Любовная лирика в творчестве пастернака. Основные мотивы творчества Б

Центральное место в лирике Пастернака принадлежит теме при­роды. Содержание этих стихотворений значительно шире обычных пейзажных зарисовок. Рассказывая о веснах и зимах, о дождях и рас­светах, Пастернак повествует о природе самой жизни, исповедует ве­ру в нравственные основы жизни. Пейзаж в творчестве Пастернака не просто изображается, а живет и действует. Вся полнота жизни в разнообразии ее проявлений вмещается в кусочек природы, который, кажется, способен чувствовать, мыслить и страдать.

Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!» относится к ранней лирике Пастернака. Написанное в 1912 году, оно было опубликовано в сборнике «Лирика» в 1914 году, а позже открывало сборник «Поверх барьеров», в который вошли стихи разных лет. Проникнутое грустным настроением прощания с зимой, стихотво­рение поражает точностью пейзажных зарисовок. Лирический ге­рой, поэт, хочет написать о феврале, когда чернеют проталины и появляются первые лужи. Ему хочется умчаться на пролетке за шесть гривен туда, «…где ливень еще шумней чернил и слез». Ты­сячи грачей, похожих на обугленные груши, «сорвутся в лужи и об­рушат сухую грусть на дно очей». Картина пробуждающейся при­роды создает у поэта особое настроение: «Писать о феврале навзрыд». Для ранних стихотворений Пастернака характерен уди­вительный подбор лексики, ассоциативные ряды образов.

Метафорическая насыщенность - также одна из отличитель­ных особенностей художественной системы Пастернака. Это и «гро­хочущая слякоть», «клик колес», «ветер криками изрыт». Обилие свежих, новых сравнений, метафор, эпитетов привлекает внима­ние, делает язык поэта особенным и неповторимым, но в то же вре­мя сложным для восприятия.

Стихотворения «Сосны» и «Иней» вошли в сборник «Переделки­но». Они были написаны в 1941 году во время жизни на даче, в подмосковном поселке Переделкино. Красота природы окружающе­го мира вызывает у поэта чувство благоговения и восхищения:
И вот, бессмертные на время,
Мы к лику сосен причтены
И от болей и эпидемий и смерти освобождены.
(«Сосны»)

В стихотворении «Иней» звучит та же тема беспредельной бла­годарности миру природы, дарующей человеку возможность видеть мир во всем его многообразии. Дни поздней осени, отмеченные первыми заморозками и первым снегом, особенно дороги поэту:
И белому мертвому царству,
Бросавшему мысленно в дрожь,
Я тихо шепчу: «Благодарствуй,
Ты больше, чем просят, даешь».

Лирический герой Пастернака - страстная натура. Он не пере­стает удивляться и радоваться миру, потому что именно в простоте заключена его красота, только надо понимать это и уметь находить ее во всем. Пастернак видит и стихийность мира, и сложность в пе­реплетении человеческих судеб, и в то же время простоту, потому что люди не могут жить друг без друга. Тема любви звучит во мно­гих стихотворениях Пастернака. Переживший не один раз это ве­ликое и всепоглощающее чувство, Пастернак много писал о любви.

Стихотворение «Любить иных тяжелый крест…» было написано в 1931 году и вошло в цикл стихотворений «Второе рождение». Оно было посвящено жене - Зинаиде Николаевне Нейгауз, известной пианистке. Проникнутое большой любовью, нежностью и восхище­нием, оно невольно вызывает в памяти лучшие строки любовных стихотворений Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Образ любимой прекрасен и неповторим:
Похожие сочинения

    В русской литературе тема поэта и поэзии является одной из самых главных. Стихи такого рода всегда представляют собой своеобразный самоотчет, напряженную авторскую исповедь. Звучит эта тема и в лирике Б. Пастернака. Своеобразен взгляд поэта на взаимоотношения...

    Борис Леонидович Пастернак – поэт для думающего читателя. Я бы сказал – для читателя с думающим сердцем. Он, как понятно, во всем стремился «дойти до самой сути» и, конечно, с самого начала был не просто поэтом, но и философом. Да если бы Пастернак не...

    Каждый поэт отличается «лица необщим выраженьем». Б. Пастернак - один из самых самобытных поэтов серебряного века. В чем же своеобразие его лирики? Центральное место в лирике Б. Пастернака принадлежит природе, однако увидена она поэтом настолько своеобычно,...

Поэзия Бориса Пастернака

Тема природы. Природа в восприятии Пастернака – воплощение естественности, синоним самой жизни. Поэт избегает сложных размышлений над тайнами бытия, мир существует – и Пастернак не спрашивает зачем, а просто принимает в его первозданности и чуде. Лирическому герою Пастернака дано видеть мир каждый раз словно заново, удивляться ему, узнавая и не узнавая. Восторженное и даже больше – «благодарственное» - отношение к природе отражено в стихотворении «Иней». Движение в природе воспринимается как бесконечное и одновременно простое чудо бытия – и вот уже исчезает недоверие перед зимним безмолвием, появляется ощущение сказки, заворожённости:

И белому мертвому царству,

Бросавшему мысленно в дрожь,

Я тихо шепчу: "Благодарствуй,

Ты больше, чем просят, даешь".

Восхищение миром выливается в страстное благодарение за чудо жизни, чудо творения.

В поэзии Пастернака чувствуется доверие к жизни , приятие и ее светлых, и ее трагических начал . Стихотворения Пастернака о природе удивительно светлые, даже если поэт обращается к изображению проливного дождя, града, как, например, в стихотворении «После дождя». Сами моменты хаоса, когда «всё опрометью, вразноряд», когда «у тополя жилы полопались», - это лишь одно из проявлений бесконечно прекрасного бытия.

