Валерий кубасов - прикосновение космоса. Валерий кубасов Награды и звания

7 января 1935 года - 19 февраля 2014. Космонавт России. Родился 7 января 1935 года в городе Вязники Владимирской области в семье служащего. Там же в 1952 году окончил среднюю школу с серебряной медалью. Еще в школе мечтал строить самолеты, поэтому и поступил в том же году в Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе. Окончил институт в 1958 году и по распределению был направлен на работу в ОКБ-1 (КБ Королева) в отдел баллистики. В 1966 году зачислен в отряд советских космонавтов (1966 Группа гражданских специалистов № 5). Прошел полный курс подготовки к полетам на кораблях типа "Союз". Готовился по лунной программе СССР. Входил в состав дублирующего экипажа космического корабля "Союз-2" (совместно с Андрианом Григорьевичем НИКОЛАЕВЫМ и Виктором Васильевичем ГОРБАТКО), старт которого был намечен на 24 апреля 1967 года. Из-за возникших неполадок на борту корабля "Союз-1", старт корабля "Союз-2" был отменен. Входил в состав дублирующего экипажа космического корабля "Союз-5" (совместно с Анатолием Васильевичем ФИЛИПЧЕНКО и Виктором Васильевичем ГОРБАТКО) во время старта 15 января 1969 года. Свой первый космический полет совершил 11-16 октября 1969 года в качестве бортинженера космического корабля "Союз-6" (совместно с Георгием Степановичем ШОНИНЫМ). Во время полета впервые в мире провел эксперименты по сварке в условиях космоса. Продолжительность пребывания в космосе составила 4 дня 22 часа 42 минуты 47 секунд. В дальнейшем проходил подготовку к полетам на борту орбитальной станции типа "Салют" (ДОС). Входил в состав дублирующего экипажа космического корабля "Союз-10" (совместно с Алексеем Архиповичем ЛЕОНОВЫМ и Петром Ивановичем КОЛОДИНЫМ) во время старта 22 апреля 1971 года. Проходил подготовку в составе основного экипажа космического корабля "Союз-11" (совместно с Алексеем Архиповичем ЛЕОНОВЫМ и Петром Ивановичем КОЛОДИНЫМ). Из-за медицинских проблем у Кубасова весь экипаж был отстранен от полета и в космос отправились их дублеры. В 1973 году был включен в один из экипажей, проходивших подготовку по программе советско-американского космического полета (ЭПАС). Свой второй космический полет совершил с 15 по 21 июля 1975 года в качестве бортинженера космического корабля "Союз-19" (совместно с Алексеем Архиповичем ЛЕОНОВЫМ) по программе ЭПАС. Во время полета была осуществлена первая в мире стыковка двух пилотируемых кораблей разных стран - советского "Союз-19" и американского "Apollo". Продолжительность пребывания в космосе составила 5 дней 22 часа 30 минут 51 секунды. В дальнейшем проходил подготовку к полетам по программе сотрудничества с социалистическими странами "Интеркосмос". Входил в состав дублирующего советско-польского экипажа (совместно с польским космонавтом Zenon JANKOWSKI) космического корабля "Союз-30" во время старта 27 июня 1978 года. Свой третий космический полет начал 26 мая 1980 года в качестве командира космического корабля "Союз-36" (совместно с венгерским космонавтом Bertalan FARKAS). Работал на борту орбитального комплекса "Салют-7" - "Союз-35" (экипаж Леонид Иванович ПОПОВ и Валерий Викторович РЮМИН) - "Союз-36". Возвратился на Землю 3 июня 1980 года на космическом корабле "Союз-35". Продолжительность пребывания в космосе составила 7 дней 20 часов 45 минут 44 секунды. За 3 рейса в космос налетал 18 дней 17 часов 59 минут 22 секунды. В 1980 году ушел из отряда космонавтов и работал заместителем начальника отдела в РКК "Энергия". 19 февраля 2014 скончался на 80-м году жизни.

Кандидат технических наук (1968 г.)

Дважды Герой Советского Союза (Указы Президиума Верховного Совета СССР от 22 октября 1969 года и 22 июля 1975 года). Награжден тремя орденами Ленина, медалями. Герой Венгерской Народной Республики. Удостоен золотой медали имени К.Э.Циолковского АН СССР и золотой медали имени Ю.А.Гагарина (FAI). Награжден золотой медалью "За заслуги в развитии науки и перед человечеством" (чехословацкая Социалистическая Республика) и медалью "Народная техника" (Югославия). Почетный гражданин городов Калуга, Владимир, Вязники (Россия), Караганда, Аркалык (Казахстан), Нью-Йорк, Хьюстон, Сан-Франциско, Атланта, Нашвилл, Солт-Лейк-Сити (США).

