Поставить падежи в предложении. Категория падежа имен существительных
Велик и богат , столько тонкостей в нем, что, кажется, запомнить все невозможно. На самом деле ничего сложного нет. Просто для каждого вопроса нужно уметь находить правильное решение . Давайте вместе рассмотрим, сколько падежей в русском языке, на какие вопросы они отвечают и как проще всего их запомнить.
Вконтакте
Определение
Что такое падеж? Для начала стоит ознакомиться с самим понятием. Падеж – это форма, которая указывает на взаимосвязь между словами . С его помощью предложение можно согласовать и сформировать. К примеру:
- Мы, радость, принять, он, коллектив.
- Мы с радостью приняли его в коллектив.
В первом варианте представлен просто набор слов, никоим образом не связанных между собой. Во втором пункте, благодаря формоизменению, мы получаем целостное предложение со сформированной мыслью .
Сколько падежей в русском языке? Общепринятое количество — шесть. Именно столько предлагается для изучения школьникам. Однако языковеды утверждают, что настоящее количество 15 . Видимо, для упрощения системы некоторые из них было решено убрать из учебной программы.
Основные виды
Все существительные сопоставимы с вопросами и вспомогательными выражениями. Их взаимодействие между собой очень удобно: если забыли одно, на помощь может прийти другое.
У некоторых падежей вопросы совпадают , и для их различения можно обратиться за помощью к склонениям.
Какие бывают основные падежи в русском языке.
Именительный
Используется для названия предметов, имеет следующие опознавательные признаки:
- вопросы кто? — мама. Что? — рама ;
- вспомогательное выражение «есть»;
- встречается с окончаниями в ед-м числе:I скл: -а, -я. II: -о, -е. III:ÿ;
- множественном: -ы, -и, -а, -я.
- Марина всегда любила читать книги. Есть кто? – Марина (1скл.).
- Листья трепетно дрожали на ветру. Есть что? – Листья (1скл.).
Родительный
Определяет принадлежность. Для облегчения запоминания родительного падежа в русском языке существует ряд способов:
- можно сопоставить его с выражением «нет» кого? – отца. Чего? Дворца ;
- употребляется с предлогами: у, вокруг, до, с, из, возле, без, от, после, около, для;
- окончание в ед-м числе:I скл: -ы, -и. II: -а, -я. III: -и;
- во множественном: -ов, -ев, -ей.
- После ухода мамы мы немного расстроились. Нет кого? – Мамы (1скл.).
- Коней в конюшне не оказалось. Нет чего? – Коней (мн. число).
Дательный
Имеет подсказку в самом названии, передать кому-то что-то. Его особенности:
- определяет последнюю точку действия;
- «дать» кому? – мальчику. Чему? – бокальчику;
- предлоги: по, к;
- окончания в ед-м числе: I скл: -е, -и. II: -у, -ю. III: -и;
- во множественном: -ам, -ям.
- Бабушке не нравилась наша игра. Дать кому? – Бабушке (1скл.).
- Бежать по полю было очень весело. Дать чему? – Полю (2скл.).
Винительный
Называет объект действия:
- «вижу» кого? – подругу. Что? – руку;
- предлоги винительного падежа: через, на, в, за, про;
- окончания в ед-м числе: I скл: -у, -ю. II: -о, -е;
- во множественном: -, -ы, -и, -а, -я, -ей.
- Младшую сестренку было особо приятно слышать. Вижу кого? – Сестренку (1скл.).
- А через мост бежала собака. Вижу что? – Мостÿ (3 склонение.).
Творительный
Принадлежность части речи к этому падежу определяется следующим образом:
- «любуюсь» кем? – супругой. Чем? – кольчугой;
- употребляется с предлогами: над, перед, под, с, за;
- окончания в ед-м числе: I склонение: -ой, -ою, -ей, -ею. II: -ом, -ем. III:-е: -ю;
- во множественном: -ами, -ями.
- Перед какой остановкой Вы попросили остановиться? Любуюсь чем? – Остановкой (1скл.).
- С Леной мы дружим с пятого класса. Любуюсь кем? – Леной (1 скл.).