Для Пастернака ценна идея одухотворенного единства мира . Это единство не предполагает однообразия, напротив, единство мира – это единство многообразия, «подробностей». Жизнь детальна, «подробна» и прекрасна в каждой «подробности»:

Не надо толковать,

Зачем так церемонно

Мареной и лимоном

Обрызнута листва.

В стихотворении «Когда разгуляется» природа, в ее бесконечной детальности, постоянных преображениях, мимолетных изменениях, воспринимается поэтом как самое великое чудо, как «мир, тайник вселенной», и быть частью этого чуда – величайшее счастье:

Природа, мир, тайник вселенной, Я службу долгую твою, Объятый дрожью сокровенной, B слезах от счастья отстою.

Основные стихии мира – природа, любовь, творчество – не существуют раздельно. Сама природа – творец, художник . Зима в стихотворении «Снег идёт» не просто преображает мир, а лепит его заново, создает его по своим законам. Снег идёт – и каждый миг жизни не тождествен самому себе, всё в движении и постоянном преображении. Сам мир словно удивляется разнообразию своих преображений («Удивлённые растенья»). Движение мира и движение человеческой жизни взаимосвязаны, снегопад заставляет думать о быстротечности времени, но не с тоской и отчаянием, а с благодарностью за чудо этого движения, позволяющего еще более обостренно впитывать в себя красоту мира:

Снег идёт, густой-густой,

В ногу с ним, стопами теми,

В том же темпе, с ленью той

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Взаимопроникновение человеческого и природного также говорит о единстве мира. Природа, жизнь, искусство – это синонимы. В стихотворении «Февраль. Достать чернил и плакать!..» отражается уникальный взгляд Пастернака на природу, в которой и «грохочущая грязь», и «лужи», и «тысячи грачей», похожие на «обугленные груши», становятся основами творчества. Для поэзии в мире нет «высокого» и «низкого» - всё прекрасно, и всё есть чудо. Стихи приходят сами, словно приносимые февральским ветром, не случайно Пастернак говорит не «слагаю», а именно «слагаются». Искусство рождается из самой природы, природа и творчество – единосущностны.

В поздних стихотворениях поэта появляется стилистическая простота, ясность, как, например, в стихотворении «Сосны». Природа – это не столько пейзаж, сколько огромный одухотворенный мир, в который свободно вхож человек. «Причтённый лику сосен», поэт раздвигает пространство и освобождается от времени – и вот уже за соснами видит море с волнами, «обрушивающими град креветок со взбаломученного дна», становится «бессмертным на время». В мире природы всё слито, нет ни пространственных, ни временны х преград.

Одухотворение природы, ее олицетворение чувствуется и в стихотворении «Июль». Всё стихотворение – развернутая метафора: июль уподобляется домовому, весёлому, шаловливому призраку, «баловнику», «дачнику». Обилие глаголов, что привносит ощущение мягкого движения; ритмический рисунок, в основе которого ясный и краткий четырехстопный ямб передают лёгкость и свежесть июльского «воздуха лугового». Июльские грозы, летний воздух, танцующая от сквозняка занавеска, пух одуванчика, запах травы, лопух – все эти узнаваемые детали июля становятся знаком поэзии, деталями многомерного бытия.

Тема любви . Любовь в поэзии Пастернака становится одной из стихий бесконечно многогранного бытия. Стихотворение «Никого не будет в доме» соединяет прошлое и будущее, мечту и реальность, печаль и пробуждение от неё. Зима, сумерки, летящие хлопья снега – и появившаяся на пороге любимая «в чём-то впрямь из тех материй, из которых хлопья шьют». Всё это сливается воедино, становится деталями этого уникального, неповторимого мига. Такое обостренное ощущение богатства и многогранности мгновения можно встретить у Фета, такое же ощущение нерасторжимости реальности и мечты – у Блока.

Стихотворение «Мело, мело по всей земле» - одно из самых мелодичных: музыкальность создается за счет лексических повторов, ассонансов «о» и «е», сочетания четырехстопного и двустопного ямба в ритмическом рисунке строф. Это стихотворение – о простом, земном счастье любви. Рефрен строки «свеча горела на столе, свеча горела» композиционно скрепляет всё воедино: беспредельное пространство земли («мело, мело по всей земле, во все пределы») и пространство комнаты, природное и человеческое, холод и жар, свет и мглу. Два человека своей любовью создали этот единый и гармоничный в своем многообразии мир.

В стихотворении «Любить иных – тяжёлый крест» создается облик любимой – но не внешний, детально-портретный, а сущностный: «ты прекрасна без извилин», «прелести твой секрет разгадке жизни равносилен». Любимая – воплощение высокой и прекрасной простоты, она умеет жить в гармонии с окружающим миром, бесхитростна, бескорыстна и чиста, «как воздух». Это же ощущение ясности, простоты и гармонии она дарует и своему любимому, который словно «прозревает» и «просыпается» для жизни. Любовь – это отдача, щедрое и бескорыстное дарение.

Тема творчества . Творчество – еще одна тема поэзии Пастернака. Стихотворение «Про эти стихи» входит в сборник, в самом названии обнаруживающий открытость Пастернака жизни – «Сестра моя – жизнь» (1922 год). Это стихотворение о творчестве и творце, о существовании творца в особой Вселенной, где абсолютно свободен творящий дух. Вещи оживают, нет грани между живым и неживым, бытом и бытием, сегодняшним и прошедшим. Творец живет вне времени, творчество – это свобода, преодоление времени:

В кашне, ладонью заслонясь,

Сквозь фортку крикну детворе:

Какое, милые, у нас

Тысячелетье на дворе?

