Определение и назначение мобилизационного резерва. Положение о порядке пребывания граждан РФ в мобилизационном людском резерве — Российская газета

от 05.04.2016)

«О государственном материальном резерве» мобилизационный резерв - запасы материальных ценностей государственного резерва, предназначенные для обеспечения выполнения заданий, установленных мобилизационными планами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

(утв. Минэкономразвития РФ N ГГ-181, Минфином РФ N/9564, МНС РФ N БГ-18-01/3 02.12.2002) В имущество мобилизационного назначения включаются объекты мобилизационного назначения, а также все виды мобилизационных запасов (резервов).


Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Мобилизационный резерв

Формы документов: Мобилизационный резерв

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

(Постановление Правительства РФ от 03.09.2015 N 933 (ред. от 30.09.2017)) Приложение

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Бесплатная юридическая консультация:

Каталог статей

Многие из нас слышали про государственные (госрезерв) и мобилизационные (мобрезерв) резервы, но не многие знают, что это такое и чем они отличаются.

Ответ на этот вопрос мы нашли в интервью, которое дал руководитель Федерального агентства по государственным резервам в годах Александр Андреевич Григорьев журналу «Солдаты России» в октябре 2006 года.

Государственный материальный резерв состоит из двух частей: собственно государственного резерва и мобилизационного резерва.

Государственный резерв - это резерв в основном гражданского назначения: запасы стратегических, то есть особо важных для функционирования промышленности и энергетики материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказания государственной поддержки отраслям экономики, организациям и субъектам Российской Федерации, оказания гуманитарной помощи и регулирующего воздействия на рынок.

Мобилизационный резерв - это резерв, прежде всего, в интересах организации обороны страны: запасы для мобилизационных нужд государства - обеспечения развертывания производства военной и другой промышленной продукции, ремонта военной техники и имущества, развертывания в военное время работ по восстановлению железнодорожных и автомобильных дорог, морских и речных портов, аэродромов, линий и сооружений связи, газо - и нефтепродуктопроводов, систем энерго - и водоснабжения с целью организации бесперебойной работы промышленности, транспорта и связи, предоставления медицинской помощи.

Бесплатная юридическая консультация:


Почти все запасы государственного резерва хранятся внутри системы государственного резерва, которую возглавляет Федеральное агентство по государственным резервам. В систему входят центральные и территориальные органы управления и обеспечения, а главное, подведомственные Росрезерву федеральные государственные учреждения - комбинаты. Комбинаты укомплектованы персоналом Росрезерва и охраняются собственной ведомственной охраной, а отдельные - и внутренними войсками МВД России.

Запасы мобилизационного резерва практически полностью хранятся вне системы госрезерва, в сторонних для неё организациях - исполнителях мобилизационных заданий. Таких организаций различных форм собственности в настоящее время несколько тысяч. Это предприятия промышленности, находящиеся в ведении Минпромэнерго России, государственные учреждения здравоохранения, организации Мининформсвязи России и другие.

А если в двух словах, то можно. Сложно, но можно

Мобилизационного резерва - понятие и виды. Классификация и особенности категории «Мобилизационного резерва» 2014, 2015.

Читайте также

Бесплатная юридическая консультация:


Финансирований операций по созданию, пополнению, размещению, хра­нению материальных ценностей всегда являлось прерогативой государства. В соответствии с Федеральным законом «О государственном материаль­ном резерве» финансирование расходов на проведение. [читать подробнее].

Основные термины и определения: - поставка материальных ценностей в государственный резерв - закупка и (или) отгрузка (доставка) материальных ценностей в организации для хранения; - закладка материальных ценностей в государственный резерв - принятие материальных. [читать подробнее].

Финансирование материальных ценностей Финансирований операций по созданию, пополнению, размещению, хранению материальных ценностей всегда являлось прерогативой государства. В соответствии с Федеральным законом «О государственном материальном. [читать подробнее].

Мобилизационный резерв, его предназначение. Формирование, хране- ние и обслуживание мобилизационного резерва.

В 1994 году был принят ФЗ № 79 «О государственном материаль­ном резерве», который устанавливает общие принципы формирования, раз­мещения, хранения, использования и освежения запасов государственного резерва и регулирует взаимоотношения в этой области.

Бесплатная юридическая консультация:


В соответствии с законом - формирование, хранение и обслуживание запасов государственного ре­зерва обеспечивается Федеральным агентством по государственным резер­вам (Росрезерв). Оно совместно с его территориальными управлениями осуществляют управление государственным резервом.

Государственный резерв - это особый федеральный запас материальных ценностей, создаваемый и планомерно пополняемый государством для бесперебойного функционирования экономики, для нужд обороны, ликвидации последствий ЧС и удовлетворения других по­требностей государства и общества.

1. Запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд РФ.

2. Запасы стратегических материалов и товаров (сырье, топливо, зерно, продовольствие).

3. Запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий ЧС.

Бесплатная юридическая консультация:


Государственный резерв предназначен для:

Обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации;

Обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий ЧС;

Оказания государственной поддержки различным отраслям народного хо­зяйства, организациям, субъектам РФ в целях стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырья, продовольствия;

Оказания гуманитарной помощи;

Бесплатная юридическая консультация:


Оказания регулирующего воздействия на рынок в случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке.

Важнейшим средством сохранения накопленных запасов материальных средств является их рассредоточение, защита, своевременное освежение и поддержание в готовности к использованию по предназначению.

Государственный резерв размещается:

В организациях, специально предназначенных для хранения материальных ценностей государственного резерва.

На предприятиях, в учре­ждениях и организациях, которым установлены мобилизационные задания.

Бесплатная юридическая консультация:


Часть запасов при необходимости может храниться в промышленных, транспортных, сельскохозяйственных и иных организациях различных отраслей экономики.

Сведения о нормах накопления, о поставках, выпуске, закладке, об освежении, дислокации и фактических запасах Государственного резерва являются государственной тайной.

Мобилизационный резерв является федеральным запасом материальных ценностей, не подлежит приватизации, продаже в составе имущества предприятий - должников, не подлежит использованию в качестве залога.

Минздрав своим приказом (по согласованию с Минэкономразвития России и Росрезервом) утверждает номенклатуру, объемы и сроки накопления материальных ценностей в мобилизационном резерве. Таким образом Минздрав создает резерв медицинского и санитарно-хозяйственного имущества который является составной частью государ­ственного резерва.

Данный резерв формируется в целях:

1. развертывания специ­альных формирований и учреждений, создаваемых для выполнения задач военного времени,

2. медицинской помощи населению и личному составу войск,

3. защиты населения от современных средств поражения,

4. ликвидации вспышек инфекционных за­болеваний.

Хранение мобилизационного резерва медицинского исанитарно-хозяйственного резерва регламентируется специальной «Инструкцией по хранению мобилизационного резерва медицинского и санитарно-хозяйственного имущества». Она введена в действие приказом Минздрава России от 03.10.2005 года № 613 (дсп).

