Какие смысловые отношения устанавливаются между частями сложносочинённого предложения. Урок русского языка "смысловые отношения в сложносочиненном предложении" Смысловое отношение между частями сложносочиненного предложения

1. Чем различаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения?

2. Какие средства связи в сложноподчиненном предложении вы знаете? Что между ними общего и чем они различаются?
3. Какова роль указательных слов в сложноподчиненном предложении?
4. Какое место по отнашению к главному предложению в сложноподчиненном предложении могут занимать придаточные?
5. Какие смысловые отношения могут выражаться в сложноподчиненном предложении могут занимать придаточные?
6.Расскажи о видах сложноподчиненных предложений, приведитее примеры.

1. Какое утверждение является неверным? А.Смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых Предложений. Б. В

БСП смысловые отношения между предложениями выражаются менее чётко,

чем в союзных.

В. Между частями БСП ставится тире, если второе предложение указывает на

причину того, о чём говорится в первом.

2. . Из данных простых предложений составьте три сложных,

используя различные средства связи.

Ночью ударил первый морозец с ветерком. После тёплого лета и дождливой

осени он казался с непривычки крепким. Всё вокруг побелело.

3.Допишите, образуя сложные бессоюзные предложения.

А. Мы хорошо отдохнули…(вывод или результат)

Б. Я взглянул на небо…(следствие)

В. Здесь нельзя проехать…(причина)

4. Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.

А. Было решено отправиться пораньше, и мы встали чуть свет.

Б. Я подошёл к окну и увидел, что ночью снег запорошил весь сад.

5. Продолжите предложение: Юноша говорил мало…, чтобы получились предложения следующих типов:

А. простое с однородными членами (без союзов)

Б. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить запятую

В. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить точку с

6. Какова роль тире в предложении: Ребята – их было четверо –

держались в стороне.

А. разделяет подлежащее и сказуемое

Б. обозначает пропуск члена предложения

В. разделяет части сложного бессоюзного предложения

Г. выделяет вводное предложение

7.Укажите, почему стоит тире в БСП: Пробовал бежать – ноги от страха не

двигались.

Б. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём

говорится в первом предложении.

В. Предложения рисуют быструю смену событий.

8. Объясните, почему стоит двоеточие в БСП: Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.

А. Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.

Б. Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.

В. Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.

9. Расставьте знаки препинания в предложении: Когда мы произносим какое-

либо слово то соединяем с ним понятие о каком-нибудь предмете так например

произнося слово огонь мы представляем себе эту стихию со всеми её

признаками светом жгучестью и горением.

10. Прочитайте предложения (знаки препинания не расставлены) и заполните их номерами таблицу.

1.Не спится няня здесь так душно.

2. Поля и луг обращённые туманом и росою в бесконечные озёра мало-помалу

исчезали во мгле ночи звёзды острым своим блеском отражались в реке.

3. Обоз целый день простоял у реки и тронулся с места когда садилось солнце.

4. Каждый цветок был похож на настоящий знакомый мне мак и от них пахло

5. Ветер дул с моря и город обдавал запахом водорослей.

Виды предложений Номер предложения

Сложносочинённые

Сложноподчинённые

Сложные бессоюзные

Задание 4. Замените придаточную часть сложноподчиненного предложения причастным оборотом. Укажите, в каких конструкциях определительные значения

выражены сильнее. Объясните знаки препинания в измененных предложениях.

1. Багряная листва, которая была покрыта росой, шуршала под ногами.
2. В застывшем небе гасло последнее облако, которое было освещено холодным закатом.
3. Огромные тучи, которые были озарены огнями гавани, грудились над портом.

Задание 5.Замените придаточную часть сложноподчиненного предложения деепричастным оборотом. Укажите, в каких конструкциях обстоятельственные значения выражены сильнее. Объясните знаки препинания в измененных предложения.

1.Вы надолго запомните красоту и необъятность нашей Родины, когда отправитесь путешествовать по ней.
2.Настоящий товарищ, если что-то пообещает, никогда не станет тянуть с выполнением обещания.

1.На какие группы и по каким признакам делятся предложения в русском языке?

2.В чём сходство и в чём различие между простыми и сложными предложениями?
3.Какие смысловые отрезки разделяются запятой в сложном предложении?Какие правила постановки запятой в сложном предложении ты знаешь?Покажи на схемах.
4.Какие смысловые отрезки разделяются запятой в простом предложении?Какие разделяются тире?
5.Какие члены предложения могут быть однородными?Какие правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами ты знаешь?Покажи на схемах.
6.Какие смысловые отрезки выделяются запятыми внутри простого предложения?Что тебе известно о них?
7.Что общего у обращений и вводных слов и чем они различаются?
8.В чём особенности предложений с прямой речью?

4. Какими бывают предложения по цели высказывания? По эмоциональной окраске?

5. Какое простое предложение называется распрастранённым, а какое нераспространённым? Приведи примеры
6. Назови главные и второчтепенные члены простого предложения? Какими частями речи они могут быть?
7. Какие смысловые отрезки могут включаться в структуру простого предложения? Как они пунктуационно оформляются на письме?
ПОМОГИ ПОЖАААЛУЙСТА.

Программа самореализации № 4

Предмет. Русский язык

Класс. 9

Тема. Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения

Цель : путем самообразовательной деятельности получить представление о смысловых отношениях между частями сложносочинённого предложения

Дорогой друг!

Многие ребята, изучая данную тему, зададут вопрос: «Зачем ещё определять какие-то значения между частями сложного предложения. Достаточно того, что мы расставляем знаки препинания между частями». Однако, не всё так просто, ведь именно смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения помогают правильно определить тот или иной знак препинания, а иногда даже и его отсутствие. Среди знаков препинания, которые отделяют части сложносочинённого предложения, есть не только запятая, но и тире, и даже точка с запятой. При каких условиях ставить эти знаки препинания перед сочинительными союзами в сложносочинённом предложении нам помогут знания о смысловых отношениях в сложносочиненных предложениях/

Выполняя предложенные задания, ты

Узнаешь

Научишься

Поймёшь

    какие смысловые отношения устанавливаются между частями сложносочинённого предложения.