Предложный
Всегда употребляется с предлогами, а также обладает такими свойствами:
- чаще всего употребляются предлоги — на, при, об, в, о;
- «мечтаю» о ком? – о лисенке. О чем? – об оценке;
- окончания в ед-м числе: I скл: -е, -и. II: -е, -и. III: -и.
- множественное число: -ах, -я.
- Моя мечта о щенке наконец-то сбылась. Думаю о ком? – Щенке (1 склонение.).
- При дворе росла березовая роща. Думаю о чем? – Дворе (1 склонение.).
Для запоминания всех названий, детям можно предложить выучить небольшое предложение:
- Ирина
- Родила
- Девчонку,
- Велела
- Тащить
- Пеленку.
Таблица — падежи.
Дополнительные разновидности падежных форм
- Звательный . К нему можно было отнести обращения к кому-либо, созданные путем «обрезания». Пример: мам, пап, Тань и т.д.
- Местный . Предлоги: при, в, на. Отвечает на вопросы: где, на чем? Пример: на тумбочке, при школьном дворе.
- Разделительный. Производное родительного падежа в русском языке. Пример: прибавить ходу, задать жару.
- Счетный. Используется с числительными . Пример: четыре шара, два шкафа.
- Отложительный. Указывает начальную точку передвижения . Пример: из саду, из дому.
- Лишительный. Для отрицания глаголов . Пример: не может пойти, не готов попрощаться.
- Количественно-определительный. Имеет схожие черты с родительным . Пример: чашка чаю.
- Ждательный. Пример: ждать товарища.
- Превратительный (включительный). Пример: податься в моряки, пойти в стюардессы.
Склонение существительных
Каждое существительное может склоняться. Различают 1, 2 и 3 склонения, также слова, относящиеся к данной части речи, могут быть разносклоняемыми. К ним относятся слова «путь», «десять» и существительные, оканчивающиеся на «мя».
Склонение существительных, таблица.
Падеж | I склонение | II склонение | III склонение | ||
Жен. род | Муж. род | Муж. род | Ср. род | Жен. род | |
Именительный | Дорога | Папа
Костя | Арбузÿ | Жито
Море | Сольÿ |
Родительный | Дороги | Папы
Кости | Арбуза
Корня | Жита
Моря | Соли
Грани |
Дательный | Дороге | Папе
Косте | Арбузу
Корню | Житу
Морю | Соли
Грани |
Винительный | Дорогу | Папу
Костю | Арбузÿ | Жито
Море | Сольÿ |
Творительный | Дорогой
Аней | Папой
Костей | Арбузом
Корнем | Житом
Морем | Солью
Гранью |
Предложный | О дороге
Об Ане | О папе
О Косте | Об арбузе
О корне | О жите
О море | О соли
О грани |
Внимание! Только именительный падеж считается прямым, прочие косвенные.
Падежи и вопросы
Падеж и вспомогательное слово | Предлоги | Окончания по числам | |||||
Ед. ч. | |||||||
III скл. | |||||||
Именительный | Кто? (отец). Что? (телефон) | Отец всегда много читал. Телефон звонил по несколько раз на день. | Без предлогов | -а, -я | -, -о, -е | — | -ы, -и, -а, -я |
Родительный | Кого? (родителей). Чего? (вдохновения) | Родителей на кухне не было. Пришлось рисовать без вдохновения. | Вокруг, у, до, с, из, возле, для, от, без, около, после | -ы, -и | -а, -я | -и | -ов, -, ев, -ей |
Дательный | Кому? (котенку). Чему? (потолку) | Маша налила котенку молочка. К потолку крепились гирлянды. | По, к | -е, -и | -у, -ю | -и | -ам, -ям |
Винительный | Кого? (друга). Что? (дом) | Мы позвали друга с собой. Переезд в новый дом не радовал. | Через, за, в, на, про | -у, -ю | -о, -е | — | -, -и, -ы, -а, -я |
Творительный (любуюсь) | Кем? (художником). Чем? (творением) | Она всегда мечтала стать художником. Уже пятый час Катя любовалась своим творением. | Под, за, перед, с, над | -ой/ою, -ей/ею | -ом, -ем | -ю | -ами, -ями |
Предложный | О ком? (о Маше) О чем? (о путешествии) | О Маше мы даже не вспомнили. Мама давно думала об этом путешествии. | Об, в, о, при, на | -е, -и | -е, -и | -и | -ах, -я |
Как легко выучить падежи
Как легко и просто определить падеж существительного и прилагательного
Заключение
Для более быстрого и легкого запоминания просто необходимо подобрать более удобный вариант — наглядные материалы. Например, для зрительного восприятия проще работать с таблицами и схемами . Так падежи и вопросы не вызовут у вас никаких проблем.
"Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку" - многим знакома эта простая мнемоническая подсказка для запоминания названий падежей русского языка. В программу школы входит изучение шести основных падежей: именительного, родительного, дательного, винительного, творительного и предложного.
Не многие знают, что на самом деле падежей в нашем языке несколько больше. Учёные выделяют ещё 9 в дополнение к имеющимся. Многие из них считаются устаревшими, но мы привычно употребляем их и в современной речи. В этой статье вы прочтёте как о знакомых вам падежах, правилах их употребления и различиях, так и об остальных, и узнаете, куда они подевались в процессе развития языка.
Чему учат в школе
В современном русском языке учёные выделяют 6 падежей. В современной русистике принят так называемый вопросный метод определения падежей, при котором к требуемому слову задаётся вопрос (кто? о ком? чем? и т. д.). В зависимости от этого вопроса и определяется, в каком же падеже использовано существительное.
Этот способ, хоть и достаточно простой для носителя языка, является довольно спорным. В частности потому, что он не позволяет с лёгкостью просклонять имя по падежам, например, иностранцам, изучающим русский, так как опирается на метаязыковую способность поставить правильный вопрос. Человек, не являющийся носителем языка, а только изучающий его, не сразу поймёт, почему, скажем, к существительному «книгой» задаётся вопрос «чем?», а не, скажем, «о чём?». Также этот способ не поможет разграничить падежные формы, к которым задаются одинаковые вопросы. Тем не менее, для школьников-носителей этот способ вполне приемлем.
Вопросы падежей. Как определить падеж вопросным методом?
Различают прямые падежи имён и косвенные. В русском прямой падеж только один - именительный. Хотя некоторые филологи относят и винительный к прямым падежам. Общеупотребительная теория языка на текущий момент с этим пока не согласилась Таким образом, косвенные падежи - все остальные, от родительного до предложного, а также устаревшие падежи.
- Именительный падеж - кто? что? - Котик вышел из комнаты.
- Родительный падеж - (нет) кого? (нет) чего? - преимущественно определяет родство либо принадлежность. Это миска котика.
- Дательный падеж - (дать) кому? (дать) чему? - определяет «получателя» или конечную точку, на которую направлено действие. Дай котику поесть.
- Винительный падеж - (виню) кого? (виню) что? - обозначает объект, с которым производится действие. Я глажу котика.
- Творительный падеж - (творю) кем? (творю) чем? - определяет инструмент, с помощью которого производится действие. Ваза разбита котиком.
- Предложный падеж - (думаю) о ком? (думаю) о чём? - О котике написали книгу.
Утраченные падежи
- Местный падеж (иначе называется «второй предложный») - указывает на место, где находится предмет. Например: (где?) дома, (куда?) домой. Большая часть существительных утратила эту форму, точнее, она слилась с творительным либо предложным падежом. Но есть и существительные, у которых эта форма осталась и используется. Например: «в тени» /ударение на последний слог/, в отличие от «о тени» /ударение на первый слог/.
- Звательный падеж - его мы знаем по таким словам как «Боже», «отче». То есть, характерен он для старорусских и библейских текстов. В современном языке эта форма зачастую выглядит так: «Ань, пойди сюда!», или «Мам, тебя папа зовёт». Что интересно, во многих родственных славянских языках эта форма жива и активно используется. Например, в болгарском: «госпожо, господине»; в украинском: «пане».
- Разделительный (количественно-отделительный) падеж - разновидность родительного. “Съешь ещё этих мягких французских булок да выпей же чаю” - здесь имена «булок» и «чаю» употреблены именно в разделительном падеже. Мы не можем сказать «булки» и «чая», это будет грамматически некорректно. Точно так же: «выпить кефиру» (не «кефира»), «задать перцу» (не «перца»).