Структура системы мобрезерва медицинского и сани­тарно-хозяйственного имущества, включает в себя на федеральном уровне:

Федеральные государственные учреждения здравоохранения,

Бесплатная юридическая консультация:


Федеральные государст­венные учреждения науки,

Медицинский центр моби­лизационных резервов «Резерв»,

Предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов Росздрава,

Центральные медицинские склады ГВМУ Минобо­роны России,

Медицинские склады Минтранса России, управления делами Президента РФ и военных округов (флотов).

Бесплатная юридическая консультация:


На уровне субъектов РФ:

Медицинские центры мобилизационных резервов «Резерв» с подведомственными им складами.

По указанию Минздрава России (Разработчик плана), органы управления здравоохранением субъек­тов РФ (Исполнители плана), на основании Методических указаний проводят работу по разработке номенклатуры и объемов накопле­ния медсанхоз имуществом в мобилизационном резерве на расчет­ный год.

1. какие и сколько развертывается специальных формирований и учреждений здравоохранения военного вре­мени,

2. нормы табельного оснащения медицинским и санитарно-хозяйственным имуществом специальных формирований (исходя на 1-2 месяца их работы),

3. нормы обеспечения медицин­ским имуществом для оказания населению медицинской помощи в военное время из расчета на 10 специализированных коек на 1 месяц работы,

Бесплатная юридическая консультация:


4. нормы медимущества для оказания медицинской помощи населению при применении противником ОМП из расчета на 1000 пораженным,

5. номенклатуру медицинского имущества в мобилизационном резерве для станций пе­реливания крови.

В мобрезерв закладыва­ется медсанхозимущество, выпускаемое Российскими предприятиями имеющие срок годности не менее 12 месяцев и имеется воз­можность его освежения (за исключением средств профилактики и лечения ЛБ, антидотов и средств лечения пораженных ОВ).

Исполнители обязаны обеспечить со­хранность материальных ценностей, ежегодно проводить их инвентариза­цию, накопление и освежение имущества в соот­ветствии с установленными сроками его годности (хранения).

Контроль, за выполнением складами задач по качественной и количественной сохранности мобилизационного резерва медицинского и санитарно-хозяйственного имущества возложен на медцентр мобрезервов «Резерв».

Бесплатная юридическая консультация:


Структура системы мобилизационного резерва медицинского и санитарно-хозяйственного имущества. Порядок финансирования работ по накоплению, освежению и хранению материальных ценностей в мобилизационном резерве.

Номенклатура и количество вооружения, техники и других материальных средств тыловых госпиталей определяются их штатами и табелями к штатам, а также нормами обеспечения (снабжения), утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации.

Доставка материальных средств со складов Министерства обороны Российской Федерации в пункты развертывания тыловых госпиталей производится силами и средствами организаций-исполнителей. Обеспечение тыловых госпиталей медицинским и санитарно-хозяйственным имуществом осуществляется путем: – накопления его в мирное время в мобилизационном резерве согласно табелям к штатам тыловых госпиталей и нормам снабжения; – приписки к госпиталям табельного имущества длительного использования и положенных по штату специальных кабинетов лечебно-профилактических учреждений мирного времени. Недостающее до полной табельной потребности имущество приобретается при объявлении мобилизации из ресурсов субъектов Российской Федерации в соответствии с планом, который разрабатывается в мирное время. Накопление материальных ценностей в мобилизационном резерве для тыловых госпиталей, их содержание, освежение и замена осуществляются организациями- исполнителями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Техника и другие материальные средства организаций-исполнителей, предназначенные для обеспечения тыловых госпиталей, должны храниться в пунктах их отмобилизования. обилизования. Финансирование мероприятий по мобилизационной подготовке тыловых госпиталей в мирное время осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации за счет средств федерального бюджета. Финансирование тыловых госпиталей в период мобилизации производится федеральными органами исполнительной власти и организациями по сметам расходов, которые разрабатываются в мирное время. Выплата денежного довольствия личному составу тыловых госпиталей из числа военнослужащих и заработной платы гражданскому персоналу будет производиться за счет сметы органов здравоохранения в порядке и по нормам, установленным для военнослужащих и гражданского персонала Министерства обороны Российской Федерации. Обеспечение продовольствием гражданского персонала тыловых госпиталей в период мобилизации и в военное время осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по нормам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. 31 Гражданский персонал тыловых госпиталей продовольственными пайками и военным обмундированием не обеспечивается. Расходы тыловых госпиталей на выплату денежного довольствия раненым и больным военнослужащим, находящимся на лечении, производятся за счет сметы Министерства обороны Российской Федерации. Выделение денежных средств для этих целей производится военными округами по месту дислокации тыловых госпиталей через соответствующие МЭП (РЭП). Учет и отчетность тыловых госпиталей по материально-техническому и финансовому обеспечению ведется порядком и по формам, установленными соответствующими довольствующими органами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации.

мобилизационный резерв

мобилизационный резерв - запасы материальных ценностей государственного резерва, предназначенные для обеспечения выполнения заданий, установленных мобилизационными планами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Бесплатная юридическая консультация:


Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. academic.ru . 2015 .

Смотреть что такое «мобилизационный резерв» в других словарях:

Резерв производственных мощностей - (reserve production capacity) мобилизационный резерв бездействующего, но находящегося в готовности оборудования («мобрезерв») - предусматриваемый на случай чрезвычайных ситуаций (войны, стихийные бедствия и т.п.) … Экономико-математический словарь

резерв производственных мощностей - Мобилизационный резерв бездействующего, но находящегося в готовности оборудования («мобрезерв») предусматриваемый на случай чрезвычайных ситуаций (войны, стихийные бедствия и т.п.). Тематики экономика EN reserve… … Справочник технического переводчика

РЕЗЕРВ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - особый федеральный (общероссийский) запас материальных ценностей, предназначенных для использования в целях и порядке, предусмотренном действующим законодательством. В состав государственного резерва входят запасы материальных ценностей для… … Большой экономический словарь

Государственный резерв - является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом, и составляет имущество казны Российской Федерации. (в ред.… … Официальная терминология

Бесплатная юридическая консультация:


Военные резервы - В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка… … Википедия

Вооружённые Силы Российской Федерации - Запрос «ВС России» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Вооружённые Силы Российской Федерации ВС России … Википедия

Федеральный закон 79-ФЗ: О государственном материальном резерве - Терминология Федеральный закон 79 ФЗ: О государственном материальном резерве: выпуск материальных ценностей из государственного резерва реализация (продажа) или передача (в том числе на безвозмездной основе) материальных ценностей… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

УСВ - 76 мм дивизионная пушка образца 1939 г. (УСВ) Калибр, мм 76,2 Экземпляры 9812 Расчёт, чел. 5 … Википедия

Книги

  • Армия обороны Нагорно-Карабахской Республики, Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! А?рмия оборо?ны Наго?рно-Караба?хской Респу?блики… ПодробнееКупить за 950 руб

Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать данный сайт, вы соглашаетесь с этим. Хорошо