    работать с научно-популярным текстом;

    анализировать языковые явления;

    обобщать языковые закономерности;

    устанавливать и объяснять смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения.

важность правильного определения смысловых отношений в сложносочинённых предложениях.

Желаем удачи!

Блок контрольно-рефлексивных заданий

I . Вспомним изученное

Части сложносочинённого предложения связываются ____________________ союзами.

Сложносочинённое предложение состоит из ____________________________________.

Части сложносочинённого предложения схематически обозначаются ______________ скобками.

Сочинительные союзы не / заключаются в _____________________ скобки.

Союзы бывают

II . Углубим знания по теме

Изучи предложенный теоретический материал, используя на полях определенные обозначения:

« V » - это мне известно;

« - » - это противоречит моим первоначальным представлениям;

« + » - это для меня новое;

« ?» - информация, которая вызывает интерес или удивление.

Смысловые отношения частей сложного предложения определяются теми союзами, которыми они связаны. По союзам и по значению (смысловым отношениям) сложносочинённые предложения делятся на три группы: ССП с соединительными союзами, ССП с противительные союзами, ССП с разделительными союзами.

соединительными союзами и, да (в значении и ) выражают временные отношения:

- одновременности, последовательности:

Значение одновременности двух или нескольких действий, явлений, событий обычно передается путем совпадающих временных форм глаголов-сказуемых (чаще несовершенного вида, реже совершенного) в частях, входящих в состав сложносочиненного; иногда глагольные формы в этих случаях не совпадают. Например: И вот в туманной вышине запели птички, и восток озолотился (М.Лермонтов); Стадо еще не прогоняли, и народ еще не возвращался с работы (Л. Толстой); Намедни ночью бессонница моя меня томила, и в голову пришли мне две-три мысли (А.Пушкин).

Значение одновременности подчеркивается наличием у частей сложносочиненного предложения общего второстепенного члена (чаще всего обстоятельства), например: Кругом по песку валялись безо всякого порядка обручи и торчали порожние бочки (Д.Григорович).

Другой вид временных отношений в сложносочиненном предложении – последовательность действий или состояний , выражаемая порядком частей и видовременными глагольными формами в сочиненных частях предложения. Например: Последние отблески вечерней зари погасли совсем, и темная ночь спустилась на землю (В.Арсеньев); По хутору зажглись огни, и в каждом курене уже гудела новость (М.Шолохов).

К значению временной последовательности может присоединяться оттенок значения следствия, например: ...На выезде моста замялись лошади в ротной повозке, и вся толпа должна была ждать (Лев Толстой).

- быстрая смена действий (действия и его результата), например: Пугачев дал знак, и меня тотчас отпустили и оставили;

Сложносочиненным предложениям, в которых выражается быстрая смена событий или неожиданный результат (первая часть в них может представлять собой номинативное предложение) присуща особая интонация и пред союзом и ставится тире. Например: Один прыжок – и лев уже на спине буйвола (А.Куприн); Мгновение – и все опять тонуло во мраке (В.Короленко).

- причинно-следственные отношения , которые наглядно выявляются в тех случаях, когда во второй части сложносочиненного предложения за союзом и следуют наречия потому, поэтому, оттого и др. с оттенком присоединения. Например: У судьи губы находились под самым носом, и оттого нос его мог нюхать верхнюю губу сколько душе угодно было (Н.Гоголь). Несколько особенно мощно перекрытых блиндажей остались совсем целы, и иззябшие, измученные боем люди, валясь с ног от усталости и желания спать, всеми силами тянулись туда погреться.

Союз и может выражать также отношения, близкие к противительным. Например: Все ее знали, и никто не замечал (А.Пушкин).

Союз ни…ни употребляется только в отрицательных предложениях. Сложные предложения с этим союзом выражают значение перечисления. Например: Ни она никого не тронет, ни ее никто не тронет (М.Салтыков-Щедрин).

Союзы тоже, также употребляются для выражения сходства, тождества, уподобления. Например: И теперь я жил с бабушкой, она тоже перед сном рассказывала мне сказки. Союзы тоже итакже всегда стоят внутри второй части сложносочинённого предложения, а не между частями.

Примечание . Союз тоже , как правило, употребляется в разговорной речи, союз также в книжной.

Сложносочинённые предложения с разделительными союзами:

- союзы или, либо указывают на возможность одного явления из двух или нескольких , взаимоисключения. Например: Или я не понимаю, или же ты не хочешь меня понять (А.Чехов); Либо ткать, либо прясть, либо песенки петь (погов.).

- союз то…то указывает на чередование событий . Например: То падал как будто туман, то вдруг припускался косой крупный дождь (Л. Толстой).

- предложения с союзами не то… не…то, то ли… то ли выражают значение предположительности, неопределённости. Например: Не то было раннее утро, не то уже наступал вечер А.(Фадеев).

Сложносочинённые предложения с противительными союзами:

- союзы а, но, однако, зато выражают отношения сопоставления и противопоставления. Например:Ученье - свет, а неученье - тьма (посл.); Солнце село, но в лесу еще светло (И.Тургенев).

- союзу а синонимичен союз же , который ставится после первого слова второй части сложного предложения и подчёркивает это слово. Например:Дело веди, безделье же гони. (Пословица)

- по значению союзу но близки союзы да и однако , например: Перестрелка затихла, однако ядра и бомбы продолжает летать (Сергеев-Ценский).

Союз зато со значением противопоставления имеет значение возмещения. Например: Денег ни гроша, зато слава хороша. (Пословица)

Противительный союз да придает высказыванию оттенок разговорной речи, встречается также в фольклорных произведениях. Например: Я проснулся, да лень одолела (И.Тургенев); Хороша каша, да мала чаша (погов.).

Некоторые сочинительные союзы употребляются в сложносочиненном предложении для выражения присоединительных отношений , при которых содержание второй части сложного предложения представляет собой дополнительное сообщение или добавочное замечание, связанное с содержанием первой части.

Значение присоединения выражает союз и в сочетании с указательным местоимением это в начале второй части сложносочиненного предложения. Например: Оба слишком оживленно и естественно слушали и говорили, и это-то не понравилось Анне Павловне (Л. Толстой).

