны


Основные сведения Баниа (бахиа) - бенгальский ударный музыкальный инструмент, распространён в Северной Индии. Представляет собой односторонний барабан небольших размеров с кожаной мембраной и чашеобразным керамическим корпусом. Звук извлекается ударами пальцев и кисти руки. Употребляется вместе с табла. Видео: Баниа на видео + звучание Видео с этим инструментом очень скоро появится в энциклопедии! Продажа: где купить/заказать?


Основные сведения Баньгу (даньпигу) - китайский ударный музыкальный инструмент, небольшой односторонний барабан. От китайского бань — деревянная дощечка, гу — барабан. Различают женский вариант баньгу и мужской вариант баньгу. Имеет деревянный корпус в форме чаши с массивными стенками, обращённый выпуклой стороной вверх. В середине корпуса имеется небольшое отверстие. Кожаная мембрана натягивается на выпуклую часть корпуса


Основные сведения Бар чаймс - самозвучащий ударный музыкальный инструмент, родственный традиционным азиатским ветряным колокольчикам. Инструмент был введён в обиход перкуссионистов американским ударником Марком Стивенсом, в честь которого получил оригинальное название Mark Tree, широко распространённое на Западе. В России больше распространено название Bar Chimes. Металлические трубочки разной длины, из которых составлен инструмент, звучат от соприкосновения друг


Основные сведения, устройство Барабан - ударный музыкальный инструмент, мембранофон. Распространён у большинства народов. Состоит из полого цилиндрического деревянного (или металлического) корпуса-резонатора или рамы, на которые с одной или двух сторон натянуты кожаные мембраны (сейчас используются пластиковые мембраны). Относительная высота звука может регулироваться натяжением мембран. Звук извлекают ударом по мембране деревянной колотушкой с мягким наконечником, палочкой,


Основные сведения Бойран - ирландский ударный музыкальный инструмент, напоминает бубен диаметром примерно полметра (обычно 18 дюймов). Ирландское слово bodhran (по-ирландски произносится борОн или бойрОн, по-английски – бОуран, по-русски принято произносить бОйран или бОран) переводится как «гремящий«, «оглушающий» (а также –»надоедающий«, но это только в некоторых случаях). Держат бойран вертикально, играя на нем специфическим образом деревянной


Основные сведения Большой барабан (бас-барабан), также называемый иногда турецким барабаном или «бас-бочкой» - ударный музыкальный инструмент с неопределённой высотой звука, низкого регистра. Представляет собой барабан - широкий металлический или деревянный цилиндр, затянутый с обеих сторон кожами (иногда только с одной стороны). Звук извлекается ударом колотушки с массивной головкой, обёрнутой плотным материалом. При необходимости исполнения сложных


Основные сведения Бонанг - индонезийский ударный музыкальный инструмент. Представляет собой набор бронзовых гонгов, при помощи шнуров укреплённых в горизонтальном положении на деревянной подставке. Каждый гонг имеет в центре выпуклость (пенчу). Звук извлекают, ударяя по этой выпуклости деревянной палочкой, обмотанной на конце хлопчатобумажной тканью или верёвкой. Иногда под гонгами подвешиваются шарообразные резонаторы из жжёной глины. Звук


Основные сведения Бонго (исп. bongo) - кубинский ударный музыкальный инструмент. Представляет собой небольшой сдвоенный барабан африканского происхождения, играют на котором обычно сидя, удерживая бонго зажатым между икрами ног. На Кубе бонго впервые появился в провинции Орьенте около 1900-го года. Барабаны, составляющие бонго, имеют разный размер; меньший из них считается «мужским» (мачо - исп. macho, дословно


Основные сведения Бубен - ударный музыкальный инструмент, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент. Распространен бубен у многих народов: узбекская дойра; армянский, азербайджанский, таджикский дэф; шаманские бубны с длинной ручкой у народов


Основные сведения Бубенец (бубенчик) - ударный музыкальный инструмент, небольшая металлическая погремушка (колокольчик); представляет собой полый шарик с маленьким цельным шариком (несколькими шариками) внутри. Может крепиться к конской упряжи («Тройка с бубенцами»), одежде, обуви, головным уборам (колпак шута), бубну. Видео: Бубенец на видео + звучание Видео с этим инструментом очень скоро появится в энциклопедии! Продажа: где


Основные сведения Бугай (бербеница) - акомпанирующий фрикционный ударный музыкальный инструмент, звучанием напоминающий рёв бугая. Бугай представляет собой деревянный цилиндр, верхнее отверстие которого обтянуто шкурой. К шкуре в центре прикреплён пучок конских волос. Используется как басовый инструмент. Музыкант увлажнёнными в квасе руками дёргает за волосы. В зависимости от места соприкосновения меняется высота звука. Бугай широко распространён


Основные сведения Вибрафон (англ. и фр. vibraphone, итал. vibrafono, нем. vibraphon) - ударный музыкальный инструмент, относящийся к металлическим идиофонам с определённой высотой звучания. Изобретён в США в конце 1910-х годов. Инструмент обладает широкими виртуозными возможностями и используется в джазе, на эстраде и в ансамблях ударных инструментов, реже - в симфоническом оркестре и как сольный инструмент.