Бесплатная юридическая консультация:

Мобилизационного резерва

  1. Поставка материальных ценностей в государственный резерв – закупка и (или) отгрузка (доставка) материальных ценностей в организации для хранения.
  2. Закладка материальных ценностей в государственный резерв – принятие материальных ценностей для хранения в государственном резерве.
  3. Выпуск материальных ценностей из государственного резерва – реализация или безвозмездная передача материальных ценностей государственного резерва определенному получателю (потребителю) либо реализация их на рынке.
  4. Ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва – хранение заложенных в государственный резерв материальных ценностей у поставщика (производителя) или у получателя (потребителя) без предоставления ему права пользования этими материальными ценностями до принятия в установленном порядке решения о выпуске их из государственного резерва.
  5. Освежение запасов государственного резерва – выпуск материальных ценностей из государственного резерва в связи с истечением установленного срока хранения материальных ценностей, тары, упаковки, а также вследствие возникновения обстоятельств, могущих повлечь за собой порчу или ухудшение качества хранимых материальных ценностей до истечения установленного срока их хранения, при одновременной поставке и закладке равного количества аналогичных материальных запасов.
  6. Заимствование материальных ценностей из государственного резерва – выпуск материальных ценностей из государственного резерва на определенных условиях с последующим возвратом в государственный резерв равного количества аналогичных материальных ценностей.
  7. Разбронирование материальных ценностей государственного резерва – выпуск материальных ценностей из государственного резерва без последующего возврата.
  8. Замена материальных ценностей государственного резерва – выпуск материальных ценностей из государственного резерва при одновременной закладке в него равного количества аналогичных или других однотипных материальных ценностей в связи с изменением стандартов и технологии изготовления изделий, предусмотренных мобилизационным заданием.

Запасы материальных ценностей государственного резерва размещаются на предприятиях, в учреждениях и организациях, специально предназначенных для хранения таких запасов. Размещение объектов для хранения запасов государственного резерва планируется и осуществляется Федеральным агентством по государственным резервам, по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Запасы мобилизационного резерва размещаются на предприятиях, в учреждениях и организациях, которым установлены мобилизационные задания. Часть запасов государственного резерва при необходимости также размещается на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики на ответственное хранение (пункты ответственного хранения).

Пункты ответственного хранения не имеют права самостоятельно заключать в отношении материальных ценностей государственного резерва сделки купли, продажи, обмена, аренды и отчуждения их в любых формах, включая акционирование.

Предприятия, учреждения и организации различных отраслей экономики, осуществляющие хранение материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов, несут ответственность за их количественную и качественную сохранность, складирование, обеспечивающее установленные режимы хранения, организацию учета и отчетности по ним.

Бесплатная юридическая консультация:


Органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны обеспечивать соблюдение требований действующего законодательства по формированию, хранению и использованию запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов, размещенных на подведомственной им территории.

Услуги пунктов ответственного хранения оплачиваются Федеральным агентством по государственным резервам, или его окружными управлениями в субъектах РФ в соответствии с заключенными договорами на ответственное хранение материальных ценностей.

Поставка материальных ценностей осуществляется в целях их накопления в соответствии с установленными мобилизационными заданиями, возврата ранее заимствованных, замены и освежения накопленных запасов, является одним из видов поставки продукции для федеральных нужд и включается в проект государственного оборонного заказа, утверждаемого ежегодно постановлением Правительства РФ по обобщенным заявкам, представляемым в Росрезерв Разработчиками плана. После утверждения Росрезервом предварительных объемов финансирования Разработчики плана направляют Исполнителям уведомления для заключения договоров на поставку материальных ценностей в мобрезерв. Торги на поставку материальных ценностей проводятся окружными управлениями Росрезерва. Исполнители мобилизационного плана в договорах на поставку материальных ценностей фигурируют в роли получателя, плательщика – окружные управления Росрезерва, поставщика – предприятия (организации), независимо от форм собственности, выигравшие конкурс на поставку продукции.

Материальные ценности, закладываемые в мобрезерв, должны соответствовать утвержденной номенклатуре, отвечать требованиям технической документации, а их качество подтверждаться сертификатам, паспортами, протоколами испытаний и др., закладываться на хранение целыми единицами (ящиками, бочками, кипами и т.п.). Исполнители, хранящие материальные ценности, освобождаются от возврата поставщикам тары всех видов впредь до их выпуска из резерва.

Разработчики плана в мирное время имеют право разрешать Исполнителям по согласованию с Росрезервом:

Бесплатная юридическая консультация:


Разбронировать для развертывания в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации специальных формирований и учреждений военного времени материальные ценности мобилизационного резерва;

Использовать материальные ценности, предназначенные для развертывания спецформирований и учреждений военного времени, при проведении ученых сборов и учений личного состава формирований и учреждений в соответствии с планами, но не более чем в течение 3-х месяцев (без оплаты их стоимости), с возвратом их в мобрезерв без ухудшения качественного состояния.

При этом использовать материальные ценности в текущей работе запрещается;

  • перемещать материальные ценности от одних Исполнителей к другим;
  • проводить замену и освежение материальных ценностей с разрывом во времени между выпуском и закладкой до 6 месяцев;
  • уничтожать в порядке, установленном разработчиком плана, материальные ценности в связи с истечением сроков их годности, которые не могут быть использованы для текущих нужд здравоохранения;
  • разбронировать материальные ценности, хранение которых не вызывается необходимостью в связи с уточнением номенклатуры или объемов накопления (как правило после предварительной оплаты).

Выпуск материальных ценностей в порядке заимствования и разбронирования производится по ходатайству Разработчика плана или Исполнителя на основании заключений Минэкономразвития России и Росрезерва и по решению Правительства Российской Федерации, в котором определяются получатели, сроки и условия выпуска, порядок и сроки их возврата. При разбронировании материальных ценностей порядок и сроки возврата не оговариваются.

Разработчики плана имеют право самостоятельно или на основании запросов МЧС России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации заимствовать материальные ценности из мобилизационного резерва, необходимые для осуществления первоочередных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, с последующим докладом в 10-дневный срок Правительству РФ и одновременным внесением в установленном порядке проекта решения Правительства РФ по данному вопросу с указанием сроков и порядка расчетов за заимствованные материальные ценности и сроков возврата их в резерв.

Бесплатная юридическая консультация:


Выпуск материальных ценностей в порядке замены и освежения производится на основании решений Росрезерва, с учетом сроков годности или хранения этих ценностей, а при необходимости с разрывом во времени между выпуском и закладкой до 6 месяцев.

При введении в действие мобилизационного плана экономики Российской Федерации Разработчикам плана предоставляется право разрешать Исполнителям разбронировать из мобилизационного резерва накопленные материальные ценности для выполнения установленных заданий. Порядок их оплаты определяется решением Правительства РФ.