Собеседники и современники поэта - Эдгар По, Байрон, Лермонтов.

Мир един, в нём нет ничего второстепенного, незначимого, а потому «эти стихи» сосуществуют «с стеклом и солнцем пополам», зимним потолком и сырыми углами. Пастернак не разделяет реалии мира на «поэтические» и «непоэтические» - всё значимо, всё незаменимо, всё словно пронизано поэзией, а потому даже «чердак» может «задекламировать» поэтические строчки. Сам мир – творец:

Буран не месяц будет месть,

Концы, начала заметёт.

В стихотворении «Определение поэзии» Пастернак утверждает, что искусство вбирает и отражает целый мир, более того: поэзия – это и есть мир в его малом и великом:

Это - круто налившийся свист,

Это - щелканье сдавленных льдинок.

Это - ночь, леденящая лист,

Это - двух соловьев поединок.

Это - сладкий заглохший горох,

Это - слезы вселенной в лопатках,

Это - с пультов и с флейт – Figaro

Низвергается градом на грядку.

Мир отражается в творчестве, проходя через сердце творца, - об этом стихотворение «Во всём мне хочется дойти до самой сути»:

В стихи б я внёс дыханье роз,

Дыханье мяты,

Луга, осоку, сенокос,

Грозы раскаты.

Так некогда Шопен сложил

Живое чудо

Фольварков, парков, рощ, могил

В свои этюды.

Познать саму суть творчества, природы, любви – в этом видит лирический герой Пастернака свое предназначение:

Во всём мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте,

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Философская лирика . Суть творчества как вселенской стихии выражена в стихотворениях «Гамлет» и «Гефсиманский сад». Гамлет и Христос творят волею пославших их, выполняют свое предназначение. Это жертва во имя будущего. Они одиноки, не поняты: Гамлет – современниками, Христос – учениками. Сложно остаться самим собой в мире, где «всё тонет в фарисействе». Для Гамлета наступил последний акт жизни, для Христа Гефсиманский сад – место испытания духа, решимости принести себя в жертву. Гамлет и Христос понимают, что прийти в этот мир с чем-то новым – это и величие, и трагедия.

...Пред чудом женских рук...

Б. Пастернак

В стихах, посвященных Пастернаком любимым женщинам, всегда присутствует призыв всмотреться, вслушаться, вчувствоваться в мир его души, но пи в косм случае не вторгаться в него. И сам поэт никогда не вторгался в души любимых, но именно - вчувствовался и вслушивался. Вот фрагмент одного из первых стихотворений о любви:

Я тоже любил, и она жива еще.

Все так же, катясь в ту начальную рань,

Стоят времена, исчезая за краешком

Мгновенья. Все так же тонка эта грань...

Лирический герой говорит о любви в прошедшем времени, но разочарования нет. Он понимает, что сама по себе любовь помогает преодолеть суету и пошлость мира, и потому о погасшей когда-то искре любви глупо сожалеть. Это все равно, хоть и краткое, но освобождение духа от нелюбви. Пастернак с философской глубиной отображал в своих стихах именно это достоиистно самого высокого человеческого чувства.

Пастернак считал, что постижение смысла любви равносильно разгадке смысла бытия, и, наученный горьким опытом, писал: "Любить иных - тяжелый крест..."

Конечно, испытал он и боль разрыва. В его цикле "Разрыв" слышится настоящий стон души, теряющей любовь. Но хочу отметить вновь, что и здесь чувства лирического героя Пастернака далеки от разочарования или сарказма. Он превозмогает свою боль:

О стыд, ты в тягость мне! О совесть, в этом раннем

Разрыве столько грёз, настойчивых еще!

Лирический герой, видя разочарование любимой, остерегает ее от этого губительного чувства:

Разочаровалась? Ты думала - в мире нам

Расстаться за реквиемом лебединым?

В расчете на горе, зрачками расширенными

В слезах, примеряла их непобедимость?

Поэт здесь строит метафору на вопросах любимой, которые уже сами в себе несут ответ.

Стихам о любви Пастернака свойственны особая музыкальность и, если можно так выразиться, волшебная подсветка ассоциативности: "Никого не будет в доме..."; "Ты как будущность войдешь".

Чуткое сердце поэта с особенной теплотой открывалось навстречу женщинам, души которых были равны ему по художественному восприятию мира и любви. Это - Анна Ахматова и Марина Цветаева. Поэт обеим посвятил стихи. Они интересны страстью не физической, но духовной.

Анне Ахматовой:

Мне кажется, я подберу слова,

Похоясие на вашу первозданность.

А ошибусь,- мне это трынь-трава,

Я все равно с ошибкой не расстанусь.

И - Марине Цветаевой:

Ты вправе, вывернув карман,

Сказать: ищите, ройтесь, шарьте.

Мне все равно, чем сыр туман.

Любая быль, как утро в марте.

Каким преклонением перед огромностью душевной красоты этих женщин проникнуты посвящения! Рефреном в том и другом посвящении проходит - "все равно". Это подтверждение, что величие души человеческой в любви и благородстве не зависит ни от каких внешних обстоятельств, кроме Бога, а Бог всегда за любовь. Кдипосущность любви и поэзии Пастернака всегда будет близка читателям его стихов.