Присоединительно-соединительное значение , как указывалось выше, имеют союзы также и тоже .

III . Выделим главное

Продолжи тезис:

1. В ССП с соединительными отношениями используются союзы: __________________

2. В ССП с разделительными отношениями используются союзы: __________________

3. В ССП с противительными отношениями используются союзы: __________________

4. На чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких указывается в предложениях: _________________________________________________

5. Одно явление противопоставляется другому в ССП: ____________________________

6. Перечисляются явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим в предложениях: ______________________________________________________

7. Значение присоединения выражает союз и в сочетании с указательным местоимением ____________ в начале второй части сложносочиненного предложения.

8. Союзу а синонимичен союз _________, который ставится после первого слова второй части сложного предложения и подчёркивает это слово.

9. Предложения с союзами не то… не…то, то ли… то ли выражают значение _____________

10. ССП с соединительными союзами и, да (в значении и ) выражают временные отношения одновременности и _______________________________________________.

IV . Отделим ошибочную информацию от правильной

«Да-нетка» (выскажи свое согласие / несогласие с данными утверждениями):

Утверждение

Да

Нет

Союз и может выражать отношения, близкие к противительным.

Союз же ставится вначале второй части сложного предложения и подчёркивает значение второй части.

Противительный союз да придает высказыванию оттенок разговорной речи.

Сложносочиненным предложениям, в которых выражается быстрая смена событий или неожиданный результат, присуща особая интонация и пред союзом и ставится тире.

Союзы тоже, также употребляются для выражения перечисления.

Cоюзы а, но, однако, зато выражаютотношения сопоставления и противопоставления.

V . Установим соответствие

Между примерами сочинительных союзов и их смысловыми отношениями в сложносочинённых предложениях:

1. Сопоставление и противопоставление

2. Перечисление

Б) тоже, также

3. Возмещение

В) а, но, однако, зато

4. Одновременность, последовательность, быстрая смена событий, причинно-следственные

Г) не то… не то, то ли… то ли

5. Предположительность, неопределённость

Д) ни…ни

6. Сходство, тождество

Е) то…то

7. Чередование

Задание

Запиши номера предложений со значением одновременности и со значением последовательности в две колонки:

1. Крепость наша стояла на высоком месте, и вид с вала был прекрасный. (М. Лермонтов) 2. Я стал читать, и во мне пробудилась охота к литературе. (А.Серафимович) 3. За окном брезжил рассвет и кричали петухи. (А.Толстой) 4. Белое солнце сверкало в облетавших лесах, и в его холодном свете был хорошо виден каждый лист. (К. Паустовский) 5. Тяжёлые тучи опускались всё ниже, и, предвещая возможный буран, поднялся сильный восточный ветер. (К. Паустовский) 6. Она зачерпнула воду, и мы помчались в бухту, ныряя и вскакивая на гребни волн. (К. Паустовский)

Задание

В ССП определи характер отношений между предложениями, охарактеризуй предложения, расставь знаки препинания.

Образец. По хутору зажглись огни, и в каждом курене уже гудела новость. (соединительный союз И , соединительные отношения)

    Присоветуйте им встретить меня с детской любовью и послушанием не то не избежать им лютой казни. (А.Пушкин)

    Он никогда не плакал зато по временам находило на него дикое упрямство. (И.Тургенев)

________________________________________________________________________

    Мне стало как-то ужасно грустно в это мгновение однако ж что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей. (Ф.Достоевский)

________________________________________________________________________

    И воздух становился слаще и дали приветливее и люди милее и жизнь легче. (К.Федин)

________________________________________________________________________

    Ни о чем не хочется думать или бродят мысли и воспоминания мутные неясные как сон. (А.Серафимович)

________________________________________________________________________

    До ближайшей деревни оставалось еще верст десять а большая темно-лиловая туча взявшаяся бог весть откуда без малейшего ветра но быстро подвигалась к нам. (И.Тургенев)

_______________________________________________________________________

VI . Развиваем умения определять смысловые отношения в ССП

Задание

Перепиши предложения, подчеркни грамматические основы в предложениях. Укажи, какой союз связывает части сложносочинённого предложения (соединительный, противительный, разделительный). Определи значение сложносочинённого предложения (одновременность, последовательность, быстрая смена событий, причинно-следственные, перечисление, сходство, и т.д.)

1. Ветер не уменьшался, и пошёл снежок. (И.Тургенев) 2. На берегу, на промысле, горели два костра, а в море никого не было. (Максим Горький) 3. То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка. (В.Короленко) 4. Я задержался в гимназии, и начали обедать без меня. (М.Зощенко) 5. Все приостановились, мальчик в синей футболке тоже вмиг замер (Е. Велтистов). 6. Убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером. (А.Герцен) 7. Ни она никого не тронет, ни её никто не тронет (М.Салтыков-Щедрин) 8. Только иволги кричат, да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы. (М.Шолохов)

VII . Совершенствуем умения конструировать сложносочинённые предложения и определять смысловые отношения в них

Задание

На основе данных простых предложений составь и запиши сложносочинённые предложения с союзами и, а, но . Подчеркни в них грамматические основы. Обозначь сочинительные союзы и назови смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения.

1. Соль закончилась. Суп посолить нечем. 2. Дождь прекратился. Игра возобновилась. 3. Хотел подготовить отчёт. Времени не осталось. 4. Он пишет замечательные сочинения. Задачи у него не получаются. 5. Я позвонил. Никто мне не ответил.

VIII . Развиваем орфографические и пунктуационные навыки, конструкторско-творческие способности

Задание

    спиши текст, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы и подходящие по смыслу союзы;

    определи смысловые отношения между частями сложносочинённых предложений, которые встречаются в тексте;

    дополни текст 5-6 предложениями, продолжающими описание весенней тайги; используй для описания сложносочинённые предложения или простые предложения с осложняющими конструкциями.