Сведения о космонавте
Номер по порядку 40
Страна Россия
Дата рождения 07.01.1935
Полеты на пилотируемых космических кораблях
Номер полета Стартовый КК Дата и время старта Посадочный КК Дата и время посадки Налет за полет Суммарный налет
1 Союз-6 11ч.09м. 11.10.1969 Союз-6 09ч.52м. 16.10.1969 4с.22ч.43м. 4с.22ч.43м.
2 Союз-19 12ч.20м.03с. 15.07.1975 Союз-19 10ч.50м.54с. 21.07.1975 5с.22ч.30м.51с. 10с.21ч.13м.51с.
3 Союз-36 18ч.21м. 26.05.1980 Союз-35 15ч.07м. 03.06.1980 7с.20ч.46м. 18с.17ч.59м.

(все даты даны по гринвичскому времени)

Космический корабль "Союз-6" ("Soyuz-6")

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О КОРАБЛЕ
Регистрационный номер 1969-083A / 04122
11ч.09м. 11.10.1969
Место старта Байконур, площадка 31
Ракета-носитель Союз
Масса корабля (кг) 6577
Начальные параметры орбиты:
- наклонение орбиты (градус) 51.68
- период обращения (минут) 88.37
- перигей (км) 186.2
- апогей (км) 222.8
09ч.52м. 16.10.1969
Место посадки 180 км сев.-зап. Караганды
Продолжительность полета 4с.22ч.43м.
Пройденное расстояние (км) 3.315 млн.
80
Экипаж корабля (при старте) Шонин Георгий Степанович
Кубасов Валерий Николаевич
Позывной экипажа Антей
Дублирующий экипаж Шаталов Владимир Александрович
Елисеев Алексей Станиславович
Экипаж поддержки
Экипаж корабля (при посадке) Шонин Георгий Степанович
Кубасов Валерий Николаевич
Коротко о полете Групповой полет (с "Союз-7" и "Союз-8") двух и трех кораблей с маневрированием и сближением на орбите. Первая сварка в космосе.

Космический корабль "Союз-19" ("Soyuz-19")

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О КОРАБЛЕ
Регистрационный номер 1975-065A / 08030
Дата и время старта (всемирное время) 12ч.20м.03с. 15.07.1975
Место старта Байконур, площадка 1
Ракета-носитель Союз-У
Масса корабля (кг) 6790
Начальные параметры орбиты:
- наклонение орбиты (градус) 51.78
- период обращения (минут) 88.53
- перигей (км) 186.5
- апогей (км) 222.1
Дата и время посадки (всемирное время) 10ч.50м.54с. 21.07.1975
Место посадки 87 км сев.-вост. Аркалыка (57.7 с.ш.; 67.1 в.д.) (54 СЗ Акралыка?)
Продолжительность полета 5с.22ч.30м.51с.
Пройденное расстояние (км) 3.98 млн.
Количество витков вокруг Земли 96
Экипаж корабля (при старте) Леонов Алексей Архипович
Кубасов Валерий Николаевич
Позывной экипажа Союз
Дублирующий экипаж Филипченко Анатолий Васильевич
Рукавишников Николай Николаевич
Экипаж поддержки Романенко Юрий Викторович
Иванченков Александр Сергеевич
Андреев Борис Дмитриевич
Экипаж корабля (при посадке) Леонов Алексей Архипович
Кубасов Валерий Николаевич
Коротко о полете Первый международный космический полет (с "Аполлоном-18"). 2 стыковки кораблей, взаимные переходы космонавтов. Совместные и автономные эксперименты.