Правда-TV

Новости мира, России, Украины и Новороссии

17 июля президент Путин подписал Указ N 370 «О создании мобилизационного людского резерва Вооруженных Сил Российской Федерации»

Документ достаточно короткий, состоящий всего из четырех пунктов, один из которых, как указывается в тексте, “для служебного пользования”. То есть, другими словами, секретный, не для всеобщего обозрения.

Тем самым Россия сделала еще один шаг к созданию полностью профессиональной армии. В настоящее время уже около 50% ее численности и так составляют бойцы, проходящие службу по контракту – 300 тысяч рядовых и сержантов и 200 тысяч офицеров. Но это касается армии “кадровой”, развернутой, готовой приступить к боевым действиям в любой момент.

Однако, кроме наличных Вооруженных Сил, любая страна имеет и мобилизационный резерв – используемый, кроме периода плановых сборов и переподготовки личного состава, для мобилизации при угрозе начала войны, с целью увеличения численности вооруженных защитников.

Служба в запасе существует и в России – реально основанная с момента армейских реформ императора Александра II, во второй половине XIX века. Во времена СССР порядок ее организации был изменен незначительно, что и позволило достаточно быстро создать мощную армию в годы Великой Отечественной войны для победы над гитлеровской Германией. Да и в составе первых дивизий, вошедших в Афганистан в 1979 году, тоже было немало “запасников”, или, как их еще называют - за не очень высокий уровень дисциплины - “партизан”.

Тем не менее резервная армия, например, в США по численности приблизительно равна наличному размеру Вооруженных Сил. И состоит не из “зеленых” новичков, никогда ранее до мобилизации не знакомых с армейской службой, а из отслуживших ветеранов, по каким-то причинам не захотевших продолжать контрактную службу.

Они, при желании, подписывают уже другой контракт и становятся резервистами. Посещают регулярные военные сборы, могут быть использованы и губернаторами штатов в составе “Национальной Гвардии” - для борьбы с беспорядками или ликвидации стихийных бедствий; и президентом – для использования в ходе полноценных армейских операций. Так, добрая половина военнослужащих США в Ираке и Афганистане – это резервисты.

Преимущество “резервных бойцов” над традиционными “партизанами” сначала советских, а затем и российских времен, понятно. Начиная с мотивации. В церковной среде есть такая замечательная поговорка: “Невольник – не богомольник”. Социологические службы показывают неизменно высокий процент россиян, готовых защищать свою Родину с оружием в руках - но “гражданский” на то и “гражданский”, что меньше всего думает о военных делах за делами житейскими. Кто-то и рад был бы сходить на тренировочные сборы – но мешает “запарка” на работе, необходимость “вкалывать”, чтобы побыстрее заплатить кредит, всякие там семейные обстоятельства и т.д.

Кроме того, чтобы создать по-настоящему боеспособное подразделение, необходимо, чтобы его бойцы были хорошо знакомы друг с другом (хотя бы с рамках отделений и экипажей), имели совместный опыт работы в боевой обстановке. Хотя бы – в рамках учений. Обычные “приписники”, появляющиеся в войсках хорошо, если раз в несколько лет, для такой роли годятся мало.

Совсем другое дело – кадровый резерв.

67. Гражданин, пребывающий в резерве, подлежит призыву на военные сборы в соответствии с Федеральным законом.

Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в резерве, не может превышать 24 месяцев.

То есть, для рядовых-сержантов (срок нахождения в запасе – до 42 лет) – это получается минимум месяц-два в течение каждого года. А это – уже совсем другое дело в плане эффективности подготовки и реальной боеготовности.

Понятно, что для того, чтобы люди, даже очень патриотично настроены, шли на такие жертвы, отказываясь от привычного уюта “гражданки”, готовые в течение 3 дней безо всяких “отмазок” явиться в свои военные части, им надо это как-то материально компенсировать.

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания мобилизационного людского резерва” гласит на этот счет следующее:

3. Размер месячного оклада гражданина, пребывающего в резерве, определяется Правительством Российской Федерации и не может быть ниже 10 процентов размера оклада по воинской должности, по которой гражданин приписан к воинской части (предназначен в специальное формирование), и размера оклада по воинскому званию.

Денежные выплаты гражданам, призванным на военные сборы, помимо выплат, предусмотренных статьей 6 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», состоят из:

оклада по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, и оклада по воинскому званию…”

А ведь, согласно базисному закону о службе в запасе, упомянутому абзацем выше, мобилизованному “запаснику” должна выплачиваться еще и средняя зарплата по месту работы.

Работника, призванного на военные сборы, необходимо освободить от работы и выплатить ему за время проведения сборов компенсацию из расчета среднего месячного заработка. Но данные рас ходы должны быть возмещены работодателю за счет средств федерального бюджета.

Сколько же будут получать российские резервисты реально? Точный ответ на этот вопрос, наверное, будет затруднительным – исходя из разнобоя в оценках экспертов и специалистов профильных ведомств. Так, по подсчетам 4-летней давности, месячная зарплата офицера-резервиста без надбавок должна была составить около 14 тысяч рублей в месяц, рядового – 8-10 тысяч. Не так, чтобы много, конечно – но с учетом “прожиточного минимума” в 10 тысяч рублей с голоду не умрешь, даже будучи полностью без “гражданской” работы. Ну а имея ее – и подавно. Так ведь, и служба то идет не все время – а, пользуясь студенческой аналогией, “очно-заочно”.

Сейчас цифры называются несколько скромнее – 5-8 тысяч рублей. При оценкам общих расходов на “эксперимент” - в 2015-ом - 288,3 миллиона рублей, а в 2016-ом - 324,9 миллиона. Да и само количество настоящих “резервистов” пока что предполагается на уровне всего в несколько тысяч человек.

Вообще, если пользоваться лишь официальной информацией, то процесс перевода российских “запасников” на профессиональные рельсы должен вызывать не “битье в литавры”, а куда менее бравурные оценки. Ну, в самом деле, сколько уже можно “толочь воду в ступе” – говоря о создании полноценных “резервных армий”, а в итоге имея лишь “экспериментальное” желание сформировать 5 тысяч “элитных резервистов”, коих не хватит для образования даже полноценной дивизии?!

И сколько уже можно писать Указы и принимать законы? Самый первый Указ об этом самом “эксперименте” был издан еще в мае 2012 года, потом последовал и соответствующий Закон, а теперь, получается, свежий Указ лишь “переписал” более старый документ трехлетней давности? И это в ситуации, когда “лучшие друзья” России с Запада, во главе с США, все явственнее “бряцают оружием” вблизи наших границ? Не пора ли уже заканчивать с “экспериментаторством” – переходя к воплощению нужного начинания в реально необходимых масштабах?

Но, как знать, может такая критика будет и не совсем обоснованной? Отдельные наблюдатели уже обращают внимания, что никаких конкретных цифр – ни по ассигнованиям на создание мобилизационного резерва, ни о его конкретной численности, в доступных для всеобщего обозрения документах не приводится. А “предварительные оценки” даже думских политиков – ну так они ж политики, а не правительственные финансисты и генералы Минобороны.