Основные сведения Гавал (даф) - азербайджанский народный ударный музыкальный инструмент. Очень схож с бубном и тамбурином. Один из тех редких музыкальных инструментов, который сохранил до наших дней свою первоначальную форму. Устройство Гавал представляет собой деревянный обод с натянутой на него кожей осетра. В современных условиях мембрана гавала также делается из пластика, чтобы предотвратить увлажнение. К


Основные сведения, устройство, строй Гамбанг - индонезийский ударный музыкальный инструмент. Состоит из деревянных (гамбанг кайю) или металлических (гамбанг гангза) пластинок, закреплённых в горизонтальном положении на деревянной подставке, нередко пышно украшенной росписью и резьбой. Звук извлекается ударами двух деревянных палочек с плоской шайбообразной обмоткой на концах. Их держат свободно между большим и указательным пальцами, остальные пальцы


Основные сведения Гендер (гендир) - индонезийский ударный музыкальный инструмент. В гамелане гендер осуществляет вариационную разработку основной темы, задаваемой гамбангом. Устройство Гендер состоит из 10-12 чуть выпуклых металлических пластин, укреплённых в горизонтальном положении на деревянной подставке при помощи шнуров. К пластинам подвешиваются бамбуковые трубки-резонаторы. Пластины гендера подбираются в соответствии с 5-ступенным звукорядом слендро


Основные сведения Гонг - старинный ударный музыкальный инструмент симфонического оркестра, представляющий собой свободно подвешенный на опоре вогнутый металлический диск сравнительно большого размера. Иногда гонг ошибочно путают с там-тамом. Разновидности гонгов Существует огромное количество разновидностей гонгов. Они отличаются размером, формой, характером звучания и происхождением. Самыми известными в современной оркестровой музыке являются китайские и яванские гонги. Китайский


Основные сведения Гуиро - латиноамериканский ударный музыкальный инструмент, первоначально изготовлявшийся из плодов горлянкового дерева, известного на Кубе и в Пуэрто-Рико под названием «игуэро», с нанесёнными на поверхность засечками. Слово «гуиро» происходит из языка индейцев таино, населявших Антильские острова до испанского вторжения. Традиционно в меренге чаще используется металлический гуиро, имеющий более резкий звук, а в сальсе


Основные сведения Гусачок (гусек) - необычный старинный русский народный шумовой ударный музыкальный инструмент. Происхождение гусачка веьма туманно и неоднозначно. Возможно, на нём играли ещё скоморохи, однако в современных экземплярах глиняная крынка (или «глечик») заменяется на такой же формы модель из папье-маше. У гусачка есть близкие родственники в разных странах мира. Скажем прямо, все родственники очень


Основные сведения Дангыра - древнеказахский и древнетюркский ударный музыкальный инструмент. Она представляла собой бубен: ободок, обтянутый с одной стороны кожей, внутри которого были навешаны металлические цепочки, колечки и пластинки. И дангыра, и асатаяк, были атрибутами шаманских обрядов, из-за чего они не получили широкого распространения в музыкальном быту народа. Уже начиная с начала 19-го века оба


Основные сведения Дарбука (тарбука, дарабука, думбек) - старинный ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, небольшой барабан, широко распространённый на Ближнем Востоке, Египте, странах Магриба, в Закавказье и на Балканах. Традиционно изготовляется из глины и козлиной кожи, сейчас также распространены металлические дарбуки. Имеет два отверстия, одно из которых (широкое) закрыто мембраной. По типу звукообразования относится к


Основные сведения Деревянная коробочка или вуд-блок - ударный музыкальный инструмент. Один из самых распространённых ударных музыкальных инструментов с неопределённой высотой звучания. Звучание инструмента - характерный цокающий звук. Представляет собой прямоугольный брусок звонкого, хорошо высушенного дерева. С одной стороны, ближе к верхней части бруска, выдолблена глубокая щель шириной около 1 см. На инструменте играют деревянными или


Основные сведения Джембе - западноафриканский ударный музыкальный инструментв форме кубка с открытым узким низом и широким верхом, на который натягивается мембрана из кожи - чаще всего козьей. Ранее неизвестный Западу, со времени своего «открытия» он обрёл огромную популярность. По форме джембе относится к так называемым goblet drums, по звукообразованию - к мембранофонам. Происхождение, история Джембе


Основные сведения Дхолак - ударный музыкальный инструмент, деревянный барабан бочкообразнорй формы с двумя мембранами разного диаметра. Играют на дхолаке руками или специальной палочкой; можно играть сидя по-турецки, положив его на колени, или же стоя, используя ремень. Сила натяжения мембран регулируется системой колец и верёвочных перетяжек. Дхолак распространён в Северной Индии, Пакистане и Непале; очень популярен