ЧТО ПРОИСХОДИЛО ВО ВРЕМЯ ПОЛЕТА КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ

Дата Время (UT) Пояснение
15.07.1975 12:20:03 старт КК "Союз-19" (экипаж: Леонов, Кубасов)
15.07.1975 19:50:01 старт КК "Аполлон-18" (экипаж: Стаффорд, Бранд, Слейтон)
17.07.1975 16:09
17.07.1975 16:09
19.07.1975 12:03 отстыковка КК "Союз-19" (экипаж: Леонов, Кубасов) от КК "Аполлон-18" ; корабли находились в состыкованном состоянии в совокупности 46ч.47м.
19.07.1975 12:03 отстыковка КК "Аполлон-18" (экипаж: Стаффорд, Бранд,) Слейтон) от КК "Союз-19"
19.07.1975 12:34 стыковка КК "Союз-19" (экипаж: Леонов, Кубасов) с КК "Аполлон-18"
19.07.1975 12:34 стыковка КК "Аполлон-18" (экипаж: Стаффорд, Бранд, Слейтон) с КК "Союз-19"
19.07.1975 15:26 отстыковка КК "Союз-19" (экипаж: Леонов, Кубасов) от КК "Аполлон-18"
19.07.1975 15:26 отстыковка КК "Аполлон-18" (экипаж: Стаффорд, Бранд, Слейтон) от КК "Союз-19"
21.07.1975 ? тормозной импульс КК "Союз-19" (экипаж: Леонов, Кубасов)
21.07.1975 10:50:54 посадка КК "Союз-19" (экипаж: Леонов, Кубасов)

Космический корабль "Союз-36" ("Soyuz-36")

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О КОРАБЛЕ
Регистрационный номер 1980-041A / 11811
Дата и время старта (всемирное время) 18ч.21м. 26.05.1980
Место старта Байконур, площадка 1
Ракета-носитель Союз-У
Масса корабля (кг) 6800
Начальные параметры орбиты:
- наклонение орбиты (градус) 51.62
- период обращения (минут) 89.0
- перигей (км) 197.5
- апогей (км) 281.9
Дата и время посадки (всемирное время) 15ч.15м. 31.07.1980
Место посадки 140 км юго-вост. Джезказгана
Продолжительность полета 65с.20ч.54м.
Пройденное расстояние (км) 5.228 млн.
Количество витков вокруг Земли 124
Экипаж корабля (при старте) Кубасов Валерий Николаевич
Фаркаш Берталан (Farkas Bertalan)
Позывной экипажа Орион
Дублирующий экипаж Джанибеков Владимир Александрович
Магьяри Бела (Magyari Bela)
Экипаж поддержки
Экипаж корабля (при посадке) Горбатко Виктор Васильевич
Фам Туан (Pham Tuan)
Коротко о полете 9-я экспедиция на "Салют-6" . 5-й международный экипаж. Возвращение на корабле 8-й экспедиции(Союз-35).

ЧТО ПРОИСХОДИЛО ВО ВРЕМЯ ПОЛЕТА КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ

Дата Время (UT) Пояснение
26.05.1980 18:21 старт КК "Союз-36" (экипаж: Кубасов, Фаркаш)
27.05.1980 19:56 стыковка КА "Союз-36" (экипаж: Кубасов, Фаркаш) со стороны АО комплекса "Салют-6" - "Союз-35"
Экипаж станции "Салют-6" после стыковки: Попов, Рюмин, Кубасов, Фаркаш
03.06.1980 11:50 отстыковка КК "Союз-35" (экипаж: Кубасов, Фаркаш) от ПхО ББ комплекса "Салют-6" - "Союз-36"
03.06.1980 ? тормозной импульс КК "Союз-35" (экипаж: Кубасов, Фаркаш)
03.06.1980 15:07 посадка КК "Союз-35" (экипаж: Кубасов, Фаркаш)
04.06.1980 ? отстыковка (перестыковка на другой стыковочный узел) КК "Союз-36" (экипаж: Попов, Рюмин) от АО станции "Салют-6"
Станция "Салют-6" осталась без экипажа
04.06.1980 ? стыковка (перестыковка на другой стыковочный узел) КК "Союз-36" (экипаж: Попов, Рюмин) со стороны ПхО ББ станции "Салют-6"
Экипаж станции "Салют-6" после стыковки: Попов, Рюмин
05.06.1980 14:19 старт КК "Союз-Т2" (экипаж: Малышев, Аксенов)
06.06.1980 15:58 стыковка КА "Союз-Т2" (экипаж: Малышев, Аксенов) со стороны АО комплекса "Салют-6" - "Союз-36"
Экипаж станции "Салют-6" после стыковки: Попов, Рюмин, Малышев, Аксенов
09.06.1980 ? отстыковка КК "Союз-Т2" (экипаж: Малышев, Аксенов) от АО комплекса "Салют-6" - "Союз-36"
Экипаж станции "Салют-6" после расстыковки: Попов, Рюмин
09.06.1980 ? тормозной импульс КК "Союз-Т2 (экипаж: Малышев, Аксенов)
09.06.1980 12:38 посадка КК "Союз-Т2" (экипаж: Малышев, Аксенов)
29.06.1980 04:40:42 старт КА "Прогресс-10"
01.07.1980 05:53 стыковка КА "Прогресс-10" со стороны АО комплекса "Салют-6" - "Союз-36"
17.07.1980 22:21 отстыковка КА "Прогресс-10" от АО комплекса "Салют-6" - "Союз-36"
19.07.1980 01:47 тормозной импульс КА "Прогресс-10"
19.07.1980 ? окончание существования КА "Прогресс-10"
23.07.1980 18:33 старт КК "Союз-37" (экипаж: Горбатко, Фам)
24.07.1980 20:02 стыковка КА "Союз-37" (экипаж: Горбатко, Фам) со стороны АО комплекса "Салют-6" - "Союз-36"
Экипаж станции "Салют-6" после стыковки: Попов, Рюмин, Горбатко, Фам
31.07.1980 ? отстыковка КК "Союз-36" (экипаж: Горбатко, Фам) от ПхО ББ комплекса "Салют-6" - "Союз-37"
Экипаж станции "Салют-6" -после расстыковки: Попов, Рюмин
31.07.1980 ? тормозной импульс КК "Союз-36" (экипаж: Горбатко, Фам)
31.07.1980 15:15 посадка КК "Союз-36" (экипаж: Горбатко, Фам)