Зарубежные аналитики уже начали бить тревогу – не способные понять источники финансирования российского военного бюджета. По их оценкам, минимум 25% оборонного “пирога” в РФ берутся неизвестно откуда. То есть, о точном их происхождении и потенциальном размере ресурсов можно только гадать.

Так что, заранее посыпать голову пеплом, сравнивая американские цифры на содержание резервистов-контрактников (10% от бюджета Пентагона) и жалкие несколько сот миллионов рублей в России, по оценкам думских специалистов, наверное не стоит. В конце концов, человеческий ресурс – еще более важный фактор успешного ведения потенциальной войны, чем военная техника. А кто ж удивляется, если данные по точному количеству многих видов вооружений находятся под большим секретом?

Так что, пусть в НАТО продолжают думать, что российская армия сможет выставить в гипотетический “час Ч” всего 5 тысяч хорошо подготовленных резервистов. Для них может получиться очень неприятный сюрприз – когда так обнаружат целые прежде “секретные” дивизии и армии, готовые по приказу командования дать отпор любому агрессору.

Для увеличения картинки кликнуть по ней!

В составе запаса Вооруженных сил России выделяется мобилизационный людской резерв . Включение в состав резерва будет осуществляться на добровольной основе, по контракту.

В настоящее время мобилизационный резерв российской армии составляет 700 тысяч человек и состоит в основном из отслуживших солдат-срочников, сообщил начальник генштаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров.

По его словам, Минобороны сохраняет планы по поддержанию мобилизационного резерва. Численность контрактников в последующие годы будет увеличиться для поддержания боеспособности армии при любых условиях.

Депутаты Госдумы рассмотрели в первом чтении законопроект, в корне меняющий систему пребывания российских граждан в запасе. Как объяснил корреспонденту один из авторов документа, председатель Комитета Госдумы по обороне Виктор Заварзин, речь идёт о создании в России профессионального мобилизационного людского резерва , который армейское командование, руководство СВР и ФСБ призовет под свои знамена во время войны, крупных учений или чрезвычайных ситуаций.

Принудительно загонять в казарму уже отслуживших в армии людей никто не собирается. Отрывать их от дома и работы на длительный срок – тоже. Законопроект предусматривает добровольное вхождение запасников в резервное войско . Выглядеть это может следующим образом. Перед увольнением из армии командир предложит дембелю-призывнику подписать контракт, по которому вчерашний боец обязуется время от времени возвращаться в строй. Другой путь – набор контрактных резервистов через военкоматы.

Чтобы заинтересовать человека «внеурочной» службой, ему станут ежемесячно выплачивать определенную сумму . По мнению законотворцев, в зависимости от воинской специальности и армейского звания человека она может составлять 5-7 тысяч рублей в месяц. Как говорят депутаты, после значительного увеличения армейского жалования в 2012 году, финансовые показатели, скорее всего, пересмотрят.

В период сборов за резервистами сохранят их среднюю зарплату на гражданке. Кроме того, они будут получать деньги как обычные контрактники. Для таких людей хотят ввести и дополнительные выплаты, в частности, районный коэффициент и ежемесячную надбавку за непрерывное пребывание в резерве. Главное, что кошелек «партизана» станет пополняться вне зависимости от того, работает он или в данную минуту находится в воинской части.

Сегодня солдата и офицера запаса призывают в строй примерно раз в три года. Сборы длятся не более двух месяцев. Увеличивать их продолжительность нет смысла – иначе человека просто уволят с гражданской работы. Но вызывать резервистов на переподготовку нужно чаще. Авторы законопроекта надеются, что финансовые преференции вызовут у россиян интерес к мобилизационной службе. А значит, появится возможность отбирать туда действительно лучших специалистов.

Согласно документу, на заключение мобилизационного контракта пока вправе рассчитывать:
- бывшие солдаты-сержанты и прапорщики-мичманы в возрасте до 42 лет;
- младшие офицеры до капитана включительно не старше 47 лет;
- майоры, подполковники и соответствующие им морские офицеры – до 52 лет;
- полковники и капитаны 1 ранга – до 57 лет .

Установлен свой ценз и для выпускников военных кафедр гражданских вузов. Контракт на службу в мобрезерве им запретят подписывать через 15 лет после зачисления в запас и присвоения лейтенантского звания. Как и у действующих военнослужащих, первый «партизанский» контракт рассчитан на 3 года, последующие – на 5 лет.

Сформировать в России кадровый мобрезерв депутаты предлагают в несколько этапов, а начать – с создания второго фронта для Вооруженных сил. По мнению законотворцев, к 1 января 2012 года для армии и ВМФ реально набрать 4300 резервистов, а на завершающем этапе в 2014 году иметь 8600 профессиональных запасников. Затем, говорят в Госдуме, дойдет очередь до набора кадрового резерва в ФСБ и СВР.

Ну, а тех солдат и сержантов, кто перед увольнением не захочет подписывать контракт на службу в мобилизационном резерве , включат в так называемый мобилизационный ресурс. Пребывание там дополнительных денег людям не принесет. Они по-прежнему останутся военнообязанными, но вызывать на армейские сборы их будут реже, чем резервистов. А в случае чрезвычайной обстановки таких людей поставят под ружье во вторую очередь.

В России начинается формирование профессионального мобилизационного резерва. «Партизаны», подписавшие контракт с Минобороны, будут получать заработную плату и ряд компенсаций, но при этом будут обязаны ежемесячно посещать специальные занятия и ежегодно проходить военные сборы. В случае необходимости резервистами будут доукомплектованы уже существующие части, а также сформированы новые. Создание полноценного профессионального мобилизационного резерва положительным образом скажется на укреплении обороноспособности государства, считают военные эксперты.

В Минобороны России журналистам газеты « » рассказали о том, что с 2018 года система мобилизационного резерва в нашей стране начнет работать в полном объеме. Необходимые для этого нормативные акты были приняты ранее. Так, Минобороны уже проводило эксперимент по формированию организованного мобилизационного резерва в отдельных регионах России. Эксперимент продлился практически два года, его результаты оцениваются как успешные. Указ «О создании мобилизационного людского резерва Вооруженных сил РФ» был подписан президентом России 17 июля 2015 года. Первый пункт данного указа как раз и предписывал создание мобилизационного людского резерва ВС РФ на период проведения эксперимента по внедрению новой системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов. Сам механизм привлечения граждан в новые структуры и условия заключаемых с ними контрактов прописаны в законе «О воинской обязанности и военной службе», там говорится о том, что резервистами могут стать солдаты и офицеры запаса, прошедшие медицинскую комиссию.


Стоит отметить, что мобилизационный резерв существует в армиях многих стран мира, это очень распространенная практика. К примеру, в США численность резервистов практически соответствует численности регулярных вооруженных сил. Резервные компоненты включают в себя резервы всех пяти видов вооруженных сил, а также сухопутных войск и ВВС национальной гвардии США. При этом сама национальная гвардия США, военнослужащие которой совмещают боевую подготовку с работой по основной специальности, представляет собой организованный резерв. Существует и неорганизованный (индивидуальный) резерв, который состоит из лиц, обладающей достаточной военной выучкой, то есть тех, кто недавно закончил военную службу и не нуждается в прохождении дополнительной подготовки.