(по стихотворениям «Февраль. Достать чернил и плакать...», «На ранних поездах», «Лето в городе», «Гамлет», «Зимняя ночь»)

Поэзия Бориса Пастернака представляет собой явление, совершенно новое в русской литературе вообще и в литературе Серебряного века в частности. Сам Пастернак считается одним из величайших поэтов не только в рамках указанного периода, но и в контексте всей русской литературы. Поэзии он посвятил всего себя, всю свою жизнь, считая, что только творчество способно возвысить человека над серостью обыденной жизни, вознести его до светлых вершин бытия. Стихи Пастернака оригинальны и по форме, и по содержанию. Поэт ставил перед собой цель - уловить неуловимое и передать в стихах сиюминутность настроения, состояния, атмосферы с помощью различных художественных средств и приемов. Мир в его стихах предстает в движении, порыве, в отсветах и неповторимых образах.

Прежде чем приступать к анализу тем и мотивов, характерных для поэзии Пастернака, следует сказать несколько слов о личной судьбе поэта, которая, вне всякого сомнения, наложила значительный отпечаток на все его творчество. Достаточно сказать о том, что его исключили из Союза писателей и вынудили отказаться от заслуженной Нобелевской премии, присужденной за замечательный роман “Доктор Живаго”. Травля поэта была вызвана в основном его нежеланием писать о существующей власти для нее и по ее заказу. Для него человек и его судьба выше истории, выше революции и революционных идей. Буквально каждое стихотворение Пастернака пронизано трагедийными нотами, истоки которых следует искать и в его собственной жизни, и в судьбах тех, кто был ему близок по духу, по призванию (имеется в виду судьба поэтов-современников Пастернака).

Многие стихотворения Бориса Пастернака наполнены тоской безвыходности и досадой на то, что поэт не имеет достаточной свободы для творчества, вынужден бороться за выживание в этом жестоком мире. Так, в знаменитом стихотворении “Февраль” (1912г.), которое принадлежит к ранней прозе Пастернака и входит в сборник “Начальная пора”, поэт выражает свое настроение - грустное, унылое, разочарованное, гнетущее:

Достать чернил и плакать!

Автор всегда старается точно указать время года, состояние природы, которая присутствует почти во всех произведениях и помогает раскрыть душевное; состояние лирического героя. Известно, что в стихах Пастернака природа (пейзаж) и автор практически составляют единое целое, и часто не Пастернак рассказывает о дождях и ветре, а они сами ведут речь о душевном состоянии поэта.

В этом же стихотворении звучит тема поэзии, творчества. Поэт рассказывает о том, как мучительно ему даются строки, намекая на свою нелегкую судьбу:

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Поэт уточняет, что “чем случайней, тем вернее слагаются стихи навзрыд”. И этот мотив случайности всего происходящего в жизни Пастернак часто использует в своей лирике, указывая на то, что настоящие стихи рождаются часто мгновенно, неожиданно, отсюда их правдивость, меткость, неповторимая красота

Другое стихотворение, относящееся к более позднему периоду творчества (началу Великой Отечественной войны), - “На ранних поездах” (Передел- кино, 1941 г.) - поэт снова начинает с описания времени года, погоды: “зима”, “январь”, “снег”, “стужа”, “на улице ни зги”...

Само название указывает на то, что в этом стихотворении будет повторен знакомый по многим произведениям Пастернака мотив железной дороги, мотив пути. В поезде, глядя в вагонное окно, поэт “сквозь прошлого перипетии и годы войн и нищеты” узнает “России неповторимые черты”. Стук колес навевает ему далекие воспоминания детства. С чувством “обожания” и “боготворения” он наблюдает за теми, кто ему встречается на пути: “здесь были бабы, слобожане, учащиеся, слесаря”, - и с тихой радостью и гордостью восхищается выносливостью простых русских людей:

В них не было следов холопства,

Которые кладет нужда,

И новости, и неудобства

Они несли как господа.

Тут наблюдается другая тема, тема России - измученной родины - и русского народа. Буквально в нескольких строках поэт сумел изобразить Россию в тяжелый период и выразил искренне и нежно всю свою любовь к стране и народу. И здесь поэт снова затрагивает тему творчества, судьбы языка и литературы, делясь с читателями своими наблюдениями за “взасос” читающими детьми и подростками.

Тема поэта и поэзии звучит и в стихотворении “Гамлет” (1946 г.), которое вошло в сборник стихов Юрия Живаго, героя известного романа Пастернака “Доктор Живаго”. Уже в первых строках писатель строчкой “я ловлю в далеком отголоске, что случится на моем веку” определяет свое предчувствие судьбы, точнее, ее трагического финала: “неотвратим конец пути”. Поэт намекает на обстоятельства собственной жизни (ведь он на самом деле находился под жестким контролем): “На меня наставлен сумрак ночи тысячью биноклей на оси”, - и молит о том, чтобы его избежала участь многих других коллег по перу (расстрел, ссылка, изгнание).

В этом же, 1946 г. Пастернак пишет другое восхитительное стихотворение - “Зимняя ночь”, также вошедшее в сборник Юрия Живаго. Снова зима, февраль, снег, метель: “Мело, мело по всей земле...”. Образ метели символичен: метель - революция, гражданская война. Мело людей, словно снегом, круговорот истории заметал в неизвестность людские жизни и судьбы (“судьбы скрещенья”). Стихотворение является одним из самых гениальных, на мой взгляд, произведений Пастернака.