Работа ученика 2 класса

Областной санаторной школы-интерната

г. Вязники Владимирской области

Лукшина Дениса.

Мой земляк – лётчик – космонавт Валерий Кубасов.

Небольшой городок Вязники находится на берегу реки Клязьма. Наш город прославили 26 Героев Советского Союза, память о них увековечена на Аллее Славы, в том числе и лётчик – космонавт В. Н. Кубасов.

Валерий Николаевич Кубасов - лётчик – космонавт, дважды Герой Советского Союза. Родился в Вязниках 7 января 1935 года в семье служащих. В 1952 г. Окончил с серебряной медалью школу № 2 имени Парижской коммуны, затем поступил в Московский авиационный институт. В отряде космонавтов с 1966 года совершил три полёта в космос.

Свой первый космический полёт совершил 11 – 16 октября 1969 года в качестве бортинженера корабля «Союз – 6». Во время полёта впервые в мире провёл эксперименты по сварке в условиях космоса . Продолжительность пребывания в космосе – 4 дня 22 часа 42 минуты 47 секунд. Позывной «Антей 2».

Свой второй космический полёт совершил 15 - 21 июля 1975 года в качестве бортинженера корабля «Союз – 19» (совместно с Алексеем Архиповичем Леоновым) по программе ЭПАС. Во время полёта впервые в мире была осуществлена стыковка двух пилотируемых кораблей разных стран советского «Союз 19» и американского «Аpollo». Продолжительность пребывания в космосе – 5 дней 22 часа 30 минут 51 секунда. Позывной «Союз 2».

Свой третий космический полёт начал 26 мая 1980 года в качестве командира космического корабля «Союз 36» (совместно с венгерским космонавтом). Работал на борту орбитального комплекса «Салют-7» - «Союз 35» (экипаж Леонида Ивановича Попова и Валерия Викторовича Рюмина) – «Союз 36». Возвратился на Землю 3 июня 1980 года на корабле «Союз 35». Продолжительность пребывания в космосе – 7 дней 20 часов 45 минут 44 секунды. Позывной «Орион 1».

Каждый человек должен найти своё место в этом мире и его жизнь должна быть яркой, насыщенной и незабываемой. Она должна прозвучать также уверенно и убедительно, как у Валерия Николаевича Кубасова. Здесь имеет значение не только отменное здоровье, но и смелость, железная воля, мужество, потому что такую нагрузку может выдержать не каждый.

Он до сих пор не забывает город, родную школу и при возможности приезжает встречаться с учениками и рассказывает о своей жизни.

В музее, который находится в СОШ № 2, есть стенд «Звёздный сын Вязников», посвященный жизни В.Н. Кубасова. Здесь фотоматериалы из личной коллекции космонавта, газетные публикации, свидетельства об окончании средней и спортивной школы, школьная тетрадь, поздравительные телеграммы в связи с полётом в космос, его книга «Прикосновение к космосу», а также многочисленные вымпелы, значки, пригласительные билеты с автографами космонавта.