Стояла весна. Кое…где в глубоких оврагах вековечной тайги белел снег осыпа…ый пожелтевшими хвоями …. (союз) на скатах оврагов меж зеленевшей травы кое…где выскакивали из…под серого хвороста голубоватые подснежники. Верхушки мелких сосенок пустили новые ростки светло-зелёные с серыми шишечками на концах …. (союз) забл…стали бри…иантовые слёзки на стволах ели сосны и кедра. Молодая берёзка зазеленила концы своих коричневых почек и вся покрылась изумрудным убором рельефно отделяясь от тёмной стены старых елей и сосен и ещё черневшихся листве…иц.

По утрам …краины тайги оживали.. .

(По В. Гиляровскому)

IX . Учимся писать изложение

Напиши подробное изложение с изменением лица рассказчика

Воля

Наши чувства – это конь, который вдруг, порой в силу непо­нятных причин, выходит из-под контроля наездника, встает на дыбы и мчится во весь опор, сломя голову. Вероятно, каждый чело­век испытал в своей жизни унизительные для него моменты, когда собственные твои чувства выходят из-под контроля и заставляют совершать нелепые поступки. Как потом бывает стыдно и неловко!

Как же научиться управлять чувствами?

В детстве я был нервным, вспыльчивым и довольно визгливым ребенком. Когда я стал молодым человеком, припадки ярости и несдержанности исчезли, хотя обиды я воспринимал, может быть, с еще большей остротой. Я научился справляться с порывами не­сдержанности. От кого научился, точно ответить не могу. Видимо, из книг, от родителей, от друзей. Большую роль в самовоспита­нии играет обыкновенная тренировка, как на стадионе. Сначала надо сдержаться один раз, потом второй, третий...

Воля является главным компонентом в аппарате управления самим собой. Какие же чувства надо культивировать в себе и ка­кие подавлять? Разумеется, нельзя драться, даже если очень оби­жен. А если на тебя напали? Разве не следует обороняться? А право защищать свою любовь? Но и нельзя эту защиту доводить до уничтожения того, кто тебя любит.

Мысль о близких мне людях, о том потрясении и страданиях, которые я мог бы им принести, всегда останавливала меня от необдуманных поступков. Я должен был страдать сам, но не перекладывать свои страдания на других. Значительно позже я понял, что мои страдания также счастье жизни, ее полнота, сила, красота. Без таких страданий я многого бы не понял.

Мне кажется, нет абстрактных хороших чувств и абстрактных дурных. Все они конкретны. Каждый должен определить необхо­димость своего поступка как проявление своих чувств. Мерилом, на мой взгляд, должно быть: если от этого другому (другим) будет хорошо, значит, это хорошо; если от этого мне будет хорошо, а другим плохо, значит, это плохо. Человек развивается в бесконечной внутренней борьбе с самим собой, в борьбе натуры с созда­ваемым характером. Когда характер выработан и человек управляет своими чувствами, о нем будут говорить: он волевой, тактичный, воспитанный.

(По В. Розову. 335 слов)

X . Подведем итоги

Задание

Повтори материал «Основные группы ССП по союзам и значению», используя таблицу:

Группы ССС

Средства связи

(союзы)

Значение

ССП с соединительными союзами

И, да (= и), тоже, также, ни - ни, да и

перечисление (одновременность, следование)

ССП с противительными

а, но, же, да (=но), однако, зато

сопоставление, противопоставление

ССП с разделительными союзами

Или, либо, то – то, не то – не то, то ли – то ли

чередование, взаимоисключение

Выполнив предложенные задания, я теперь

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ (А)

Программы самореализации личности (сборник комплексных заданий для общеобразовательных школ с обучением на русском и украинском языках). Русский язык. 9 класс. Составители: Прядко А.Г., Роменская С.В. / Общая ред. Мельниковой Л.В . - Донецк, 2011.

Добрый день, ребята!

У каждой всё особое, своё,

Отвечают:

и.

Отвечают:

и

Петухи давно пропели, и играют на рожке.

Формулируют тему урока:

    повторить

    усвоить

    научиться

    научиться различать видысложносочинённых предложений.

    2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу

    3. Изучение нового учебного материала.

    4. Закрепление учебного материала

    1.Запишем предложения, выделим в них грамматические основы, определим, какая смысловая связь существует между простыми предложениями в составе сложносочинённых, с помощью каких союзов она выражается. (попробуем переставить предложения местами)

    «5»- выполнил без ошибок;

    «4»- допустил 1 ошибку;

    «3»- допустил 2 ошибки.

    2. Схематический диктант

    Осень, но погода ещё тёплая.

    3. Тест.

    I вариант

?

А. одновременность явлений.

Б. последовательность

В. чередование

Г. противопоставление

однако

II вариант

Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

2. Укажите сложносочинённые предложения.

3. Строение какого предложения соответствует схеме:

А., Б.,В.,Г.

?

А. одновременность явлений.

Б. последовательность

В. чередование

Г. противопоставление

5. Найдите предложение с союзом тоже.

«5»- выполнил без ошибок;

«4»- допустил 1-2 ошибки;

«3»- допустил 3 ошибки.

Ответы на тест:

I вариант - 1-А; 2-А. Б.; 3-Б.; 4-В.; 5-А.

II вариант - 1-Б., Г.; 2-А.,Б.; 3-А.; 4-Б.; 5-А.

    Славу свою добываю в бою.

    Пчела мала и та работает.

    5. Задание на дом

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении" »

Конспект урока

Тема урока «Смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении»

Цель урока:

создать условия для достижения образовательных результатов:

    личностных (осознание эстетической ценности русского языка, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью);

    метапредметных (овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, способность к преобразованию информации, способность определять цели предстоящей учебной деятельности)

    предметных (различать смысловые отношения в сложносочиненном предложении)

Задачи урока:

    формировать понятие о сложносочинённом предложении,

    повторить сочинительные союзы;

    способствовать совершенствованию умения отличать сложносочинённое предложение,

    формировать навык построения схемы сложносочинённого предложения;

Тип урока – урок усвоения знаний.

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Смысловые отношения в сложносочиненном предложении», учебник «Русский язык. 9 класс./ М.М.Разумовская. – М.: Дрофа, 2009», тетрадь, раздаточный материал.

    Организационный момент

Добрый день, ребята!

Сегодня наш урок я хотела бы начать словами Е.Евтушенко.

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы как истории планет,

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

Какие ассоциации рождают у вас эти строки?