В целом можно отметить, что формирование мобилизационного резерва из людей, подписывающих контракт с Минобороны России – это еще один шаг на пути формирования в стране современной профессиональной армии. В российской армии количество контрактников уже превышает количество призывников. 7 ноября 2017 года начальник Генштаба генерал армии Валерий Герасимов говорил о том, что количество контрактников в войсках за последние 5 лет увеличилось вдвое и составило 384 тысячи человек. По планам к концу 2018 года в российской армии должно служить 425 тысяч контрактников, 220 тысяч офицеров и 50 тысяч прапорщиков и мичманов. Таким образом, доля военнослужащих-профессионалов достигнет 70 процентов.

В настоящее время за формирование мобилизационного резерва отвечают военкоматы. Еще не все из них начали соответствующую работу. В то же время в некоторых, к примеру, в Ростовской области – уже идет набор резервистов. В военкомате Новошахтинска в Ростовской области военнослужащие запаса уже могут подписать контракт на службу в резерве. Как отмечает газета «Известия» со ссылкой на военкомат Новошахтинска, для этого гражданам необходимо явиться в военкомат, имея при себе военный билет и паспорт. После подписания контракта военнослужащий резерва обязан будет проходить специальную учебу 2-3 дня каждый месяц и ежегодные сборы продолжительностью от 20 до 30 дней. Призвать на службу человека из мобилизационного резерва можно будет в любой момент: в случае проведения крупных учений, объявлении особого или угрожаемого периода, чрезвычайных ситуациях или просто при остром дефиците военных специалистов в частях.

Ранее эксперимент по формированию нового мобилизационного резерва проходил в некоторых регионах России. В эксперименте участвовал и Северный флот, который активно сотрудничал с военкоматами Мурманской области. Целью эксперимента, который стартовал на Северном флоте в августе 2015 года, было совершенствование существующей системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов. В интервью газете « » начальник организационно-мобилизационного управления (ОМУ) штаба Северного флота капитан 1-го ранга Владимир Кондратов говорил о том, что первый контракт в мобилизационный резерв на добровольной основе подписывается на 3 года, последующие контракты – на срок до 5 лет. При этом для резервистов существуют возрастные ограничения, они есть для каждой категории граждан, пребывающих в запасе. К примеру, солдаты, матросы, сержанты, мичманы и прапорщики могут заключить первый контракт на нахождение в мобилизационном резерве в возрасте до 42 лет, младшие офицеры – до 47 лет, старшие офицеры – до 57 лет.


Главным отличием нового подхода к формированию мобилизационного резерва является то, что при объявлении мобилизации резервист сам должен прибыть в воинскую часть, минуя военкоматы, и приступить к выполнению своих обязанностей по занимаемой должности согласно штатно-должностной категории. Кроме того, резервист раз в год отправляется на военные сборы длительностью до 30 суток и каждый месяц в течение от одного до трех дней с ним проводятся различные тренировочные занятия по планам воинских частей и соединений, к которым резервист приписан в соответствии с контрактом. Одновременно с этим учтена и общая продолжительность сборов, которая за год пребывания в мобилизационном резерве не может превышать 54 дней.

Новая система организованного мобилизационного резерва позволит подготовить, а затем поддерживать в боевой готовности высококвалифицированные кадры, обеспечивая быструю переброску личного состава на разные театры военных действий, на которых появится необходимость в развертывании новых соединений, но местного мобилизационного ресурса не хватает. По словам военного эксперта Виктора Мураховского, новая система привлечения кадров позволит повысить обороноспособность Дальнего Востока. В частях этого региона имеется техника, но ощущается дефицит кадров.

Денежный вопрос

По данным «Известий», поступающие в мобилизационный резерв солдаты и офицеры при заключении контракта будут получать единовременную выплату: при трехлетнем сроке – в размере оклада, для 5 и более лет – в 1,5 раза больше. Заработная плата профессионального резервиста будет складываться из его должностного оклада, регионального коэффициента и выплат за звание. К примеру, командир взвода в звании старшего лейтенанта в центральной части Российской Федерации будет получать 27,5 тысяч рублей. Командир отделения в звании сержанта в Кемеровской области (существует региональная надбавка: «северные» – 30 процентов) – 25,3 тысячи рублей. Правда, в полном объеме данная денежная сумма будет выплачиваться лишь во время прохождения военных сборов. В остальной период, то есть 11 месяцев в году, резервистам-контрактникам будут платить лишь 12 процентов от оклада. В таком случае старший лейтенант из Центральной части России будет получать 3,3 тысячи рублей в месяц, сержант в Кемеровской области – 3,036 тысячи рублей.


Данный порядок выплат предусмотрен постановлением правительства Российской Федерации «Об установлении размера месячного оклада гражданам РФ, пребывающим в мобилизационном людском резерве, за исключением периода прохождения военных сборов» от 23 декабря 2015 года. Во время прохождения сборов государство гарантирует резервисту сохранение средней заработной платы или стипендии. Помимо этого оно возьмет на себя все расходы по найму жилья, оплату проезда на сборы и возвращение домой, командировочные.

Отдельно предусмотрены надбавки за выслугу лет. К примеру, через 3 года после включения в мобилизационный резерв, резервисты смогут дополнительно получать 10 процентов от оклада. С годами данная выплата будет расти, максимальная надбавка – 50 процентов будет доступна после 20 лет непрерывного нахождения в мобилизационном резерве.

Как это будет работать

Важным отличием, о котором уже говорилось выше, будет то, что резервиста припишут к конкретной воинской части или к ЦОМР – Центру обеспечения мобилизационного развертывания, где он будет проходить сборы. В этом и заключается один из основных плюсов кадрового резерва. Создать по-настоящему боеспособные и подготовленные подразделения, когда бойцы хорошо знакомы друг с другом (хотя бы на уровне отделений и экипажей) и имеют реальный опыт взаимодействия в рамках учебы и военных сборов, невозможно за счет обычных запасников, которые появляются в армии в лучшем случае один раз за много лет пребывания в запасе.

Военный эксперт Владислав Шурыгин, комментируя формирование мобилизационного резерва журналистам «Известий», отметил, что существуют такие понятия как текущий и временный некомплект (ТНК и ВНК). Например, военнослужащий перевелся на новое место службы, а на его место еще никто не назначен. Это временный некомплект. А если военнослужащий заболел и уже не сможет выполнять свои прямые обязанности – это текущий некомплект. Таким образом, ТНК и ВНК могут существенно влиять на боеспособность воинских частей. Например, в батальоне может не хватать не только нескольких мехводов и стрелков-пулеметчиков, но и командира роты. Их отсутствие будет существенным образом сказываться на способности данного батальона решать боевые задачи. Также существуют должности, которые вводятся только в случае войны, к примеру, помощник пулеметчика. В мирное время такие должности бывают не нужны, а в боевых условиях необходимы. Замещать ТНК и ВНК смогут резервисты-контрактники, заключившие контракт и приписанные к конкретной воинской части, другой их задачей будет восполнение потерь в военное время.