Основные сведения Карильон - ударный музыкальный инструмент, посредством часового механизма заставляющий ряд колоколов исполнять какую-либо мелодию, подобно тому, как вращающийся вал приводит в движение орган. Часто используется в церквях, особенно в Нидерландах, в Китае известен был уже в глубокой древности. На карильоне играют «вручную» посредством специальной клавиатуры. Всего в мире существует 600-700 карильонов. Известные музыканты


Основные сведения Кастаньеты - ударный музыкальный инструмент, представляющий собой две вогнутые пластинки-ракушки, в верхних частях связанные между собой шнурком. Пластины традиционно изготавливались из твёрдой древесины, хотя в последнее время для этого все чаще используются стеклопластик. Кастаньеты получили наибольшее распространение в Испании, Южной Италии и Латинской Америке. Подобные простые музыкальные инструменты, пригодные для ритмического сопровождения танца


Основные сведения Кимвал - древний восточный ударный музыкальный инструмент, состоящий из металлической тарелки (чаши), посреди которой прикреплялись ремень или верёвка, для надевания на правую руку. Кимвал ударяли о другой кимвал, надетый на левую руку, отчего название этого инструмента употребляется во множественном числе: кимвалы. При ударе друг о друга кимвалы издаюь резкий звенящий звук. У евреев


Основные сведения Клаве (исп. clave, дословно - «ключ») - простейший кубинский народный ударный музыкальный инструмент. Идиофон африканского происхождения. Представляет собой две палочки из твёрдого дерева, при помощи которых задаётся основной ритм ансамбля. Музыкант, играющий на клаве (обычно - певец), держит одну из палочек в руке таким образом, чтобы ладонь образовывала своего рода резонатор, а другой


Основные сведения Колокол - металлический ударный музыкальный инструмент (как правило, отлитый из так называемой колокольной бронзы), источник звука, имеющий куполообразную форму и, обычно, язык, ударяющийся изнутри о стенки. Известны также колокола без языка, по которым бьют молоточком или бревном снаружи. Колокола используются в религиозных целях (призыв верующих на молитву, выражение торжественных моментов Богослужения) и в


Основные сведения Колокола оркестровые - ударный музыкальный инструмент симфонического оркестра (идиофон). Представляет собой набор 12-18 цилиндрических металлических трубок диаметром 25-38 мм, подвешенных в раме-стойке (высота около 2 м). Ударяют по ним колотушкой, головка которой обтянута кожей. Звукоряд хроматический. Диапазон 1-1,5 октавы (обычно от F; нотируется октавой выше, чем звучит). Современные колокола снабжены демпфером. В оркестре


Основные сведения Колокольчики (итал. campanelli, фр. jeu de timbres, нем. Glockenspiel) - ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания. Инструмент обладает светлозвенящим тембром в пиано, блестящим и ярким - в форте. Колокольчики существуют в двух разновидностях: простые и клавишные. Простые колокольчики представляют собой набор настроенных по хроматизму металлических пластинок, размещённых в два ряда на деревянной


Основные сведения Конго - латиноамериканский ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания из рода мембранофонов. Представляет собой вытянутую по высоте бочку, с одного торца натянута кожаная мембрана. Используется в паре — два барабана разного диаметра (один настроен пониже, другой повыше), часто на конго играют одновременно вместе с бонго (собирают на одной перкуссионной установке). Высота конго 70-80


Основные сведения Ксилофон (от греч. ксило - дерево + фон - звук) - ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания. Представляет собой ряд деревянных брусков разной величины, настроенных на определённые ноты. По брускам ударяют палочками с шарообразными наконечниками или специальными молоточками, похожими на небольшие ложки (на жаргоне музыкантов эти молоточки называют «козьими ножками»). Тембр ксилофона


Основные сведения Куика - бразильский ударный музыкальный инструмент из группы фрикционных барабанов, наиболее часто применяемый в самбе. Имеет скрипучий, резкий тембр высокого регистра. Куика представляет собой цилиндрический металлический (первоначально деревянный) корпус, диаметром 6-10 сантиметров. На одну из сторон корпуса натягивается кожа, другая сторона остается открытой. С внутренней стороны, к центру и перпендикулярно кожаной мембране крепится


Основные сведения Литавры (итал. timpani, фр. timbales, нем. Pauken, англ. kettle drums) - ударный музыкальный инструмент с определенной высотой звучания. Представляют собой систему двух и более (до пяти) металлических котлов, открытая сторона которых затянута кожей или пластиком. В днище каждого котла находится резонаторное отверствие. Происхождение Литавры - инструмент очень древнего происхождения. В Европе литавры, близкие


Основные сведения Ложки - древнейший славянский ударный музыкальный инструмент. Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твёрдых пород дерева. Кроме того, музыкальные ложки имеют удлинённые рукоядки и отполированную поверхность соударений. Иногда вдоль рукоядки подвешивают бубенцы. В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или


Основные сведения, устройство Малый барабан (также иногда называемый военным барабаном или «рабочим«) - ударный музыкальный инструмент, принадлежащий к мембранофонам с неопределённой высотой звучания. Один из основных ударных инструментов симфонического оркестра, а также джаза и других жанров, где входит в состав ударной установки (часто в нескольких экземплярах разных размеров). Малый барабан представляет собой металлический, пластиковый или