Я произношу эти слова и представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на каждом уроке.

Посмотрите на предложение, написанное на доске.

Петухи давно пропели и играют на рожке.

Читая это предложение, трудно удержаться от улыбки:

получается, что петухи сначала возвестили своим кукареканьем начало дня, а потом они же, а не пастух, заиграли на рожке.

Какое перед нами предложение?

Отвечают:

Простое предложение с однородными сказуемыми, соединенными союзом и.

Чего не хватает в этом предложении, чтобы мы всё правильно поняли?

Отвечают:

Не хватает запятой между частями сложного предложения перед союзом и , который будет соединять два простых предложения в составе сложного.

Правильно. Теперь у нас получилось не простое предложение с однородными сказуемыми, а сложное предложение. И теперь всё понятно.

Петухи давно пропели , и играют на рожке.

А можете ли вы сказать, какие смысловые отношения выражены между частями в этом предложении?

- Тогда давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

Формулируют тему урока:

Сложносочиненное предложение. Смысловые отношения между частями ССП.

    Определим цели урока по опорным словам:

повторить

усвоить

научиться

    Повторить сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы;

    Усвоить особенности сложносочинённого предложения; чем отличается ССП от ПП с однородными членами предложения;

    научиться различать виды сложносочинённых предложений.

Правильно! Сегодня мы будем не только повторять уже известные нам сведения, но и познакомимся с тем, какие смысловые отношения могут быть между частями ССП

Запишите тему сегодняшнего урока в тетради

Смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о ССП:

Какое предложение можно назвать ССП?

Как связаны между собой простые предложения в составе сложносочиненного?

Назовите сочинительные союзы.

3. Изучение нового учебного материала.

Дополните таблицу, начатую на прошлом уроке, изучив материал учебника на с.42-43. Ответьте на вопрос: «Какие смысловые отношения могут быть между частями ССП»

Сверим ваши записи с записями на доске. Сделаем самооценку.

4. Закрепление учебного материала

1.Запишем предложения, выделим в них грамматические основы, определим, какая смысловая связь существует между простыми предложениями в составе сложносочинённых, с помощью каких союзов она выражается. (попробуем переставить предложения местами)

    Было уже часов десять, и над садом светила полная луна. (одновременность)

    Сучок хрустнул, и ветка обломилась. (последовательность)

    В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы. (сопоставление)

4)То тихо откроется калитка, то скрипнет дверь. (чередование)

Сделайте самооценку, поставьте оценку в тетрадь.

«5»- выполнил без ошибок;

«4»- допустил 1 ошибку;

«3»- допустил 2 ошибки.

2. Схематический диктант

Сейчас вы не будете записывать предложения, а будете составлять схемы предложений:

    Север дышит ветром ночи и полынь колышет.

    Полая вода сошла, и река струилась узеньким ручейком.

    Уже смеркалось, и в комнате стало темно.

    Осень, но погода ещё тёплая.

    То сверкнёт молния, то слышится раскат грома.

3. Тест.

I вариант

Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

А. Снег шуршит под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой.

Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.

В. Тихо дышит зимний лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.

Г. В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой.

1. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания.

2. Укажите сложносочинённые предложения.

3. Строение какого предложения соответствует схеме:

[неопределённо-личное], и [безличное]?

    Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение

То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка ?

А. одновременность явлений.

Б. последовательность

В. чередование

Г. противопоставление

5. Найдите предложение с союзом однако (знаки препинания не проставлены).

А. В кустах раздался шорох однако вскоре он затих.

Б. В кустах раздался шорох вскоре однако он затих.

II вариант

Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

А. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.

Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.

В. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.

Г. Я подошёл к берегу моря, всё глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль.

1. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

2. Укажите сложносочинённые предложения.

3. Строение какого предложения соответствует схеме:

[определённо-личное], и [двусоставное]?

А., Б.,В.,Г.

4.Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение

Первые паровозы потрясли моё воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины ?

А. одновременность явлений.

Б. последовательность

В. чередование

Г. противопоставление

5. Найдите предложение с союзом тоже.

А. Мы с трудом добрались до леса, до избушки лесника то (же) добирались долго.

Б. Дней через десять, уже заканчивая поход, мы вновь попали в то (же) село.

Сделайте взаимопроверку теста, поставьте оценки

«5»- выполнил без ошибок;

«4»- допустил 1-2 ошибки;

«3»- допустил 3 ошибки.

Ответы на тест:

I вариант – 1-А; 2-А. Б.; 3-Б.; 4-В.; 5-А.

II вариант – 1-Б., Г.; 2-А.,Б.; 3-А.; 4-Б.; 5-А.

Подведем итоги нашей работы на уроке. Вспомним цели, которые мы ставили перед собой.

Какие из пословиц, как вы думаете, могут отразить результат нашей работы?

Попробуйте пословицей описать свои впечатления от урока.

    Славу свою добываю в бою.

    Бог-то бог, а не будь сам плох.

    Святой Боже пахать не поможет.

    Глаза с поволокой, а рот с позевотой.

    У врача лечись, у умного учись.

    Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.

    Один глаз на мельницу, другой на кузницу.

    Добрый разум наживёшь не сразу.

    На свой ум надейся, а за чужой держись.

    Пчела мала и та работает.

5. Задание на дом

Повторить материал на с. 39-40 (понятие ССП);

выучить материал на с. 42-43 (разряды сочинительных союзов, виды ССП);

выполнить упражнение 64 (списать, подчеркивая основы предложений и расставляя знаки препинания, определить смысловые отношения между частями ССП);

выполнить упражнение 67 (задания по тексту упр.64-разобрать 3 предложения по схеме)

  • образовательные : повторить основные признаки текста; смысловые отношения, средства и виды связи между предложениями текста;
  • развивающие : развивать логическое мышление обучающихся, аналитические способности; умения информационной переработки текста; сопоставлять языковые явления; делать выводы;
  • воспитательные : воспитывать внимание к слову; интерес к изучению структуры текста с целью лучшего овладения навыками составления текста, написания сочинения.

ХОД УРОКА

I. Лингвистическая разминка.

1. Лексико-орфографический диктант.