Буквально в каждой строчке - образы, символы. Так, например, свеча - библейский образ, воплощение света, надежды и веры поэта в просветленное будущее, в торжество добра и справедливости. “Озаренный потолок” - небо, Бог. “Скрещенья рук, скрещенья ног, судьбы скрещенья”, “крест”, “ангел” - связь с образом Иисуса Христа, надежда на его воскресение. Стихотворение насквозь пронизано христианскими мотивами и верой в божественное, справедливое торжество, в возрождение мира и добра на земле, а особенно в России. Таким образом, в поэзии Пастернака можно выделить несколько значительных тем: тему поэзии и трагической судьбы поэта в советском государстве, тему России и русского народа, тему Бога и тему природы.


Введение

Заключение

Список литературы

Введение


О своей книге "Сестра моя жизнь" Б. Пастернак писал: "Мне было совершенно безразлично, как называется сила, давшая книгу, потому что она была безмерно больше меня и поэтических концепций, которые меня окружали

Истоки поэтического стиля Пастернака лежат в модернистской литературе начала XX в., в эстетике импрессионизма. Ранние стихотворения Пастернака сложны по форме, густо насыщены метафорами. Но уже в них чувствуется огромная свежесть восприятия, искренность и глубина, светятся первозданно чистые краски природы, звучат голоса дождей и метелей. С годами Пастернак освобождается от чрезмерной субъективности своих образов и ассоциаций. Оставаясь по-прежнему философски глубоким и напряженным, его стих обретает все большую прозрачность, классическую ясность. Однако общественная замкнутость Пастернака, его интеллигентская отгороженность от мира социальных бурь в значительной мере сковывала силы поэта или направляла их по ложному пути. Тем не менее Пастернак занял в русской поэзии место значительного и оригинального лирика, замечательного певца русской природы. Его ритмы, образы и метафоры влияли на творчество многих советских поэтов.


Творческий путь Б.Л. Пастернака


Б.Л. Пастернак родился 29 января 1890 г. в Москве в семье известного художника. С детства будущего поэта окружали музыка, живопись, литература. С тринадцати лет занимался музыкальным сочинительством, изучал теорию композиции, но после шестилетних упорных занятий музыка была оставлена навсегда. После окончания московской гимназии в 1909 поступил на историко-филологический факультет Московского университета, серьезно увлекся философией. Для усовершенствования философских знаний в 1912 уехал в Германию, где семестр учился в Марбургском университете. Тогда же им была предпринята поездка в Швейцарию и Италию. По возвращении в Москву окончил университет в 1913. Охладев к философии, Пастернак полностью отдается поэтическому искусству, которое стало делом его жизни.

Его первые сборники стихов: "Близнец в тучах" (1914), "Поверх барьеров", (1917) отмечены влиянием символизма. В 1922 вышла книга стихотворений "Сестра моя - жизнь", сразу выдвинувшая автора в ряд мастеров современного стиха. С этой книги начинается Пастернак как самобытное поэтическое явление. В 1920-е Пастернак примыкал к литературному объединению "ЛЕФ" (Маяковский, Асеев, О. Брик и др.) больше из-за дружбы с Маяковским, но связи с объединением оказались непрочными и закончились в 1927 разрывом. В эти годы поэт опубликовал сборник "Темы и вариации" (1923), начал работу над романом в стихах "Спекторский" (1925), в значительной мере автобиографическим. Создал стихотворный цикл "Высокая болезнь", поэмы "Девятьсот пятый год" и "Лейтенант Шмидт". В 1928 возник замысел прозаической книги "Охранная грамота", законченной два года спустя. Пастернак назвал это произведение "автобиографическими отрывками о том, как складывались мои представления об искусстве и в чем они коренятся". В 1931 отправился на Кавказ, в Грузию; кавказские впечатления нашли отражение в стихах, вошедших в цикл "Волны". Этот цикл стал частью книги "Второе рождение", в которой поэт приходит к классической простоте стихотворного языка. В 1930-е мало создал оригинальных произведений, отдавая основные силы переводу, который с 1934 приобрел регулярный характер и продолжался до конца его жизни (переводы грузинских поэтов, Шекспира, Гёте, Шиллера, Рильке, Верлена и др.). Накануне войны, в начале 1941, поэт преодолел творческий кризис и вступил в полосу подъема: написал цикл стихов "Переделкино". В 1943 совершил поездку на фронт, результатом чего явились очерки "В армии", а стихи "Смерть сапера", "Ожившая фреска", "Весна" вошли в книгу "На ранних поездах" (1943).

Роман "Доктор Живаго" Пастернак писал долгие годы, завершив его в конце 1950-х. За этот роман, опубликованный в 1958 за границей, Пастернак был удостоен Нобелевской премии. Однако на родине этот роман не только не был напечатан, но вызвал резкую критику со стороны официальных властей. Автор был исключен из Союза писателей. (В 1987 это решение было отменено, а в 1988 роман опубликован в журнале "Новый мир".)"Стихотворения Юрия Живаго", завершающие роман, подчеркивают нравственно-философский пафос авторской позиции. В 1956 - 1959 вышла последняя книга стихотворений Пастернака "Когда разгуляется". В 1960 поэт умер 30 мая в Переделкино.


Основные мотивы творчества Б. Пастернака


Многие поэты-современники, критики и исследователи творчества Пастернака отмечали слабость ранних стихов Пастернака, одновременно признавая "новизну" и "исключительную…талантливость книги в целом. Сам же Пастернак скажет о том, что "часто жалел" о первом "выпуске незрелой книжки, в целом негативно оценивая собственное литературное прошлое. Ранние стихотворения Пастернака, ославленные, в частности, за "непонятность, специальному разбору, как правило, не подвергались. Здесь явно действовал гипноз позднейшей авторской "рекомендации. Но Л. Флейшман называет такую позицию "лукавой. Как бы то ни было, нельзя не согласиться с мнением В.Н. Альфонсова, который считает, что "путь Пастернака, при всех поворотах и моментах самоотрицания, был путем слитым, единым.