Меня переполняет гордость за то, что я родился и живу в этом городе, и понимаю, как многое в жизни значит умение быть находчивым, терпеливым и ответственным, хотя этому нужно учиться и учиться. И для этого есть пример в лице В.Н. Кубасова, на которого надо равняться.



Кубасов Валерий Николаевич – бортинженер космического корабля «Союз-6»;
бортинженер космического корабля «Союз-19».

Родился 7 января 1935 года в городе Вязники Ивановской Промышленной области (ныне Владимирской области). Русский. В 1952 году окончил 10 классов школы в Вязниках, в 1958 году – Московский авиационный институт (самолётостроительный факультет).

В 1958-1966 годах работал инженером, старшим инженером и начальником группы ОКБ-1 (ныне РКК «Энергия»). Занимался проектированием пилотируемых космических кораблей.

В 1966-1993 годах – в отряде космонавтов. Выполнил 3 космических полёта общей продолжительностью 18 суток 17 часов 59 минут.

11-16 октября 1969 года совершил космический полёт в качестве бортинженера космического корабля «Союз-6» (совместно с Г.С.Шониным) продолжительностью 4 суток 22 часа 43 минуты. Экипаж корабля принимал участие в первом групповом полёте трёх космических кораблей (совместно с «Союз-7» и «Союз-8»), во время которого проводилось их сближение и маневрирование. Во время полёта В.Н.Кубасов впервые в мире провёл эксперименты по сварке в условиях космоса.

За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 октября 1969 года Кубасову Валерию Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

15-21 июля 1975 года совершил второй космический полёт в качестве бортинженера космического корабля «Союз-19» (совместно с А.А.Леоновым) по программе ЭПАС продолжительностью 5 суток 22 часа 31 минут. В ходе полёта выполнена первая в мире стыковка двух космических кораблей разных стран – «Союза-19» (СССР) и «Аполлона-18» (США).

За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1975 года награждён второй медалью «Золотая Звезда» и орденом Ленина.

26 мая – 3 июня 1980 года совершил третий космический полёт в качестве командира экипажа на космическом корабле «Союз-36» (совместно с венгерским космонавтом Б.Фаркашом) и орбитальной станции «Салют-6» продолжительностью 7 суток 20 часов 45 минут.

В 1993-1997 годах работал заместителем руководителя отделения Главного конструкторского бюро НПО «Энергия», с 1997 года – научным консультантом в РКК «Энергия».

Лётчик-космонавт СССР (22.10.1969), кандидат технических наук (1968), подполковник запаса. Герой Венгерской Народной Республики (1980). Награждён 3 орденами Ленина (22.10.1969; 22.07.1975; 30.06.1980), медалями, иностранными наградами. Удостоен Золотой медали имени К.Э.Циолковского АН СССР (1969) и Золотой медали имени Ю.А.Гагарина (1975, FAI).

Почётный гражданин городов Владимир, Вязники, Калуга; Аркалык и Караганда (Казахстан); Нью-Йорк, Атланта, Нэшвилл, Сан-Франциско, Солт-Лейк-Сити и Хьюстон (США).

Бронзовый бюст В.Н.Кубасова установлен в городе Вязники. Его именем названа улица в городе Александров Владимирской области.

Сочинения:
Межпланетные полёты. М., 1979 (в соавторстве);
Прикосновение космоса. М., 1984;
Методы сближения на орбите. М., 1985 (в соавторстве).

Кубасов Валерий Николаевич

Прикосновение космоса

Кубасов Валерий Николаевич

Прикосновение космоса

Дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт СССР В. Н. Кубасов на примере совместного полета советско-венгерского экипажа рассказывает о работе космонавтов, о том, какие сложные задачи приходится решать сегодня участникам космических полетов.

Автор раскрывает особенности ряда интересных научно-технических экспериментов по программе "Интеркосмос", рассказывает о большом народнохозяйственном значении исследований, проводимых на орбитальных станциях.

Книга адресуется широкому кругу читателей.

Глава I. НАЧАЛО ОТСЧЕТА

Глава II. НА ОРБИТАХ "ИНТЕРКОСМОСА"

Глава III. ТАМ, ГДЕ НИЧТО НИЧЕГО НЕ ВЕСИТ...