Отдельно специалисты выделяют и судьбу баз хранения и ремонта военной техники (БХиРВТ), которые будут расформированы. До недавнего времени только в Сухопутных войсках имелось более 40 таких баз (14 мотострелковых). В настоящее время в России уже идет реорганизация мотострелковых БХиРВТ. Около трети из них закрыты. Главным образом, в них раньше лишь хранилась техника, при этом штатное расписание таких баз не позволяло поддерживать хранимую технику в должном техническом состоянии. Теперь же в созданных на их базе ЦОМРах будут и хранить военную технику, и обучать резервистов. В случае необходимости такие центры будут преобразовываться в полноценные соединения и воинские части.

Известно, что для ЦОМРов будет строиться новая современная инфраструктура. Так, еще в 2016 году Минобороны России подписало контракт на проектирование новой БХиРВТ, расположенной на Сахалине. Данный проект можно назвать иллюстрацией того, как будет выглядеть Центр обеспечения мобилизационного развертывания. Планируемый к постройке военный городок возле села Дачное будет оснащен казармами для размещения 521 солдата и сержанта, штабным и учебным зданием, парковкой площадью 700 тысяч квадратных метров, отапливаемым хранилищем на 1,2 тысячи машино-мест, а также складами для ракетно-артиллерийского вооружения и имущества. Также будут построены специальные зоны для хранения и ремонта техники. Данная инфраструктура позволит в случае сборов без особых проблем принять целый батальон резервистов, провести с ними необходимые учения и работы по плановому обслуживанию военной техники.

В середине 2015 года в стране был подписан Указ Президента №370, определяющий создание мобилизационного резерва. В его исполнение чуть позже принято ПП №933, где утвержден порядок нахождения в составе резервистов. Данные нормативно-законодательные акты наряду с законом «О воинской обязанности» легли в основу мобрезерва и ресурса – образования, необходимого для решения задач во время войны или при возникновении сложных ситуаций.

Понятие мобилизационного людского резерва

Подобная служба в России впервые была создана еще во времена Александра II, который в XIX веке провел армейскую реформу. В Советский период организация данного формирования не намного изменилась, благодаря чему во времена ВОВ за короткий период была создана мощная армия. Немалое количество военнослужащих, было и в Афганистане. За невысокую дисциплину еще их принято называть «партизанами».

Безусловно, мобилизационный людской резерв вооруженных сил Российской Федерации отличается явными преимуществами. Если партизаны фактически относятся к гражданским лицам, которые являются патриотами, и готовы защищать свою Родину, однако, военному делу не обучены, то «резервные бойцы» не только имеют соответствующие знания, но и регулярно проходят спецподготовку. Резерв предназначен для увеличения ВЧ, соединений ВС РФ, иных формирований во время мобилизации, приведения в боевую готовность и войны.

Общие положения

С целью мобилизации войск и соответствующих формирований создается запас ВС, СВР, а также ФСБ. В него входит мобилизационный людской резерв и ресурс. Мероприятия по формированию резерва осуществляются за счет бюджета страны. Организационные моменты решают военные комиссариаты. Договор о пребывании в резерве заключается с гражданами, имеющими разные воинские звания. От этого фактора зависит предельный возраст резервиста: он варьируется от 42-х до 57-ми лет.

Положение о мобилизационном резерве содержит список бумаг, которые необходимо подать в военный комиссариат. Решение принимается в течение месяца. Если кандидат соответствует требованиям, начальник выдает предписание, с которым первый направляется в воинскую часть.

После заключения договора о мобрезерве резервист должен пройти аттестационные мероприятия и сдать экзамен на получение квалификации. Аттестация осуществляется за квартал до окончания действия договора, а экзамен - не меньше одного раза в 3 года.

При пребывании в людском резерве присваивается воинское звание и должность. Резервист обязан участвовать в мобилизационных мероприятиях и действиях иного характера, а также в боевой подготовке, при этом каждый месяц ему выплачиваются денежные средства и единовременные.

К месячным выплатам относятся следующие:

  • оклад;
  • коэффициент по району и надбавка за нахождение в определенных регионах;
  • средства за постоянное пребывание в резерве.

К единовременным причисляются выплачиваемые средства при составлении нового договора. Размер зависит от его срока и других моментов.

Важно! Размер ежемесячного оклада резервиста составляет не менее 10% от выплаты по приписанной должности и званию к ВЧ.

Помимо денег, резервисту предоставляется:

  • питание на время несения службы;
  • соответствующие вещи.

В подготовку резервиста может входить и получение разного бесплатного образования.

Конкретные детали того, как осуществляются сборы, общественности не разглашаются. Приказ Президента содержит пункты для, так называемого, служебного пользования. Сроки и время проведения мероприятий согласовываются в регионах отдельно. Порядок их осуществления установлен Законом «О воинской обязанности», а также Постановлением Правительства «О сборах». Они длятся не больше 2-х месяцев, а в целом, за период нахождения в запасе - 12-ти месяцев.

Участникам данных мероприятий гарантируется:

  • сохранение рабочего места;
  • выдача продуктов, вещей и финансовых выплат, согласно закону;
  • обязательное страхование жизни в случае получения ранения или болезни на время сборов;
  • зачет срока в несение службы.

К сборам в качестве резервистов не призывают следующих лиц:

  • женщин;
  • чиновников;
  • сотрудников ВС, ФСКН, ОВД и организаций УИС, пожарной службы;
  • работников ж/д и авиа транспорта, летного и плавающего состава;
  • педагогов;
  • рабочих на посевных;
  • студентов очников во время всего обучения, а также заочников в период подготовки к сдаче диплома;
  • многодетных отцов;
  • граждан, отсроченных от несения службы по тем или иным причинам;
  • лиц, прошедших ;
  • граждан, имеющих наказание, судимость или при наличии подозрения в преступлении;
  • лиц, пребывающих за границей.

Штатная численность мобилизационного резерва ВС РФ

Данная система возникла в 2015 году на основании Указа Президента. Он же решает вопрос с численностью мобилизационного резерва. Комплектация осуществляется территориально, то есть запаснику предстоит служить недалеко от места проживания. Главная цель заключается в том, чтобы завершить неразбериху с запасниками, а также при необходимости обеспечить точное увеличение армии в самые короткие сроки. Помимо мобилизации, резервисты могут быть задействованы в период кризиса, так как к ним относится не только армия, но и бывшие сотрудники ФСБ, так же как и СВР.

Точная численность мобилизационного резерва не разглашается в тех бумагах, которые предназначены для широкой публики, поэтому о реальной численности мобилизационного резерва и ресурса остается только гадать.