В стихотворении, посвященном Пастернаку, А. Ахматова <#"center">Лирический герой Б. Пастернака


Наибольшей точностью самовыражения обладает лирическая поэзия. Лирический герой, выдуманный и отстраненный, на самом деле оказывается самым адекватным, самым ясным самовыражением поэта. Поэт пишет как бы не о себе и в то же время - именно о себе. Он может поставить своего лирического героя в вымышленные обстоятельства, прибавить или убавить возраст, в котором существует реально, может, наконец, наделить его не испытанными им лично чувствами, но это будет все-таки он сам через кого-то другого. И напрасно думают, что поэт, если пишет от первого лица, всегда имеет в виду одного лишь себя. Да, поэт пишет и о себе, но раскрывает свое духовное, свое поэтическое "я" необязательно через реальные события и обстоятельства, в которых находится сам. Так же точно поэт может писать в третьем лице, но именно о себе. Человек наделен поразительной способностью к перевоплощению, но это перевоплощение одновременно есть способность к воплощению своих дум и чувств, своего отношения к окружающему через другого. И поразительно, что человек, воспринимающий лирику, очень часто именно через нее воспринимает и самого себя, в той или иной мере отождествляя свое "я" с "я" лирического героя. Этого не могло бы произойти, если бы поэт писал строго документально о себе, претендовал бы на фактографичность всего им сказанного.

К отчетливым характеристикам поэтического мира Бориса Пастернака относится кажущаяся пассивность лирического "Я. Лирическое "Я" отходит на второй план и предоставляет свое место миру фрагментарных элементов, природных явлений и объектов. Создается впечатление, будто само лирическое "Я" выступает в роли "объекта" и как бы на равных с другими объектами входит в этот мир элементов: Поэт начинает вести себя "как предметы вокруг. Говоря словами самого Пастернака, действительность в поисках "свободной субъективности берет поэта на вооружение.

Об этой особенности поэтического мира Бориса Пастернака не раз писалось. Роман Якобсон уже в 1935 году в своей знаменитой работе о прозе Пастернака подробно проанализировал это своеобразное - говоря словами Виктора Эрлиха - "виртуальное отсутствие лирического героя. Образы окружающего мира здесь выступают как метонимические выражения лирического "Я. Иными словами, лирическое "Я" присутствует здесь в не меньшей степени, однако реконструировать его можно лишь из рефлексов на окружающий мир. Не случайно одной из главных категорий для пастернаковского понимания искусства является восприятие. Искусство, пишет он полемически в статье "Несколько положений" 1922 года, не может быть разложено на средства изобразительности, "оно складывается из средств восприятия. Не случайно у Пастернака часто встречается метафорическое определение искусства как "губки.

Марина Цветаева, с восторгом отозвавшаяся на "Сестру мою - жизнь, в своей статье "Световой ливень не случайно говорит о Пастернаке как о "поэте наибольшей пронзаемости. Если Ахматова, по ее убеждению, пишет о "природе в себе (уподобляя, уподобляясь) или о себе в природе, то Пастернак пишет "ее самое в упор. Однако такое полное растворение лирического "Я" Пастернака в природе достигло своего апогея не случайно в книге "Сестра моя - жизнь, ведь стихи писались в то время, когда стихийные силы природы в восприятии поэта как бы ринулись навстречу подъему человеческих сил и чувств:


Сестра моя - жизнь и

сегодня в разливе

Расшиблась весенним дождем

обо всех, [.]


В пастернаковском поэтическом мире стихия выступает не в качестве абсолютной сущности бытия, лишь бросившись в которую лирическое "Я" в состоянии самособраться. Лирический герой Пастернака, кажется, скорее ищет и находит повсюду в окружающем мире отклики на свое "Я.

В этом контексте интересно наблюдение Михаила Гаспарова: "У Пастернака не только природа уже существует независимо от создавшего ее Бога, но и вещи независимо от создавшего их человека; и вещи братаются с природой, а человек оказывается оттеснен в неожиданное панибратство с Богом. Не эта ли неожиданная позиция лирического героя поэта приводит к тому, что он нуждается в своеобразном сотворчестве всех природных элементов и вещей окружающего мира? Лирическое "Я" Пастернака нуждается не столько в существовании стихии как абсолюта, сколько в диалоге с действительностью, чтобы самоутвердиться, причем самоутвердиться в роли медиума именно тех стихийных сил, созвучие с которыми оно ищет и находит.

В начале 30-х годов произошел мучительный для поэта разрыв этого созвучия. Действительность, превратившаяся в "условную, в "мираж, "прерывает" со своей стороны диалог с поэтом. В письме к Сергею Спасскому 1930 года Пастернак высказывает свое ощущение, что поэт отныне "экстерриториален в жизни. Разрыв этот приводит к отчетливым изменениям в его поэтике: здесь, в частности, лежат корни нового стилистического жеста в цикле "Волны, прежде всего необычного для Пастернака непосредственного обращения к жизни и новой ноты заклинания жизни. [Это ощущение "экстерриториальности поэта в новой, советской реальности накладывает отпечаток, однако, не только на поэтику, но и на стратегии жизни. Для Пастернака все более важными становятся жесты укоренения в нормальности бытовой жизни: дом, пригород, огород, собственная рабочая комната.