Глава IV. ЯВЛЕНИЕ "ОРИОНОВ" "ДНЕПРAM"

Глава V. В КВАРТЕТЕ С "ДНЕПРАМИ"

Глава VI. "В ХОДЕ ПОЛЕТА ВЫПОЛНЕНО..."

Глава VII. ЭКСПЕРИМЕНТЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ...

Глава VIII. ЗА ТЕХ, КТО НА ЗЕМЛЕ!

Глава IX. ПРОФЕССИЯ: КОСМОНАВТ

Глава X. И СНОВА В ДОРОГУ...

Глава XI. ЗЕМЛЕ НАВСТРЕЧУ

Глава XII. ПОЛЕТ ОКОНЧЕН

НАЧАЛО ОТСЧЕТА

Байконуру - четверть века! - Благословленные Королевым. - Первая четверка. - Лекарство от переломов. - Наш друг Анохин. - Космонавт, вы негерметичны! - Репортаж в никуда - На орбите советско-венгерский экипаж!

Белый с желтой полосой автобус, тот самый, что привозит космонавтов на стартовую площадку,- хотя и менее знаменитый, чем ракета-носитель, космический корабль "Союз" или орбитальная станция "Салют", но на Байконуре известный всем,- плавно отходит от гостиницы "Космонавт" и берет курс на космодром. Это прежде от места последнего перед стартом ночлега до "своей" ракеты космонавт мог дойти пешком. Понятное дело, в скафандре не очень-то походишь, но путь был недальний, куда короче нынешнего, который наш автобус с эскортом машин, обеспечивающих безопасность движения, проходит минут за сорок.

Минуем Звездоград. Теперь за окнами степь, майская, цветущая, какой она бывает лишь в это время года. День клонится к вечеру, скоро заиграют над горизонтом багровые сполохи степного заката.

Сегодня 26 мая 1980 года. Вот уже третий раз в качестве стартующего космонавта я качу по этой дороге. На этот раз мой напарник - венгерский летчик Берталан Фаркаш. Сорок минут езды - короткий тайм-аут после железного ритма многолетней подготовки, время, чтобы сосредоточиться перед стартом, подвести итог сделанному...

Не верится, что всего четверть века назад строители космодрома вбили здесь первые колышки в твердую степную землю. Тогда, в 1955 году, даже тем, кто видел огромный щит с начертанными мелом словами: "Здесь будет сооружен стартовый комплекс", трудно было представить, каким колоссом станет эта космическая гавань. Через два года после закладки Байконура отсюда стартовала ракета с первым искусственным спутником Земли. Обелиск с надписью: "Здесь гением советского человека начался дерзновенный штурм вселенной" - поднялся там, где стоял фанерный щит строителей.

Есть на Байконуре и другой памятник - неподалеку от первой стартовой площадки бок о бок стоят два скромных домика. В одном утром 12 апреля 1961 года проснулся старший лейтенант Юрий Гагарин, чтобы через несколько часов стать космонавтом номер один планеты Земля, в другом, приезжая на космодром, жил Сергей Павлович Королев. В эти деревянные домики, где теперь находятся музеи, приходит каждый космонавт, готовящийся к своему первому старту...

В октябре 1969 года пришел сюда и я - за несколько дней до того, как впервые на околоземную орбиту вышли одновременно три космических корабля. Вместе с Георгием Шониным мы составили экипаж "Союза-6". На следующий день после нашего старта был запущен "Союз-7" с Анатолием Филипченко, Владиславом Волковым и Виктором Горбатко. Через сутки в космосе оказался третий корабль - "Союз-8", пилотируемый Владимиром Шаталовым и Алексеем Елисеевым.

Алексей Елисеев, Владислав Волков и я - представители первого поколения космических бортинженеров. Вскоре после полета Гагарина нам, тогда работникам КБ, которое возглавлял С. П. Королев, стало ясно: путь в космос не закрыт и специалистам.

Помню слова Сергея Павловича, сказанные им, когда на трехместном "Восходе" полетел первый космонавт-исследователь, один из создателей гагаринского "Востока" - Константин Петрович Феоктистов: "Отныне после полета Феоктистова дорога в космос открыта ученым. Им теперь доступны не только цифры и записи приборов, фото- и телеметрические пленки, показания датчиков. Нет, сейчас ученому доступно свое, живое восприятие событий, чувство пережитого и виденного, ему отныне представляется великолепная возможность вести исследования, тут же анализировать полученные результаты и продвигаться дальше".