- Лишительный падеж - одна из разновидностей винительного. Используется исключительно с отрицанием: «не иметь права» (не «право», как было бы логично просклонять по винительному падежу это слово).
- Ждательный падеж - «ожидать письма», однако «ждать папу». Сейчас этот падеж утрачен, и считается, что с глаголом «ждать», «ожидать» используются существительные как в родительном («письма»), так и в винительном («папу»).
- Превратительный (включительный) падеж - сейчас слит с винительным. Но до сих пор употребляется в таких случаях: «взять в мужья», «выйти в люди», «продвигать в директоры», «годится в солдаты». То есть, это форма, которая отвечает на вопрос, «положенный» винительному падежу, но совпадает с множественным числом именительного.
Таким образом, мы видим, что стандартного вопросного метода определения падежа недостаточно, потому что, например, для винительного падежа ни одного уникального характеризующего вопроса не существует, у предложного падежа тот вопрос, который его характеризует, зависит от предлога перед существительным в предложении, а, например, для звательного падежа вообще никаких вопросов нет.
Падежи и склонения
В русском языке существительные различают по типам склонения - их три. Просклонять существительное можно по родам (женский-мужской: волк-волчица), по числам (единственное-множественное: волк-волки), по падежам (волк-волка-волку и т. д.).
- Существительные 1 склонения. Включают в себя имена женского рода, мужского рода и общего рода, оканчивающиеся на -а/-я в номинативе (И.п.) единственного числа: жена, юноша, слуга;
- Существительные 2 склонения. Включают имена мужского рода и среднего с нулевым окончанием либо оканчивающиеся на -о/-е в номинативе единственного числа: солдат, яблоко, лето, товар;
- Существительные 3 склонения. Включают имена женского рода, оканчивающиеся на -ь в номинативе единственного числа: дочь, речь, ночь.
Существительное будет изменяться по падежам согласно своему типу склонения. Существуют таблицы падежных окончаний для каждого типа склонения.
Падежи других частей речи
Не только существительное, но и другие части речи в русском языке склоняются по падежам. Рассмотрим их вкратце.
Падежи прилагательных
Падеж имени прилагательного соответствует падежу существительного, с которым оно согласовано. Прилагательные тоже должны отвечать на определённые вопросы:
- В именительном падеже - «какой?», «чей?»
- В родительном - «какого?», «чьего?»
- В дательном - «какому?», «чьему?»
- В винительном - «какого?», «чьего?»
- В творительном - «каким?», «чьим?»
- В предложном - «каком?», «чьём?»
Имена числительные тоже склоняются по падежам. Правила к ним применяются такие же, как и к существительным. Но есть одна ошибка, которую допускают очень многие.
Нужно иметь в виду, что при склонении количественных числительных следует изменять все слова и части сложных слов (320 - трёхста двадцати, тремястами двадцатью). Склоняя же порядковые числительные, достаточно изменить только последнее слово (1153 - тысяча сто пятьдесят третьему, тысяча сто пятьдесят третьим).
Падежи местоимений
Последняя часть речи, которая склоняется в русском языке - местоимение. Все местоимения склоняются, изменяются по родам и числам, согласуясь с определяемым именем существительным, если оно присутствует или подразумевается.
Не только русский язык имеет сложную падежную систему. Например, в финском языке выделяется 16 падежей, в венгерском - 25 (зато в нём нет ни одного предлога - все предлоги выражены падежными словоформами). А в табасаранском языке существует аж 44 падежа!
Падежи в иностранных языках
Даже в английском существует падежная система, хотя мы и привыкли считать что падежей в английском языке в привычном нам понимании нет. Тем не менее, англичане активно пользуются притяжательным падежом. Образуется он с помощью окончания «-"s»: Mommy"s, cat"s, Polly"s. В русском языке он когда-то тоже был, а сейчас остался только в адъективированном виде - мамин, дочкин.
А ещё в некоторых языках, например, в немецком, существуют падежи глагола. В русском же языке глаголы просто употребляются с предлогами.