Параллельно к этим жизненным стратегиям уже с конца 20х годов в творчестве Пастернака усиливается тема осмысления своего жизненного и творческого пути. За этим стоит стремление противопоставить тому "окостенело разрастающемуся автобиографизму, о котором Пастернак пишет родителям 1 марта 1930 года, свой взгляд на собственное место в русской культуре на сломе эпохи. "Охранная грамота, задуманная изначально как эссе памяти Райнера Марии Рильке, превращается в страстную защиту автономного статуса поэта и мирообъясняющего потенциала его поэтического слова.

Пастернак не раз высказывал свое убеждение о том, что любой человек для того, чтобы собрать себя воедино, нуждается в отклике другого лица. "Если у индивидуальности есть лицо, писал он, в частности, в письме Валерию Брюсову в августе 1922 года, "если оно - целостно, то в любой из эмоциональных плоскостей этой индивидуальности (любовной, волевой, творческой и пр.) обязательно имеется другое человеческой лицо, к которому целостность первой восходит как к своему началу и в присутствии которого лицо индивидуальности потрясается, освящается, собирается воедино.

Создается впечатление, что в поэтике Пастернака тенденция к более "прямому" присутствию лирического "Я" усиливается, тенденция, в которой выражается своеобразное сопротивление эпохе. К тому же - такого родства со стихией, как во время создания "Сестры моей - жизни, Пастернак по собственному признанию больше в своей жизни не испытывал.

Марина Цветаева подметила в дневнике: "Б [орис] П [астернак] поэт, как прозаик, прежде всего нуждается в сподвижничестве. Рука, ищущая встречной (а скорей даже - "coup de main"! 1933г.)". "И в силу именно этой необходимости в сотворчестве, этой полной своей зависимости от другого, он так единственен, уединен и одинок.


Природа в поэзии Б. Пастернака


Лирический герой Пастернака постоянно обращается к природе. И понимание лирического героя было бы неполным без понимания значения природы в поэзии Пастернака. Лихачев писал: "Начиная с детских воспоминаний и до последний дней, он [Пастернак] всегда видел мир в своей поэзии, лирической и традиционной прозе, в красках и линиях".

В изображении природы с особой силой проявился стихийно-игровой дар Б. Пастернака, тяготеющего к моментальной и бурной смене впечатлений, сплетению разнокачественных образов и ассоциаций. В природе, как ее видит поэт, преобладает беспорядок, свежий хаос, наплыв безудержных влечений, хлещущих через край. Это скорее беспрестанная игра, веселая и дерзкая: воздух "шипучкой играет от горечи тополя"; во время снегопада "крадучись, играя в прятки, // Сходит небо с чердака"; на море, поднятые ветром "барашки грязные играли"; "сколько надо отваги // Чтоб играть на века, // Как играют овраги, // Как играет река" ("После дождя", "Снег идет", "Вакханалия").

Ни у кого природа не одушевлена так, как у Пастернака; причем у нее душа озорницы, проказницы, движения которой суматошны и порывисты: "вырывается весна нахрапом", "за окнами давка, толпится листва", "сад тормошится", "рушится степь". У Пастернака, при отсутствии наружного сходства, очеловечиваются сами действия, повадки природы - своенравной, бесчинной, неугомонной ("Небо в бездне поводов, // Чтоб набедокурить" - "Звезды летом", 1922).

Любимые пастернаковские образы - мелкие дробные части природы: ветки, почки, капли, льдинки, звезды, градинки, снежные капельки, стручки гороха, все, что сыплется, брызжет, катится, шевелится, трепещет, воплощая неусыпное кипение жизни ("Ты в ветре, веткой пробующем.", "Душистою веткою машучи.", "Определение поэзии", "Давай ронять слова. "). Безусловное первенство в русской поэзии принадлежит Пастернаку по таким мотивам, как дождь и ливень ("После дождя", "Дождь", "Лето", "Счастье", "Имелось" и др. - всего 15 стихотворений), гроза ("Июльская гроза", "Гроза моментальная навек", "Наша гроза", "Приближенье грозы" и др. - 14 стихотворений). Этим наглядно выражается представление поэта о том, что "кипящее белыми воплями // Мирозданье - лишь страсти разряды, // Человеческим сердцем накопленной" ("Определение творчества", 1922): дождь и гроза, в соответствии с древними мифологическими представлениями, знаменуют страстное, оплодотворяющее соединение земли и неба, их священный брак.

Отсюда же и тяга поэта к образам сада и соловья с их предельным напряжением жизненных сил, рвущихся наружу цветением и пением - "всей дрожью жилок" ("Как бронзовой золой жаровень.", 1913; "Плачущий сад", 1922; "Ты в ветре, веткой пробующем.", 1922; "Здесь прошелся загадки таинственный ноготь.", 1923; "Во всем мне хочется дойти.", 1956).