Основные сведения Марака (маракас) - древнейший ударно-шумовой музыкальный инструмент коренных жителей Антильских островов - индейцев таино, разновидность погремушки, издающей при потряхивании характерный шуршащий звук. В настоящее время мараки популярны на всей территории Латинской Америки и являются одним из символов латиноамериканской музыки. Как правило, музыкант, играющий на мараках, использует пару погремушек - по одной в каждой


Основные сведения Маримба - клавиатурный ударный музыкальный инструмент, состоящий из укрепленных на раме деревянных брусков, по которым ударяют колотушками, родственник ксилофона. Маримба отличается от ксилофона тем, что звук, издаваемый каждым бруском, усиливается деревянным или металлическим резонатором либо подвешенной под ним тыквой. Маримба обладает богатым, мягким и глубоким тембром, позволяющим добиваться выразительного звучания. Возникла маримба в


Основные сведения Музыкальная подвеска (ветерок) - ударный музыкальный инструмент. Представляет собой связку мелких предметов, издающих приятный перезвон при дуновении ветра, широко используемая в ландшафтном дизайне, особенно при украшении крылец, веранд, террасс, навесов и т. д., примыкающих к дому. Используется и как музыкальный инструмент. Музыкальные подвески наиболее широко распространены в южных регионах как антистрессовое средство и


Основные сведения Пхачич - адыгейский и кабардинский народный ударный музыкальный инструмент, родственник трещотки. Представляет собой 3, 5 или 7 пластинок из высушенной твёрдой древесины (самшита, ясеня, каштана, граба, чинары), свободно привязанных с одного конца к такой же пластинке с рукоятью. Обычные размеры инструмента: длина 150-165 мм, ширина 45-50 мм. Пхачич держат за рукоять, натянув петлю,


Основные сведения Сенсерро (кампана) - латиноамериканский ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания из семейства идеофонов: металлический колокольчик без языка, на котором играют деревянной палочкой. Другое его название - кампана. Современные сенсерро имеют форму несколько сплющенного с обеих сторон раструба. Появление сенсерро в латиноамериканской музыке связывают с ритуальными колокольчиками экон конголезских религиозных культов. Считается, что в


Основные сведения Табла - индийский ударный музыкальный инструмент. Большой барабан называется — байна, маленький — дайна. Одним из самых известных музыкантов прославивших этот инструмент на весь мир стал легендарный таблист — Рави Шанкар. Происхождение Точно о происхождении табла неясно. Но по существующей традиции создание этого инструмента (как и многого другого, чье происхождение неизвестно) приписывают Амиру


Основные сведения Тала (или талан; санскр. Tala - хлопанье в ладоши, ритм, такт, танец) - южно-индийский парный ударный музыкальный инструмент из разряда ударных, разновидность металлических тарелок или кимвал. Позади каждой из них имеется шёлковая или деревянная рукоятка. Звук талы довольно мягок и приятен. Видео: Тала на видео + звучание Видео с этим инструментом очень скоро

Каждый музыкант должен быть со своим инструментом на «ты». Барабанщики – не исключение. Чтобы быть профессионалом, конечно, нужно знать, из чего состоит барабанная установка.

Состав и внешний вид ударной установки менялись и развивались на протяжении 120 с лишним лет.

Посмотрим, как выглядит классическая барабанная установка сегодня. Основные её составляющие – тарелки и барабаны.

Главный по тарелочкам…

Многообразие тарелок очень велико – насчитываются сотни видов тарелок. Они различаются по диаметру, сплаву, форме и другим параметрам. Основная классификация тарелок включает в себя следующие виды:

  • Hi-hat (хет). Двойная тарелка, установленная на одном стержне. Часто основной ритм ведётся именно с помощью хета. Хет крепится на специальной стойке, оснащенной педалью. Как правило, длительность звучания хай-хета регулируется левой ногой.
  • Crash (крэш). Тарелка, дающая мощное, богатое звучание. Используется как для ведущей линии, так и для акцентирования.
  • Ride (райд) . Обладает звонким и сухим звуком. По сравнению с другими тарелками, как правило, имеет меньший сустейн (продолжительность звучания).
  • Splash (сплэш). Тарелка небольшого диаметра, дающая сочный, резкий звук.
  • China(чайна). Тарелка изогнутой формы. Имеет громкое и резковатое звучание.

Какие барабаны входят в ударную установку?

К барабанам относятся:

  • Bassdrum (бас-барабан, «бочка) . Для игры используется прикрепленная к барабану педаль с колотушкой. Даёт мощный, плотный звук, который, как правило, и является основой партии.
  • Snaredrum (малый барабан, рабочий барабан) . Один из основных элементов, из которых состоит барабанная установка. Имеет звонкий, слегка «дребезжащий» звук.
  • Tom-tom (том-том) . Это подвесные или напольные барабаны. Звук том-томов зависит от размеров. Как правило, чем больше размер, тем ниже звук барабана.