Параллельная связь, интонационный, пояснительный, произведение, грамматический, изъяснительный, временной, языковая норма .

  • О какой норме надо помнить при произношении слова « языковая (норма)».

(в случае затруднения пользуемся орфоэпическим словарем)

2. Задание из части 1 (раздаточный материал)

  • Прочитайте внимательно предложения.

А. Всякий язык развивается (хотя и очень медленно), и вместе с ним изменяются его нормы.
Б. Как известно, языковая норма – регулятор правильности литературного языка и условие его устойчивости, стабильности.
В. Нет, незыблемых норм не бывает.
Г. Но значит ли это, что языковая норма постоянна, неизменна, незыблема?

  • Это текст? Почему? Можно ли создать текст? Выполните действия.

Вывод: текст – это...(вывод делают учащиеся, учитель корректирует ответ)

  • В каком из предложений наиболее четко выражена основная мысль текста?

1) Б
2) А
3) В

(ответ: А)

  • Какова тема лингвистической разминки? Сформулируйте тему урока, цели и задачи (запись темы).

II. Смысловые отношения между предложениями текста.

1. Предложения в тексте связаны между собой различными смысловыми отношениями. Какими, например? Как их определить?

2. Каковы смысловые отношения между предложениями А. и В.?

  1. противительные
  2. уступительные
  3. причинные
  4. пояснительные

III. Средства и виды связи между предложениями текста.

  1. Для связи предложений в тексте выделяются следующие виды связи: лексические, ...(учащиеся продолжают цепочку, далее работаю с таблицей)

Таблица «Средства связи между предложениями текста»

Лексические повтор слова, синонимическая замена, использование антонимов, многозначных слов, однокоренных слов, слов одной тематической группы, ключевые слова
Морфологические замена существительных и других частей речи местоимениями, видо-временное единство глаголов, наречий места и времени, вводных слов и предложений, союзов, частиц и др.
Синтаксические наличие вопросно-ответной формы, синтаксического параллелизма, определенного порядка слов в предложении, неполных предложений, предложений одинаковой структуры и др.
Стилистические использование слов, принадлежащих к одному стилю, тропов и стилистических фигур и др.
Интонационные длина фразы, темп речи, интонация и др.
Графические знаки препинания, красная строка, шрифты и шрифтовые выделения, запись слов в предложении лесенкой.

2. Среди предложений А, Б, В, Г найдите такое, которое соединено с предыдущим с помощью союза и повтора слова.

(ответ: Г)

3. Между предложениями в тексте могут быть следующие основные виды связи: ...

Пользуясь таблицей, определите вид связи между предложениями текста. Аргументируйте ответ.

(ответ: цепная)

Таблица «Виды связи между предложениями в тексте».

4.Работа в парах.

Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим

А) с помощью местоименного наречия.

(1) Арташез вставал в шесть утра, в половине седьмого начинал работать и возвращался домой в восемь. (2) Так было изо дня в день. (3) За пять лет он ни разу не был в отпуске и ни разу не болел. (4) В воскресные дни он тоже работал. (5) за две недели, что я прожил в доме Арташеза, я разговаривал с ним лишь дважды. (6) Он всегда рано ложился спать. (Ю. Трифонов)

Ответ: (2)

Б) только с помощью притяжательного местоимения.

(1) Изумруд, семимесячный стригунок, носится бесцельно по полю, нагнув вниз голову и взбрыкивая задними ногами. (2) Весь он точно из воздуха и совсем не чувствует веса своего тела. (3) Белые пахучие цветы ромашки бегут под его ногами назад, назад. Он мчится прямо на солнце. (4) Мокрая трава хлещет по бокам, по коленкам и холодит и темнит их. (5) Голубое небо, зеленая трава, золотое солнце, чудесный воздух, пьяный восторг молодости, силы и быстрого бега! (А. Куприн)

Ответ: (3)

В) с помощью соединительного союза.

(1) читаешь четверть, полчаса – и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок, на Петра Игнатьевича, один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям... (2) Это значит, что внимание утомлено. (3) Нужно принять меры. (4) Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. (5) Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится ненадолго гул моря... (6) Я тоже смеюсь. (7) Внимание освежилось, и я могу продолжать. (А. Чехов)

Ответ: (6)

IV. Практическая работа в парах. (Выполнение задания из части 2)

Прочитайте текст и выполните задания А1 – А5, В1 – В6.

(1) Ушла, изморилась вконец апрелем поверженная зима. (2) Вот в тревожной темени родилось и двинулось всесветное, уже не слоистое, а тугое, плотное тепло, превращая себя в мощный и ровный ветер. (3) Дрогнули готовые распуститься дерева, сшиблись широкими лбам темнеющие в небесах облака. (4) неяркая вешняя молния упала в лесную теплую мглу, и смело прокатился первый трескучий гром.

(5) Странная тишина томится в лесу после этого грохота. (6) Ветер не дует, а давит сплошь, все замирает.

(7) Дождь прошипел в ночи обильно и коротко. (8) Везде в снующей, исчезающей темени сопит пахнущая корнями земля: это зашевелились в несметном числе травяные ростки, поднимая и распахивая прошлогодние листья, хвоинки и сгнивающие сучки.

(9) Утром золотые столбы испарений поднимаются в лесных прогалинах; словно добрые призраки, они безмолвно и быстро меняют свои исполинские контуры. (10) На березах еле слышно оживают ветки, от лопающихся почек они тоже меняются. (11) Солнце выходит очень быстро. (12) Яростно-новое, с неопределенными очертаниями, оно греет еще бледную, но густеющую с каждой минутой зелень березняка. (13) Птицы поют взахлеб, земля продолжает сопеть и попискивать, все поминутно меняет свой образ. (14) Везде в мире жизнь и свобода, и сердце сопереживает чувство освобождения. (15) Да не будет конца свободе и радости!..

(В. Белов)

А1. В каком(их) предложении(ях) текста наиболее ярко выражено отношение автора к описываемой картине?

1) 1,2
2) 9
3) 11,12
4) 14, 15

А2. Укажите средство связи предложений 11 и 12.

1) синоним
2) местоимение
3) лексический повтор
4) союз

А3. Какое средство выразительности НЕ ИСПОЛЬЗУЕТ автор?