По количеству стихотворений, посвященных временам года и отдельным месяцам, Пастернак также занимает первое место в русской поэзии. Как никто, он чувствителен к смене дней, к продленному мгновенью - "и дольше века длится день"; характерны для него "сезонные" и "суточные" названия, приурочивающие пейзаж к определенному моменту времени ("После дождя", "Зазимки", "Единственные дни", "Кремль в буран конца 1918 года", "Январь 1919 года", "Февраль. Достать чернил и плакать.", "Март", "Июль", "Август"). Хотя "зимних" стихотворений у Пастернака больше, чем "летних" (18 и 12), именно последние резче выделяют его на фоне преобладающих зимне-осенних мотивов русской поэзии (так, на 139 стихотворений, посвященных зиме, и 170 - осени, лишь 41 - лету). Тонкая поэтическая интуиция тепла, жара, по летнему распаренного и "растрепанного" состояния природы ("В лесу", "Лето", "Летний день", "Когда разгуляется" и др.) сказалась и в стихах, посвященных Югу, Кавказу, Грузии ("Мчались звезды. В море мылись мысы.", "Волны", "Пока мы по Кавказу лазаем.", "Путевые записки"). Выделяет Пастернака и его сравнительно редкое в отечественной поэзии пристрастие к морю, к этому "допотопному простору", единственному, чему "не дано примелькаться" ("Девятьсот пятый год", "Тема", "Вариации" и др.).

Новое у Пастернака - и те образные ряды, с которыми он сопрягает природу, впуская ее в будничность и простоту повседневной жизни: вьюга "вяжет из хлопьев чулок", "пыль глотала дождь в пилюлях", "сто слепящих фотографий ночью снял на память гром", "зари вишневый клей" и пр. ("храм", "ладан"), "животных" у С. Есенина ("теленок", "лягушка"), "физиологических" у В. Маяковского (звезды - "плевочки", солнце - "ранка", небо - "распухшая мякоть").

Одна из своеобразнейших черт пастернаковского видения природы - стремление определить через нее сущность поэзии и вдохновения ("это - щелканье сдавленных льдинок", "внезапные, как вздох, моря", "ты - лето с местом в третьем классе" - "Определение поэзии", 1922; "Так начинают. Года в два.", 1922; "Поэзия", 1922; "Про эти стихи", 1920; "Весна", 1921-1923; "Определение творчества"; "Давай ронять слова"; "Во всем мне хочется дойти. "). С другой стороны, поэтичность и словотворчество заложены в самой сути природы и составляют еще один устойчивой метафорический ряд ("исписанный инеем двор", ливень кропает "акростих, // Пуская в рифму пузыри", "нив алфавиты" - "Двор", 1917; "Поэзия"; "Любимая, - молвы слащавой.", 1931; "Зима приближается", 1943).

Состояние человека, состояние его души почти всегда передается опять-таки через природу:

Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит.

Через состояние природы можно понять любовь лирического героя, таким образом, тема природы присутствует и в любовной лирике Пастернака. Природа у Пастернака наделена чувствами: она любит, страдает, переживает, радуется. Природа у Пастернака постоянно движется, ее жизнь динамична: "активность, изменчивость и динамичность вторгающейся в поэзию действительности - действительности действующей, - подчеркивается поэтом постоянно". Связь природы и человека очень часто подчеркивается Пастернаком, он считал, что человек - это часть природы. Кроме того, любовь к самой природе видна во всем творчестве Пастернака. Лирический герой Пастернака любуется, восхищается природой всегда, "а иногда не человек глядит на нее, а сама природа смотрит на человека". Поэт должен жить и творить во имя природы, это его назначение:

Особый вопрос - природа и Бог - связь природы и Господа постоянно подчеркивается Пастернаком, природа имеет божественное начало:

Надо сказать, что у Пастернака тема природы связана и с другими общими вопросами, например, с историей: часто описание природы имеет историческое значение или дается в историческом контексте. Очень важный мотив - мотив революции - связан у Пастернака с темой природы. Основной символ революции у Пастернака - метель ("Кремль в буран конца 1918 года"). Революцию у Пастернака символизирует и поезд, несущийся навстречу природе, незыблемому началу.

Все описания природы у Пастернака всегда детализированы и подробны - это, я думаю, ясно из ранее приведенных отрывков.

Многие стихотворения о природе у Пастернака написаны о прошлом, это воспоминания, не утерявшие своей красоты и свежести. Практически все стихотворения этой темы - это мгновенные зарисовки, поэт старается запечатлеть именно нужный ему момент - талант художника дает о себе знать. Через все творчество Пастернака проходит ощущение волшебства, чуда природы, поэт благодарит небо за свою жизнь и возможность созерцать природу.

лирический герой поэзия пастернак

Заключение


А.Н. Архангельский писал: "Сама судьба поставила его в позицию созерцателя и столкнула в поэтическом характере Пастернака две - по видимости несовместимые - черты. Готовность "крупно" сразиться с жизнью, ринуться против ее стихии в заведомо, неравный бой, поражение в котором величественнее победы. И - стремление остаться на своеобразной "обочине", вне точки скрещения слепых социальных сил. Сознание опасности "вакансии поэта" - и решимость в конце концов занять ее. Все это мы находим в образе лирического героя поэзии Б. Пастернака.

Список литературы


1.Альфонсов В. Поэзия Бориса Пастернака. Л., 1990.

2.Архангельский А. Н." И только в том моя победа. // Дружба народов. 1987, №4.

.Гаспаров Б.М. Временной контрапункт как формообразующий принцип романа "Доктор Живаго. // Дружба народов, 1990, №3.

.Лихачёв Д.С. Размышления над романом Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго. // Новый мир. 1988, №1.

.Пастернак Б.Л. Собрание сочинений. В пяти томах. Москва, "Художественная литература, 1989-1992.

.Пастернак Б. Из писем разных лет. Москва, "Правда, 1990.

.Пастернак Б. Об искусстве: "Охранная грамота" и заметки о художественном творчестве. Москва. "Искусство, 1990.

.Пастернак Е. Материалы для биографии. Москва, 1989.

.Флейшман Л.С. Борис Пастернак в двадцатые годы. Мюнхен, 1981


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.