Из чего состоит барабанная установка, каждый барабанщик определяет сам. Комплектация может различаться в зависимости от музыкального стиля и техники игры. Минимальный набор для барабанной установки это бас-барабан, малый барабан, хай-хет.

Дополнительные элементы ударной установки

Конечно, барабанная установка состоит не только из тарелок и томов. Поддержку оборудования выполняют стойки и крепления. Кроме того, некоторые барабанщики используют дополнительно ковбелл (cowbell) и другие ударные элементы: ксилофоны, гонги, тамбурины и т.д.

Также существует множество других интересных элементов, не входящих в состав классической барабанной установки. Как правило, это этнические инструменты – бонго, шейкеры, табла и другие. Ну и, пожалуй, без чего барабанщику точно не обойтись, так это – !

Установка на успех

Как видите, основная комплектация барабанной установки не так уж и велика. Барабанщики имеют возможность выбора разных вариантов комплектации. Есть возможность покупки готовой установки, либо сборного варианта – например, покупка понравившихся вам инструментов от разных производителей для одного комплекта.

От комплектации вашей барабанной установки зависит, конечно, многое. Качество извлекаемого звука, возможности, разнообразие звуков. Впрочем, из чего бы ни состояла ваша барабанная установка, вам не удастся добиться серьёзного успеха в вашем деле без постоянных и упорных тренировок. Быть барабанщиком – серьёзный труд, и не стоит забывать о постоянном росте и развитии.

Ударная установка (барабанная установка, драмкит от англ. drumkit ) - набор барабанов, тарелок и других ударных инструментов, приспособленный для удобной игры музыканта-барабанщика. Обычно используется в джазе, роке и поп-музыке.

По отдельным инструментам установки играют барабанными палочками, различными щётками и колотушками. Для игры на хай-хэте и бас-барабане используются педали, поэтому барабанщик играет сидя на специальном стуле или табурете.

Разные жанры музыки диктуют стилистически соответствующий состав инструментов в барабанной установке.

Происхождение барабанов и ударных инструментов.

Итак, пожалуй, первыми предпосылками к появлению барабанов были как это ни удивительно, мы – люди! Вот так вот, когда наши прапрапредки жили в пещерах и боролись за жизнь на охоте, стучали себя в грудь выплескивая все свои эмоции - порождали глухой звук. А вот если вдуматься мы же барабанщики современности, так же выплескиваем эти самые эмоции, только уже играя на барабанах. Удивительно, не правда ли!?

Время шло, и люди постепенно научились извлекать звуки из подручных вещей, появлялись устройства напоминающие нынешние барабаны. Интересно то, что первые барабаны были устроены практически так же как и сейчас: за основу бралось полое тело и на него натягивались с двух сторон мембраны. За основу мембран бралась кожа животных и стягивалась их же жилами, позже веревками, а уже в наше время используются специальные металлические крепления.

Первые упоминания о барабанах.

Совсем недавно в пещерах Южной Америки ученые обнаружили наскальные рисунки, на которых люди били руками по предметам, напоминающим барабаны, а при раскопках в Месопотамии были найдены одни из древнейших ударных инструментов, сделанные в виде маленьких цилиндров, есть предположения что этим событиям более 6000 лет до нашей эры.

Кроме того, найденные барабаны в Моравии, Древнем Египте и Шумере датируются возрастом 5000, 4000, 3000 лет до н.э соответственно.

Издавна барабаны использовались не только для создания музыки и сопровождения различных ритуальных обрядов, танцев и церемоний, они так же широко применялись как сигнальные инструменты для передачи сообщений при военных шествиях и действиях, и даже как предупреждение об опасности. Барабан был лучшим инструментом для выполнения таких задач, потому что его легко изготовить, он создаёт много шума и его звук хорошо распространяется на большие расстояния.

Состав

Ударная установка

В стандартную ударную установку входят следующие элементы:

  • Тарелки:
    • Крэш (crash) - тарелка с мощным, шипящим звуком.
    • Райд (ride) - тарелка со звонким, но коротким звуком для акцентов.
    • Хай-хэт (hi-hat) - две тарелки, установленные на одном стержне и управляемые педалью.
  • Барабаны:
    • Малый барабан (snare drum, рабочий барабан) - основной инструмент установки.
    • 3 том-тома: высокий том-том (high tom-tom), низкий том-том (middle tom-tom) - оба в просторечии зовутся альтами, напольный том-том (или просто том, floor tom-tom).
    • Бас-барабан («бочка», bass drum).

1. Тарелки | 2. Напольный том-том | 3. Том-том
4. Бас-барабан | 5. Малый барабан | 6. Хай-хэт

История барабанной установки, как единого целого.

Глядя на стандартную барабанную установку очень трудно понять, как она появилась? Как же она все-таки стала таким единым механизмом извлечения звуков? Во как сказал аж сам удивляюсь;D
Поэтому, чтобы у вас в голове структурировать информацию, рассмотри сначала ударную установку не единым целым, а по частям:

Бас-барабан.

Что сразу бросается в глаза если посмотреть на барабанную установку? Все верно это массивная «бочечка » =) или другими словами бас-барабан, сам по себе он имеет довольно внушительные размеры и низкий звук.