В современном литературном русском языке имена существительные характеризуются наличием склонения - изменения по числам и падежам. И если число указывает на неопределенное количество однотипных предметов, то падеж - это категория, которая указывает на синтаксическую функцию существительного в предложении и на соотношение его с другими словами.
Падежи прямые и косвенные
В русском языке шесть падежей, из которых именительный - прямой, а все остальные (родительный, дательный, винительный, творительный и предложный) - косвенные. Существительные в всегда употребляются без предлога, в остальных падежах - как с предлогом, так и без. Исключение - предложный падеж, который не образует беспредложной формы. Предлоги при падежных формах существительных помогают уточнить значение падежа. Каждый падеж имеет свои вопросы, которые задаются в словосочетании от главного слова к падежной форме (см. таблицу 1).
Падежи имен существительных: таблица 1
для одушевленных существительных | для неодушевленных существительных |
|||
Винит.пад. Твор.пад. Предлож.пад. | Кота (у кота) Коту (к коту) Кота (на кота) Котом (с котом) | Стола (у стола) Столу (по столу) Стол (на стол) Столом (под столом) |
Падежи имен существительных: подробно о каждом
Именительный падеж
Данный падеж является начальной, исходной и служит для названия предметов и явлений. Так, форму именительного падежа в предложении имеют такие члены, как подлежащее, приложение, обращение, именная часть сложного именного сказуемого, главный член в например: За окном пошел дождь.
Родительный падеж
Данный падеж может приобретать различные значения в зависимости от того, приглагольный он или приименной:
- приименной может обозначать отношения принадлежности, отношения части к целому, качественной оценки: хвост лисы, ветка дерева, человек чести;
- родительный падеж в глагольном словосочетании указывает, как правило, на объект действия: выпить воды, лишиться возможности, не сказать правды.
Дательный падеж
Данная форма падежа обозначает адресата действия, то есть того, к кому направлено действие: подойти к дому, передать другу.
Винительный падеж
Если другие падежи имен существительных могут употребляться и при именах, и при глаголах, располагается главным образом после и обозначает объект действия: накрыть на стол, увидеть мать, выполнить работу.
Творительный падеж
Данная падежная форма обозначает орудие действия (писать карандашом), место и время действия (идти полем), образ действия (лететь вихрем), лицо, производящее действие (сделан отцом, написан Пушкиным) и др.
Предложный падеж
Данный падеж в предложении указывает на предмет речи или мысли (говорить о брате), на место/пространство, в пределах которого совершается действие (жить в доме), на состояние предмета речи (раскинуться во всей красе) и др.
Таким образом, падежи имен существительных могут выражать самые разные значения, которые уточняются тем, имя или глагольная форма находится рядом с падежной формой, присутствует или отсутствует при существительном в форме того или иного падежа предлог. Важную роль играет также контекст. Основные средства, при помощи которых определяются падежи, - окончания и вопросы к той или иной падежной форме.
Некоторые лингвисты считают, что русский язык богат на падежи. Имеется в виду, что их не шесть, как изучают школьники, а больше. И, как оказывается, у них есть полное основание придерживаться такого мнения. Итак, сколько в русском языке падежей? Попробуем в этом вопросе разобраться.
Падежная система
Термин «падеж» в переводе с греческого звучит как «падение», а с латинского - «падать».
Падеж (склонение) - грамматическая категория, предназначенная показывать синтаксическую роль имен существительных и их взаимодействие с другими словами предложения. Кроме существительного, изменяются по падежам и прилагательные, причастия, числительные, местоимения. Стоит заметить, что падеж этих адъективных слов зависит от склонения определяемого существительного. Выражается оно изменением окончания.
Сколько в русском языке падежей?
Рассматривая морфологию русского языка, как правило, называют шесть основных падежей:
- Именительный (исходная форма склонения).
- Родительный.
- Дательный.
- Винительный.
- Творительный.
- Предложный.
Перечисленные падежи называют основными в связи с широким употреблением. Кроме этого, стоит заметить, что их распространенность связана с тем, что части речи, которые были упомянуты ранее, имеют грамматические формы для перечисленных падежей.