1) эпитет
2) риторический вопрос
3) олицетворение
4) ряды однородных членов

А4. В каком предложении употреблено одиночное причастие?

1) 3
2) 1
3) 10
4) 12

А5. Как объяснить постановку двоеточия в предложении 8?

1) обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения
2) вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую
3) обобщающее слово стоит после однородных членов предложения
4) вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие

В1. Из предложения 3 выпишите слово, в котором буква С обозначает звук ш.

В2. Из предложения (выпишите слово с нулевым окончанием.

В3. Из предложения; выпишите словосочетание со связью примыкание.

В4. Найдите в первом абзаце предложение(я), где есть деепричастие. Запишите номер(а) предложения(ий).

В5. Укажите номер(а) сложносочиненных предложений.

В6. Укажите номер бессоюзного сложного предложения, состоящего из трех частей.

Таблица ответов

V . Подведение итогов работы.

VI . Домашнее задание.

  1. выполнить работу с текстом, аналогичную классной.
  2. повторить тему «Стили и типы речи».

СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СЛОЖНОСОЧИНЁННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СЛОЖНОСОЧИНЁННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТИМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО О СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ


Между частями сложного предложения устанавливаются определённые смысловые отношения. В сложносочинённых предложениях - одновременность или последовательность событий, взаимоисключение, противопоставление. В сложноподчинённых предложениях придаточная часть может указывать на причину, условия, цель тех событий, о которых говорится в главном предложении.

В союзных предложениях смысл отношений между чатями сложного предложения выражается отчётливо, так как выявляется с помощью союзов. Например, союз если указывает на условие, потому что - на причину, но - на противопоставление: Потом дождь прекратился, но всё вокруг стало тёмным, отяжелело, приникло к земле (В. Закруткин).

При бессоюзной связи смысловые отношения между частями сложного предложения выявляются из содержания, передаются с помощью интонации, а на письме - с помощью пунктуационных знаков: запятой, точки с запятой, двоеточия и тире.

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении передают перечисление событий, фактов и т. п. В устной речи эти отношения передаются интонацией перечисления. Точка с запятой употребляется в том случае, если простые предложения слабо связаны по смыслу или в них уже есть запятые: Тускло-жёлтый огромный самовар шипел и сипел на столе; горшок герани торчал перед окошком; на стёклах чернели замасленные картинки (И. Тургенев).

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении передаёт отношения пояснения, причины, изъяснения (можно подставить союзы потому что, что, поэтому , слова и увидел, и услышал, и почувствовал , а именно). Второе предложение поясняет, объясняет причину или дополняет содержание первой части. В устной речи эти отношения передаются интонацией пояснения: Светлана поняла: она не заснёт из-за этой монотонной навязчивой капели (В. Токарева).

Тире в бессоюзном сложном предложении указывает на время, условие, следствие, противопоставление (можно подставить союзы и, а, но, так что, когда, если . В устной речи эти отношения передаются интонацией противопоставления: Служить бы рад - прислуживаться тошно (А. Грибоедов) .

Словарь лингвистических терминов :
Изъяснение - пояснение.


1. Высказывание на лингвистическую тему

Работа в группах . Как определить, каким пунктуационным знаком надо разделить части сложного предложения? Используя материалы параграфа, укажите, по каким приметам можно распознать необходимость постановки знака. Своп рекомендации зафиксируйте в виде правила, памятки, алгоритма, схемы, условного рисунка. Примеры можно брать из упражнения 2.

Проведите защиту наших работ в группах. Самые эффективные рекомендации предложите классу.


2. Обучающее списывание

І. Выразительно прочитайте предложения. Обоснуйте постановку знака препинания между частями

сложного предложения. Для этого укажите какие смысловые отношения между ними, какой интонацией эти

отношения передаются.

ІІ. Спишите предложения. Подчеркните в них грамматические основы. Над знаком препинания, разделяющим части сложного предложения, над союз или союзное слово, с помощью которого можно соединить части сложного предложения.

1. Шумел вершинами лес, в просветах виднелось бледно-голубое небо, вспыхивали листья осин (Ю. Казаков ). 2. Я стремился к людям, меня радовала жизнь, я искал друзей, любви, счастливых встреч (М. Зощенко ). 3. Вскоре я понял: мы заблудились (Ф. Искандер ) 4. В начале августа у всех испортилось настроение: стало известно, что Оля уезжает (А. Алексин ). 5. Я сидел на берегу и думал только об одном: только бы эта рыба не клевала сегодня (В. Медведев ). 6. Листики на кусте свернулись в сухие трубочки: их давно уже никто не поливал (А. Алексин). 7. Поспешишь - людей насмешишь (Пословица ). 8. Сам не научишься - никто не научит (Пословица ). 9. Перемелется - мука будет (Пословица ). 10. Пронесётся ветерок, за версту услышишь, как цветёт липа (В. Солоухин ).


3. Объяснительное письмо

І. Выразительно прочитайте предложения. Укажите части сложного предложения. Проведите наблюдение:как они связаны по смыслу. Даёт ли «смысловой разлом» основание для постановки между ними точки с запятой?

ІІ. Спишите предложения, вводя на место, указанное значком < >, слова из справки , подчеркните их как члены предложения. Расставьте знаки препинания. Объясните написание частицы не со словами.

1. Ни одна собака не лаяла дома < > мерцали лунными окошками (В. Белов ). 2. Листья облетели < > вороны на деревьях кричат так неприятно (И. Гончаров ). 3. Алые облака плыли по небу красные капли росы падали с ивы в воду < > (В. Солоухин). 4. Над цветущим полем льна даже пчёлы летают неторопливо жаворонок < > сзывает всех подивиться на него (В. Астафьев ). 5. Вода блестела < > на песчаном дне были видны дорожки < > (К. Паустовский ). 6. На сухой липе обломился сучок и < > упал на дорожку из-за сарая потянуло запахом мокрого орешника. 7. Степь над батареей < > уходила за балку ветер наносил прогорклым жаром калёного железа (Ю. Бондарев ).

ІІІ. Работа в группах . Каждый участник группы анализирует одно предложение, обосновывая необходимость постановки в нём точки с запятой.