Долгое время бас-барабан, был элементом различных оркестровых выступлений, и применялся при военных действиях и маршах.

В 1500-х годах бас-барабан был привезен из Турции в Европу, где он стал очень популярен из-за своего мощнейшего звука, а в дальнейшем его начали использовать на различных музыкальных мероприятиях.

Том-томы и малый барабан.

Многие посмотрев на том-томы могут сказать что это самые обыкновенные барабаны, отчасти так и есть. Появились том-томы в Африке и назывались они в то время тамтамы . Изготавливались они из полых стволов деревьев, что служило кадушкой барабана, а в качестве мембран использовались шкуры животных. Звуки издаваемые тамтамами применялись для того, чтобы привести своих соплеменников в боевую готовность или же для создания особого состояния транса во время совершения обрядов и церемоний.

А вот что касается малого барабана, известно что, прообраз его который часто называют военным барабаном, или рабочим барабаном, был позаимствован у арабов, проживавших в Палестине и Испании. В дальнейшем стал неотъемлемым атрибутов при военных действиях.

Ударная установка сильно изменялась со временем и изменяется постоянно. Значимую роль в развитии играют популярные музыкальные стили, знаменитые музыканты и конструкторы, также развитие технологии производства инструментов.

В конце XIX века возникает джаз. Примерно в 1890-м году барабанщики Нового Орлеана начали приспосабливать свои барабаны к условиям сцены, чтобы один исполнитель мог играть на нескольких инструментах сразу. Ранние ударные установки были известны под коротким рекламным названием «trap kit». Бас-барабан этой установки пинали ногой или использовали педаль без пружины, не возвращавшуюся в исходное положение после удара, но в 1909 г. Ф. Людвиг сконструировал первую педаль бас-барабана с возвратной пружиной.

В 1920 г. Компания Gretsch стала производить корпуса барабанов по технологии многослоевого расслоения дерева. Первыеобечайки были трёхслойными, в дальнейшем эта технология была усовершенствована: в начале 1940-х компания изменила структуру и способ соединения обечаек, этот способ используется и сегодня.

В начале двадцатых годов был популярен «snowshoe» или чарльстон - ножная педаль, состоявшая из двух пластин размером со стопу, с прикреплёнными к ним двумя тарелками. Около 1925 года барабанщики стали использовать «low boy» или «sock» тарелки. Эти парные тарелки располагались на коротком стержне и так же управлялись ногой. В 1927 году появился первый «high boys» или «high hat», позволявший исполнителю играть на нём как педалью, так и палочками, или комбинировать оба способа.

В 1918 г. в продаже появилась первая ударная установка Ludwig «Jazz-er-up». Установка включала в себя большой барабан 24`х8`(с колотушкой и прикрепленнымвуд-блоком), малый барабан 12`х3`, и подвесную тарелку. Барабанщики начали использовать настраиваемые том-томы, стойки для установки различных инструментов. В 1931 г. Ludwig и Slingerland стали производить литую фурнитуру для барабанов. Были отобраны и развиты компоненты установки, сборка стала более качественной.

В 1935 г. Джин Крупа, барабанщик оркестра Бенни Гудмена, впервые начинает использовать «стандартную» установку из 4 барабанов, произведенную Slingerland. Развивалась техника игры, Джин впервые выступил как полноправный солист оркестра.

В 1940-1960 г. происходит новое значительное изменение - джазовые и рок-барабанщики добавляют в свою установку второй бас-барабан. Примерно в то же время произошло ещё одно событие: Чик Эванс и Ремо Белли независимо друг от друга изобрели пластиковые мембраны барабанов на замену кожаным. Новые пластики позволили более точно настраивать барабан, не были подвержены влиянию погоды, колебаниям влажности.

В 1962-1964 г. Ринго Старр в составе The Beatles выступил на американском телевидении в шоу Эда Саливана. Началась битломания. Выпуск барабанов Ludwig удвоился

Следующий этап (1970-1980 г.) связан с зарождением и развитием хард-рока. Музыканты начали поиск нового звучания барабанной установки: стали использовать томы без резонансного пластика, увеличивать глубину барабана и добавлять новые барабаны в установку. Звук стал более громким, пробивающим. Стала широко развиваться технология записи ударных. Появились барабанные синтезаторы, драм-машины, но они не смогли заменить живых барабанщиков.

Первая двойная педаль для бас-барабана была выпущена компанией Drum Workshop в 1983 г. Теперь барабанщикам не обязательно использовать два бас-барабана, а достаточно поставить один и играть на нём сразу двумя педалями.

1990 г. Pearl и Tama изобретают систему крепления RIMS, при которой том крепится к стойке без просверливания дополнительного отверстия в барабане. Это позволяет избежать нежелательных вибраций и лишнего отверстия в корпусе..

Hi-hat и другие тарелки.

В начале 1920-х годов появился первый прообраз современного hi-hat’a, так называемая «Чарлтонская педаль » – устройство сочетающее в себе педаль для ног на стойке с закрепленными сверху маленькими тарелками.Другие названия «низкий мальчик » или «тарелки для носка ».