Порядок исключения из резерва

Исключение резервиста из состава резерва осуществляется по разным причинам. Помимо окончания срока, предусмотренного контрактом, к таковым относятся следующие моменты:

  • предельный возраст;
  • лишение звания;
  • негодность или ограниченная годность к несению службы (на основе ВВК);
  • выход из российского гражданства или получение иностранного;
  • появление причин для отсрочки службы.

Основаниями для исключения из мобрезерва до окончания срока договора являются нижеуказанные:

  • проведение мероприятий в штатном режиме;
  • неисполнение требований договора;
  • отказ в допуске к государственной тайне или его лишение;
  • служба в прокуратуре, судебном органе в качестве судьи или СК РФ.

Помимо этого, гражданин исключается из мобилизационного резерва в досрочном порядке и по собственной воле. В некоторых ситуациях ему потребуется возместить денежные средства, потраченные из бюджета на содержание и эксплуатацию техники, вооружения, тренажеров, с которыми проходило обучение, применяемых материальных запасов, а также содержание командиров. При этом определяют фиксированные суммы, а конечные значения рассчитываются с применением специальных формул. Это происходит при лишении звания, приговора суда о наказании, неисполнения договора и лишения в допуске к государственной тайне.

Военное ведомство серьезно озаботилось мобилизационными возможностями страны. Как заявил заместитель начальника Генштаба Василий Смирнов, в минобороны разработан законопроект, в корне меняющий систему пребывания российских граждан в запасе.

Детально обнародовать свои предложения генералы не торопятся. Зато известно, что речь идет о создании в России абсолютно новой структуры - мобилизационного резерва. Условно говоря, это будет второй фронт, который армейское командование призовет под свои знамена во время войны, крупных учений или чрезвычайных ситуаций. Кроме того, в Вооруженных силах могут появиться части, где на временной основе будут служить бывшие солдаты-срочники.


Принудительно загонять их в казарму военные не собираются, отрывать от дома и работы на длительный срок - тоже. Законопроект предусматривает добровольное вхождение запасников в резервное войско. Выглядеть это может следующим образом. Перед увольнением из армии командир предложит дембелю-призывнику подписать контракт, по которому вчерашний боец обязуется время от времени возвращаться в строй.

Чтобы заинтересовать человека службой в резерве, минобороны станет ежемесячно платить резервисту некую сумму. Сколько именно - генералы пока не уточняют. Главное, что кошелек запасника хотят пополнять вне зависимости от того, работает он в данную минуту или находится в воинской части.

Размер армейского вознаграждения и срок контракта, по-видимому, будет зависеть от воинской специальности и квалификации резервиста. Людям с дефицитными в войсках профессиями, скажем, операторам зенитных ракетных комплексов ПВО, наверняка положат больше. Ремонтникам или водителям, скорее всего, поменьше. Зато последним не придется надолго покидать семью для армейской переподготовки. Освоить "баранку" нового военного грузовика или бронетранспортера все же проще, чем вникнуть в хитросплетения электронного мозга системы ПВО. Возможно, что с некоторыми категориями бывших солдат заключать контракт вообще не потребуется. К чему платить деньги рядовому стрелку, если его огневые и тактические навыки легко восстановить на краткосрочных военных сборах.

Учитывая, что "технологичные" должности в войсках скоро займут солдаты-профи, вербовкой их гражданских дублеров на службу в резерве займутся военкоматы. В нашем запасном войске успешных бизнесменов и богатых людей - единицы. Поэтому генералы надеются, что материальная заинтересованность и традиционно благожелательное отношение к армии вчерашних солдат заставит откликнуться на инициативу минобороны немалое количество опытных военспецов. Вызывать их на переподготовку планируют всего раз в год. Так что потеря работы резервистам не грозит. Тем более что по действующему законодательству увольнять таких сотрудников запрещается. Этот запрет в новом документе наверняка сохранится. Как и обязанность работодателей выплачивать временно убывшим в армию подчиненным среднемесячную получку.

Принципиально новым моментом в жизни резервистов может стать их временная служба на некоторых объектах минобороны. В обычных гарнизонах их не ждут. После перевода всех воинских частей в категорию постоянной готовности дивизии и бригады на сто процентов укомплектовали призывниками и контрактниками.

Однако кое-где вместо сокращенных полков оставили базы хранения вооружения и военной техники. Этот арсенал задействуют при развертывании Вооруженных сил в угрожающий период. Однако, чтобы бронемашины после долгой "спячки" ездили и стреляли, ракеты взлетали в воздух, а самолеты поднимались в небо, все это хозяйство надо поддерживать в боеготовом состоянии. Такую задачу как раз и хотят возложить на резервистов.

Как заметил Василий Смирнов, в штате каждой базы хранения есть 6 военных должностей и несколько гражданских. Смысла назначать туда военных профессионалов в Генштабе не видят - они нужны в линейных частях. Комплектовать базы новобранцами - себе дороже: солдаты-неумехи только испортят технику. А вот держать на ротационной основе опытных специалистов резерва - самое то.

Другой мобилизационной новацией может стать привлечение бывших солдат к ликвидации последствий техногенных катастроф и природных катаклизмов.

Свежий взгляд на организацию армейской службы и подготовку мобилизационного резерва руководство минобороны первоначально хотело изложить в двух новых законах - о военной службе и о воинской обязанности. Однако желание генералов развести призывные и служебные вопросы не нашло поддержки. В итоге Госдума будет рассматривать единый законопроект.

Формирование резерва - общепринятая практика ведущих западных стран. Его штат в Германии, Франции, Великобритании и США превышает численность вооруженных сил. К примеру, в Америке роль "второго фронта" играет Национальная гвардия. Кроме того, собственными людскими запасами обладают армия и ВВС. В министерстве ВМС резерв поделен между флотом, морской пехотой и береговой охраной.

Службу в резерве американцы проходят добровольно, обязательно подписывая с военными контракт.

Между тем

Не исключено, что к мобилизационным инициативам Генштаба у депутатов возникнут вопросы. Тем более что среди законодателей есть сторонники других вариантов формирования военного резерва. В том числе - по типу белорусского. В этой стране уже 6 лет практикуется следующая схема подготовки "второго фронта". Туда набирают не бывших военнослужащих, а призывную молодежь. Человеку достаточно написать заявление в военкомат с подробным объяснением причин невозможности проходить обычную службу солдатом. Затем получить у медиков справку о хорошем здоровье. Если аргументы заявителя в комиссариате сочтут вескими, его зачислят в мобилизационный резерв. Служба там проходит фактически без отрыва от основной работы. Призывника в течение года, двух или трех лет (срок зависит от его образования и уровня военной подготовки) вызывают на учебу по военно-учетной специальности в одну из армейских частей. Затем наступает этап длительного пребывания в резерве с эпизодической переподготовкой на военных сборах.

Схема выглядит привлекательной. Однако есть серьезный аргумент против ее внедрения в российскую практику. Службу в резерве соседи ввели из-за избытка призывников, которых можно поставить в действующий строй. У нас в стране, как известно, новобранцев всегда не хватает.