С п р а в к а . 1) Редкие, словно хуторки; 2) видно всё насквозь; 3) распространяя красные круги; 4) звеня над полем; 5) как чёрное стекло; проложенные улитками; 6) цепляясь за ветви; 7) усеянная очагами огня.


4. Анализ учебного материала

І. Работа в парах . Выразительно прочитайте предложения. Докажите, что это бессоюзные сложные предложения. Определите, какие интонационные и смысловые признаки указывают на необходимость постановки двоеточия в данных предложениях.

ІІ. Спишите. Над двоеточием надпишите союз или слово, с помощью которого можно проверить правильность постановки двоеточия.

1. Такого зрелища он не ожидал: вода застилала свет из края в край (Ч. Айтматов ). 2. Днём в саду было тихо: беспокойные птицы улетели на юг (К. Паустовский ). 3. До сих пор я осени почти не замечал: в саду ещё не было запаха прелой листвы, вода в озёрах не зеленела, и жгучий иней ещё не лежал по утрам на крыше (К. Паустовский ). 4. Дверь была заперта: или занятия в лаборатории уже кончились, или их вообще в этот день не было (Ю. Сотник ). 5. Что-то глухо стукнуло: с яблони слетело яблоко (Ф. Искандер ). 6. Пришёл Грушницкий и бросился мне на шею: он произведён в офицеры (М. Лермонтов ). 7. Остаётся одно средство: рассказывать новости (М. Лермонтов). 8. Я взошёл в хату: две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель (М. Лермонтов ). 9. Я привстал и взглянул в окно: кто-то вторично пробежал мимо него и скрылся (Л. Лермонтов ).


5. Синтаксические синонимы

І. Прочитайте предложения. Объясните постановку знаков препинания. Докажите, что это сложноподчинённые предложения.

ІІ. Восстановите предложения из произведения М. Лермонтова «Герой нашего времени». Прочитайте предложения, исключая из них союзы и союзные слова. Какие интонационные и смысловые признаки указывают на необходимость постановки двоеточия в преобразованных предложениях? Запишите предложения, разделяя части бессоюзного сложного предложения двоеточием.

1. Писать я не мог долго, потому что тайное беспокойство мною овладело. 2. Он на пороге остановился, потому что ему хотелось пожать мне руку.... 3. Княжна упрашивала свою маменьку не скупиться, потому что этот ковёр так украсил бы её кабинет!.. 4. Напрасно я им откликнулся, потому что они б ещё с час проискали меня в саду. 5. Пойду к Елизаветинскому источнику, потому что там, говорят, утром собирается всё водяное общество. 6. Одно было в нём нехорошо, что ужасно падок был на деньги. 7. В эту минуту у меня в голове промелькнула странная мысль, что, подобно Вуличу, я вздумал испытать судьбу. 8. Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок, поэтому нужны горькие лекарства, едкие истины.


6. Анализ учебного материала

І. Работа в парах . Выразительно прочитайте предложения. Определите, какие интонационные и смысловые признаки указывают на необходимость постановки тире в данных предложениях. Устно преобразуйте бессоюзные сложные предложения в сложносочинённые с помощью союзов и, а, но . Спишите предложения. Над тире надпишите подходящие по смыслу союзы и, а, но .

1. Солнце село - сразу начало темнеть (В. Крапивин ). 2. Лодки подваливают к причалу - чайки начинают истошно орать (В. Крапивин ). 3. Вы раздвинете мокрый куст - вас так и обдаст тёплым запахом ночи (И. Тургенев ). 4. Дунул ветер - всё дрогнуло (Максим Горький ). 5. Недосол на столе - пересол на спине (Пословица ). 6. Шестнадцать лет служу - такого со мной не бывало (Л. Толстой ). 7. День да ночь - сутки прочь (Пословица ). 8. Ребёнка обучи - дашь миру человека (В. Гюго ). 9. Хочешь проверить человека - надели его властью. 10. Позволит погода - за нами придёт катер (Б. Житков ).

ІІ. Проанализируйте материалы упражнения: какие интонационныеи смысловые признаки указывают на необходимость постановки тире? Какой приём проверки тире вы можете предложить?


7. Восстановление предложений

Прочитайте предложения. Замените сложносочинённые предложения бессоюзными. Бессоюзные сложные предложения запишите. Какие признаки указывают на необходимость постановки тире между частями бессоюзного сложного предложения?

1. На улице ветер, и всё качается, стонет, гремит (К. Паустовский ). 2. Дунул ветер, и всё дрогнуло, ожило, засмеялось (Максим Горький ). 3. Оперился птенец, и лети на все четыре стороны (Максим Горький ). 4. Я был скромен, а меня обвиняли в лукавстве (М. Лермонтов ). 5. Я говорил правду, а мне не верили (М. Лермонтов ). 6. Правды надо держаться, а истину искать (М. Пришвин ). 7. Пробовал идти пешком, но ноги мои подкосились (М. Лермонтов). 8. Я зашёл в первую избу, отворил двери в сени, окликнул хозяев, но никто не ответил мне (И. Тургенев ). 9. Быстро стемнело, и дорогу мы различали с трудом.


8. Домашнее задание

Вариант 1 . Спишите текст. В каждом предложении подчеркните ключевые слова.

Вариант 2 . Напишите сочинение-миниатюру о том, что вы считаете главным в жизни человека. Своё мнение обоснуйте.

Самое лучшее, на мой взгляд, что придумал человек, для того чтобы сделать свою жизнь красивой и счастливой, - это создание семьи. Именно тогда люди стараются и учатся жить в гармонии друг с другом и с самим собой. А самое главное - учатся жить вместе с кем-то, постоянно идти на компромиссы, учитывать интересы другого человека: ведь в семье невозможно жить, думая только о себе и своих желаниях.

Так что мы учимся в семье многому: твёрдости и в то же время уступчивости, мягкости, терпимости. Вот эта самая взаимная терпимость, наверное, и есть самое высокое проявление человеческого духа и воли. И со стороны мужчины, и со стороны женщины. И только такие отношения, как мне кажется, могут называться высоким словом «Лю бовь».