Однако данное изобретение было очень низким и тарелки были маленького диаметра, что само по себе очень не удобно, и вот уже в 1927 году, появилась улучшенная модель hi-hat, в народе ее назвали «высокие шляпы ».

Теперь стойка для хай-хета стала выше, а тарелки для хай-хета больше, что давало возможность барабанщику играть ногой, руками, или комбинировать варианты исполнения, что говорить полная свобода действий.

На фоне всего этого всё больше и больше людей стали увлекаться игрой на ударных инструментах. Новые люди и новые идеи, как следствие начали появляться новые виды тарелок, играя по которым барабанные рисунки хорошо «украшались», проводились эксперименты с различными размерами и формами тарелок, а в дальнейшем и сплавов, тем самым получая все новые и новые виды извлекаемых звуков.

Педаль для бас-барабана.

С этой целью барабанщики и производители инструментов стали разрабатывать механизмы, позволяющие управлять игрой в бас-барабан – например, различные рычаги, управляемые руками или ногами.

Первую педаль для бас-барабана, по устройству напоминающую современную, изобрел Уильям Ф. Людвиг в 1909 году. Изобретение позволило играть в бочку более легко и быстро – появилась некоторая свобода рук для концентрации на малом барабане и других инструментах.

Вы не поверите! Но самая первая педаль была изобретена и запатентована аж в 1885 году Джорджем Р. Олнеем.

До этого момента для полноценного выступления требовалось как минимуму 3 барабанщика: один из которых играл на малом барабане, другой для игры на тарелках и третий, чтобы стучать в бас-барабан.

Олнеевское устройство представляло собой педаль, которая крепилась к ободу бас-барабана, а ремешок из кожи прикреплял основание педали к шарообразной колотушке. Нажимая педаль ремешок тащил за собой колотушку, которая в свою очередь била в бас-барабан.

На этом история педалей не заканчивается, уже в 1909 году Уильям Ф.Людвиг и его брат Теобальд запатентовали совершенно новую модель педали для бас-барабана, которая навсегда изменила барабанный мир.

Это была первая напольная педаль с поднятым валом имевшая уникальные особенности, такие как:

  • возвратная колотушка,
  • система прямого привода (на современном языке - direct drive) пластины педали.

Дополнительная колотушка для тарелки, она была связанная с педалью, но при этом была возможность изменить ее положение, чтобы позволить играть барабанщику только на бас-барабане. В дальнейшем появлялись другие модели педалей, такие как Ludwig - Super Speed, New Speed (с них началось применение подшипников в валу).

Барабанные палочки.

Пару слов о барабанных палочках. Барабанные палочки как таковые появились не сразу – изначально звук из барабанов извлекали руками. Позже начали применять барабанные палки с одной стороны обмотанные плотной тканью.

Барабанные палочки такими какими мы видим их сейчас, появились не так давно, лишь в 1963 году, когда Эверетт «Вик » Фёрс (Vic Firth) видя насколько они не удобные и большие, а зачастую и разные по весу, предложил новый стандарт для палочек, отличавшийся тем, что палочки изготавливались ровными и одинаковыми, как по размеру, так и весу, и важно что каждая из палочек в паре издавала при ударе звук одной и той же тональной окрашенности и тембра.

Сейчас же на рынке выбор палочек огромен, каждый барабанщик может найти для себя подходящую парочку палочек

Виды

Установки условно делятся по уровню качества и стоимости :

  • sub-entry - не предназначены для использования вне учебной комнаты.
  • entry level - предназначены для начинающих музыкантов.
  • student - хороши для занятий, используются непрофессиональными барабанщиками.
  • semi-pro - качество концертных выступлений.
  • pro - стандарт для студий звукозаписи.
  • custom hand built drumsets - Лучший звук, вид, дерево, качество, внимание к деталям. Ударные установки, собранные специально по заказу музыканта.

По механизму извлечения звука барабанные установки делятся на следующие виды:

Электронные барабаны Roland V-drums

Ударная установка, заглушенная для тренировок

Драм-машина Hydrogen

Акустические (живые)

Звукоизвлечение происходит за счёт вибрации воздуха, создаваемой мембраной и усиленной корпусом барабана.

Электронные

Вместо инструментов используются более компактные и бесшумные пэды. Пэд похож на цилиндр, диаметром от 6 до 12 дюймов, при высоте от 1 до 3 дюймов, в котором расположен датчик (или несколько), «снимающий» удар. Сигналы от датчиков направляются в электронный модуль, обрабатывающий удары. Модуль может генерировать звучание сам или передавать данные MIDI для секвенсора. На электронных барабанах удобно заниматься в домашних условиях, так как они бесшумные и есть возможность регулировать громкость звука.

Электронные одномодульные

Схема реализации такая же, как и в электронных барабанах. Только реализовано всё в одном корпусе небольшого размера в пределах 20х10х5 дюймов.