Для правильного склонения слов необходимо знать, что все падежи отвечают на вопросы. К тому же каждый из них выражает несколько значений. Ознакомимся с каждым более подробно.
Именительный падеж
Соответствуют вопросы «кто?», «что?» Чтобы распознать этот падеж, нужно к существительному добавить слово «есть». Например: есть (что?) лампочка. Употребляется без предлогов. Единственное число имеет такие окончания:
- 1 склонение: -а, -я.
- 2 склонение: -о, -е или нулевое.
А во множественном числе: -ы, -и, -а, -я.
Поскольку именительный падеж выступает исходной падежной формой слова, в его обязанности входит:
- давать имя субъекту действия или состояния (матушка убирает, дети устали );
- определять, характеризовать предмет, лицо или действие (наша дочь - врач; война - это бедствие );
- называть тему сообщения, предмет, действие, свойство (используется в предложениях такого типа: Утро. Солнце .);
- Выражать обращение к собеседнику (Малыш, сколько тебе лет ?).
Родительный падеж
Соответствуют вопросы «кого?», «чего?» Чтобы распознать этот падеж, нужно к существительному подставить слово «нет». Например: нет (чего?) снега. Употребляется с предлогами возле, у, после, без, около, из, для, вокруг, до, от, с . Единственное число определяется такими окончаниями:
- 1 склонение: -ы, -и.
- 2 склонение: -а, -я.
- 3 склонение: -и.
Имеет окончание: нулевое, -ов, -ев, -ей.
Родительный падеж может указывать на:
- Принадлежность предмета (машина сына ).
- Носителя свойства (голубизна неба ).
- Объект, на который направляется действие (просмотр телевизора ).
- Субъект, совершающий действие (приезд мамы ).
- Части целого (кусок торта ).
Дательный падеж
Слова в дательном падеже отвечают на вопросы «кому?», «чему?». Чтобы распознать этот падеж, нужно к существительному подставить слово «дам». Например: дам (кому?) сестренке . Употребляются с предлогами к, по . В единственном числе слова в дательном падеже оканчиваются на:
- 1 склонение: -е, -и.
- 2 склонение: -у, -ю.
- 3 склонение: -и.
Множественному числу склонения характерны окончания: -ам, -ям.
Слова в дательном падеже предназначены для обозначения:
- Адресата действия (дала журнал подруге, написал письмо маме );
- Субъекта действия или состояния (ребятам не спалось ).
Винительный падеж
Соответствуют вопросы «кого?», «что?». Чтобы распознать этот падеж, нужно к существительному подставить слово «вижу». Например: вижу (кого?) маму. Употребляется с предлогами в, за, на, про, через . Единственному числу соответствуют окончания:
- 1 склонение: -у, -ю.
- 2 склонение: -о, -е.
- 3 склонение: нулевое окончание.
Множественному числу: -ы, -и, -а, -я, -ей.
Винительный падеж, в свою очередь:
- Обозначает объект действия (убирать комнату, сшить платье ).
- Выражает количество, пространство, расстояние, меру времени (проехать километр, весить тонну, ждать год, стоить копейку) .
Творительный падеж
Соответствуют вопросы «кем?», «чем?». Чтобы распознать этот падеж, нужно к существительному поставить слово «горжусь». Например: горжусь (кем?) сыном. Употребляется с предлогами за, над, под, перед, с
- 1 склонение: -ой (-ою), -ей (-ею).
- 2 склонение: -ом, -ем.
- 3 склонение: -ю.
Множественное: -ами, -ями.
Предназначен для обозначения:
- Постоянной или временной занятости какой-нибудь деятельностью (служит солдатом, работал сантехником ).
- Субъекта действия - для страдательных конструкций (дом снесен рабочими ).
- Объекта действия (дышать кислородом ).
- Инструмента или средства действия (обрабатывать перекисью ).
- Места действия (идти тропинкой ).
- Способа, образа действия (петь басом ).
- Меры времени или количества чего-нибудь (таскать ведрами ).
- Параметра предмета (величиной с кулак).
- Совместности лиц и предметов (брат с сестрой ).