Королев, лично беседовавший с каждым из первых тринадцати инженеров, подавших заявление, сам установил то основное минимальное требование, которому должен отвечать кандидат в космонавты: не менее чем трехлетняя работа в области космической техники. Человек крутого нрава, он требовал от нас четкого понимания задач космонавта-испытателя, глубокого знания космической техники, чтобы справиться с тем обширным кругом научных наблюдений и экспериментов, которые предстояло вести в космосе.

Если кандидат на прямой вопрос Королева, почему подал заявление, отвечал, что просто хочет стать космонавтом, шансов действительно стать им почти не оставалось.

Когда дошла очередь до меня, я ответил: "Хочу испытывать технику, в создании которой сам участвовал" - и, судя по всему, высказал мысль, близкую Сергею Павловичу. Вспомнил, что еще в марте 1960 года на вводной лекции для будущих космонавтов создатель первой советской жидкостной ракеты Михаил Клавдиевич Тихонравов сформулировал задачу предстоящего полета человека в космос так: "Натурные летные испытания космического корабля "Восток" в пилотируемом варианте..."

Официальной датой рождения нашей группы бортинженеров, состоявшей из восьми человек, считается 23 мая 1966 года, хотя в Центр подготовки космонавтов мы, четверо из этой восьмерки, попали лишь в августе того же года. Алексей Елисеев, Владислав Волков, Георгий Гречко и я смогли благополучно пройти строжайшие медицинские проверки и начали готовиться к полетам, чтобы в одном из них перейти из корабля в корабль. Кстати, позже это проделал Алексей Елисеев, а мне довелось быть его дублером.

Обосновались мы в профилактории Центра подготовки космонавтов, расположенном в лесной местности: я вместе с Алексеем, а рядом, по соседству, Вадим Волков и Георгий Гречко.

В комнате у нас стоял большой шкаф, две тумбочки, две кровати. На стене - репродуктор. Вот и вся нехитрая обстановка.

Шесть дней в неделю мы находились в профилактории и только по субботам уезжали домой. Заниматься приходилось тогда очень много - с утра до позднего вечера шли различные занятия. Спать ложились уже после одиннадцати, послушав "Последние известия".

Репродуктор висел над кроватью Алексея, и он, измотавшись за день, засыпал, не заметив, что радио оставалось включенным. Трансляция заканчивалась, и оно само утихало... Но утром, в 6 часов, репродуктор просыпался первым. А у нас по распорядку дня подъем только в семь. Алексей испытывал мою выдержку. Ждал, когда я проявлю слабину и выключу радио. Я не выдерживал, вскакивал, одним прыжком выхватывал вилку репродуктора из розетки и... швырял ее в Алексея! Но тот продолжал безмятежно лежать, зная, что длины шнура не хватит и вилка до него не долетит.

В один из дней в начале зимы в нашей маленькой группе случилось неприятное происшествие. Нас отправили на аэродром - на парашютные прыжки. В этом виде подготовки мы были робкими новичками по сравнению с Жорой Гречко, который имел уже немалый "парашютный" опыт. То ли он решил показать нам свой высокий класс, то ли просто не повезло, но, приземлившись, однажды так и остался лежать, не отстегнув парашют.

Подбежали, слышим стон: "Нога, нога..." Оказалось - серьезный перелом. Пришлось отправлять его самолетом в Москву, а там в госпиталь.

Вернувшись с прыжков, мы первым делом навестили Георгия. Вид у него был, прямо сказать, удручающий: нога в гипсе задрана на спинку кровати. Держится, правда, молодцом, шутит.

Ну а коньяк вы принесли? - спрашивает на полном серьезе.

Да ты что, Жора, разве можно?

Мне доктор сказал, чтобы быстрее поправиться, надо пить гоголь-моголь. А знаете ли вы, что такое гоголь-моголь для взрослого человека,- смеется Георгий,- это и есть смесь яичного желтка с коньяком!

К счастью, у него все обошлось и без гоголя-моголя. Кость срослась, и со временем врачи сняли все ограничения. А каким космонавтом стал Георгий Гречко, знают все, в частности по его продолжительной и успешной работе на орбитальной станции "Салют-6".

В ноябре 1966 года наша маленькая группа пополнилась "новобранцами" Олегом Макаровым, Виталием Севастьяновым, Николаем Рукавишниковым.