Акустические с электронными компонентами

Звукоизвлечение такое же как и в акустических, однако к мембранам прикрепляют датчики, преобразующие вибрацию мембраны в электрический сигнал, который можно затем обрабатывать (запись, усиление, искажение). Возможно также использование компонентов электронной установки совместно с акустической установкой.

Тренировочные

Внешне похожи на электронные. Вместо пэдов используются обрезиненные металлические пластины, или акустические барабаны с бесшумными пластиками и заглушками. Не имеют электронного модуля и не издают звуков, так как главная цель тренировка. Часто используются дома для занятий, не мешающих окружающим. Для тренировки можно использовать и электронную с наушниками, но тренировочная установка стоит гораздо дешевле.

Цифровые

Чаще всего это набор MIDI звуков в специальных программах или программно аппаратных комплексах (драм-машина). Даже не умеющий играть на барабанах может набрать партию ударных и использовать на выступлении или для записи. Как правило, все отдельные драм-машины (одной программой) плохого качества [источник не указан 1798 дней ] поэтому существуют специальные VSTплагины для таких программ как Cubase или FL Studio. На данный момент наиболее продвинутый VST плагин это - Superior Drummer.

Роль ударной установки в музыке

Основной функцией барабанщика как части ритм-секции музыкального коллектива является создание ритмического рисунка, (совместно с бас-гитарой, клавишными). Как правило, барабанщики используют многократно повторяющиеся фигуры. В основе ритма лежит чередование низкого звука большого барабана и высокого, резкого звука малого барабана.

Помимо этой основной функции барабанщик украшает, подчеркивает основные акценты и изменения мелодии. При этом используются главным образом тарелки, особенно креш, или дробь на малом барабане. Некоторые произведения включают соло на ударных, в это время остальные инструменты отходят на задний план.

Микки Ди, ударник Motörhead в одном из интервью сказал:

На сцене энергия и само сценическое шоу важны не меньше, чем сам процесс игры на инструментах. Игра на барабанах это только часть профессии барабанщика, для выразительности нужно быть шоу-мэном, и я всегда помню об этом во время выступлений. Публика хочет видеть шоу, а не просто группу музыкантов, выполняющих какие-то телодвижения.

Отличия барабанной партии в различных стилях

Джаз отличается сложными рисунками, мелкими брейками и специально отведенными для соло участками композиций.

Барабанные партии рока более экспрессивные, сильные, с крупными сбивками и энергичными переходами.

Для ме́тала характерна игра на большой скорости, использование бласт-бита, двух бас-бочек или двойной педали.

В таких стилях, как прогрессивный рок и прогрессивный метал, барабанщики широко экспериментируют с музыкальным размером, усложняют метр и ритм.

В хип-хопе , рэпе ритм часто программируется с помощью драм-машины или семплируется.

В поп-музыке ударные используются очень ограниченно, на одной громкости и в идеальном темпе.


Нотация (обозначение в нотах)

Первоначально ударная установка нотировалась в басовом ключе. В настоящее время обычно используется нейтральный ключ из двух параллельных вертикальных линий. На стандартном нотном стане партия ударной установки может записываться различными обозначениями. Обычно в начале каждой партии приводится расшифровка расположения инструментов и всех встречающихся знаков. В некоторых случаях (довольно часто - в упражнениях) указывается аппликатура - порядок чередования рук при ударах. Ниже приводится самый распространённый вариант нотации барабанов.

Барабаны

Тарелки

Другие инструменты

Приемы игры Rim click удар по ободу малого барабана обратным концом палочки (другие названия - side stick) Rim shot удар по ободу малого барабана суженным концом палочки (плечом палочки), с последующим глушением пластика Stick shot удар палочкой по палочке, лежащей на пластике Brush sweep шуршание щётками по пластику круговыми движениями. Акценты

Размеры

Барабанная установка Sonor 1007 с тарелками Paiste 101

Размер барабанов обычно выражается в виде «диаметр x глубина», в дюймах. Например малые барабаны часто имеют размер 14 × 5.5 . Некоторые производители используют обратный порядок - «глубина × диаметр», это Drum Workshop, Slingerland, Tama Drums, Premier Percussion, Pearl Drums, Pork Pie Percussion, Ludwig-Musser, Sonor, Mapex, и Yamaha Drums.

Стандартные размеры рок-установки таковы: 22" × 18" бас барабан, 12" × 9", 13" × 10" навесные томы, 16" × 16" напольный том и 14" × 5.5" малый барабан. Другая распространенная комбинация «фьюжн». Она включает 20" × 16" бас барабан, 10" × 8", 12" × 9" навесные томы, 14" × 14" напольный том и 14" × 5.5" малый барабан. В ударных установках для джаза часто отсутствует 2 навесной том.

Размеры бас-барабана также отличаются для различных стилей. В джазе используются бас-барабаны небольших размеров, так как роль этого барабана в джазе - скорее расстановка акцентов, чем тяжелый бит. А для метала, хард-рока используются очень большие бас-барабаны (часто несколько) для тяжелого, резонансного тона.

Размеры тарелок также измеряются в дюймах.

Самые маленькие тарелки - сплэш (6-12 дюймов), самые большие - райд (18-24 дюйма)