Предложный падеж
Соответствуют вопросы «о ком?», «о чем?». Чтобы распознать этот падеж, нужно к существительному поставить слово «думаю». Например: думаю (о ком?) о любимом. Употребляется с предлогами в, на, о, об, обо, при . Единственное число имеет окончания:
- 1 склонение: -е, -и.
- 2 склонение: -е. -и.
- 3 склонение: -и.
Падежи множественного числа оканчиваются на: -ах, -ях.
Предлоги, употребляемые с существительными в предложном падеже, помогают определить, что он обозначает. А именно:
- Объект действия (думать о девушке ).
- Место действия, состояния (сидеть на стуле ).
- Время после выполнения какого-нибудь действия (по приезде ).
Дополнительные падежи
В русском языке, кроме шести основных падежей, выделяют несколько форм, имеющих спорный статус, близких к падежу. Еще их называют падежи существительных, поскольку предназначены они исключительно для их склонения. К ним относятся: второй родительный (партитивный или количественно-отделительный), второй предложный (локативный, местный), второй винительный (превратительный, включительный, собирательный), звательная форма (вокатив), счетный, ждательный, лишительный падежи. Особенностью этих форм является то, что каждая из них встречается в ограниченном круге слов. К тому же они могут существовать в определенных контекстных условиях. Немного изучим эти падежи. Примеры нам помогут лучше с ними разобраться.
Второй предназначен для склонения некоторых слов мужского рода в единственном числе, относящихся ко второму склонению: чашка чаю, ложка сахару. Окончание этого падежа, а именно «-у», чаще употребляется в разговорной речи и не является обязательным (можно говорить мешок сахара или мешок сахару ). Исключением являются отдельные случаи: выпьем чайку . Достаточно много существительных мужского рода не употребляются в форме партитива: кубик льду, кусок хлебу.
Второму предложному склонению присущи особые окончания группы существительных, в единственном числе имеющих мужской род. Падеж употребляется, к примеру, в таких словах: на берегу, в шкафу, в бою . Также для локатива характерен перенос ударения на окончание у определенных существительных 3-го склонения, имеющих женский род и единственное число: в тиши, на мели, в печи.
Второй встречается при некоторых глаголах (записаться, проситься, выбрать, пойти, готовиться, выбиться, метить и др.) после предлога «в». К тому же его окончания такие же, как и в множественного числа: (записаться в летчики) .
Ждательный падеж практически совпадает с родительным, но его можно выделить вследствие склонения некоторых слов с той же грамматической формой по форме винительного падежа: ждать (кого? чего?) телеграммы и ждать (кого? что?) брата .
Счетный падеж немного отличается от родительного падежа и используется при счете: два шага, три столовых .
Звательный падеж практически идентичен именительной форме, но отличается образованием независимого оборота речи, подобного междометию: Вань, Маш, Петь, Тань . То есть он чаще употребляется в разговорной речи для обращения к собеседнику.
Лишительный падеж является видом винительного падежа, однако используется только с отрицанием при глаголе: не иметь права, не знать правды .
Сколько в русском языке падежей, носящих дополнительный характер? По нашим подсчетам их получилось семь. Но самое интересное, что некоторые лингвисты считают полноценными падежами только два: местный (второй предложный) и превратительный (второй винительный). Другие утверждают, то ждательный падеж также имеет некий смысл. А вот поскольку лишительный и второй родительный падежи очень часто можно заменить родительным, их можно назвать только вариантами родительной формы склонения. Звательный и счетный также зачастую не считают падежами. В первом случае это просто существительное в именительном падеже, а во втором - существительное, образованное от прилагательного.
Подведем итоги
Ознакомившись с вышеописанной информацией, можно ответить на вопрос о том, сколько в русском языке падежей. Итак, в школе мы изучаем шесть основных падежей. Они употребляются ежедневно при любом виде общения: разговор, переписка и т. д. Но, кроме них, выделяют еще семь форм склонения, которые встречаются преимущественно в разговорной речи. Сколько падежей получается всего? Мы смело можем утверждать, что их тринадцать. Учитывая то, что дополнительные формы склонения являются вариантами основных, их не предлагают для изучения в школе для упрощения учебного процесса. Но можно предложить ознакомление с ними во внекласнное время для общего развития.