Бомбардировочная авиация. Стратегическая бомбардировочная авиация ввс сша Стратегическая авиация театра военных действий

Бомбардировочная авиация - один из родов Фронтовой Авиации военно-воздушных сил вооружённых сил государства, предназначенный для поражения наземных (надводных), в том числе малоразмерных и подвижных, объектов в тактической и ближайшей оперативной глубине обороны противника с применением ядерных и обычных средств поражения

Назначение бомбардировочной авиации и ее задачи

Назначение бомбардировочной авиации - действия в интересах земных войск в тесном взаимодействии с ними и выполнение самостоятельных боевых задач.

Легкая бомбардировочная авиация нормально включается в состав авиации армейской, фронтовой и главного командования. На нее возлагаются задачи как оперативного, так и тактического значения.

Легкая бомбардировочная авиация используется во взаимодействии с другими видами авиации, самостоятельно и во взаимодействии с наземными войсками над полем боя.

Применяется она для действий по следующим целям:

  • а) скоплениям войск;
  • б) оборонительным сооружениям противника;
  • в) органам управления войсками - штабам и узлам связи;
  • г) базам снабжения;
  • д) эшелонам и железнодорожным и грунтовым путям;
  • е) авиации противника, находящейся на аэродромах.

Кроме того, на легкую бомбардировочную авиацию может быть возложена задача по оказанию противодействия вторжению воздушного противника.

Средняя бомбардировочная авиация по использованию ближе подходит к тяжелой, но иногда может быть использована и над полем боя.

Тяжелая бомбардировочная авиация является средством главного командования и командования фронтом. В основном предназначается для выполнения стратегических и оперативных задач фронтового масштаба и лишь в некоторых случаях может временно привлекаться к выполнению армейских задач.

Тяжелая бомбардировочная авиация, по взглядам буржуазных военных специалистов, может быть использована особенно полно в начальный период войны. Основными ее задачами явятся уничтожение средств противника, дающих ему возможность вести войну, и дезорганизация всей политической и экономической жизни неприятельской страны. Из этих основных задач вытекает необходимость использования тяжелой бомбардировочной авиации на весь возможный радиус ее действий, стремясь охватить весь глубокий тыл противника, с одновременным воздействием на морские и сухопутные пути сообщения, соединяющие его прочими государствами.

Отсюда вероятными объектами действия тяжелой бомбардировочной авиации будут являться:

  • а) крупные военные, административные и политические Центры;
  • б) экономические центры и объекты в главнейших районах добывающей и обрабатывающей промышленности;
  • в) железнодорожный, морокой и воздушный транспорт;
  • г) склады различного рода запасов, преимущественно расположенных в глубоком тылу и являющихся основными источниками питания войск и населения страны;
  • д) укрепленные районы, крепости, морские базы и авиационные центры;
  • е) живые силы, представляющие стратегические резервы.

Применение бомбардировочной авиации в различных условиях обстановки

Стратегическое применение бомбардировочной авиации в интересах фронта и главного командования. При стратегическом применении бомбардировочной авиации задачами ее будут:

  • а) воспрещение перебросок крупных стратегических резервов противника из глубины неприятельской страны к фронту и с одного фронта на другой, с разрушением железнодорожных узлов и участков как прямых, так и обходных, а иногда и морских портов;
  • б) завоевание оперативного господства в воздухе с нанесением удара по авиационным центрам, заводам, базам и аэродромам, находящимся как непосредственно в фронтовой полосе, так и на большой глубине в расположении противника;
  • в) дезорганизация его тыла и уничтожение боевых запасов и других источников питания войск для ослабления сопротивления противника, с нападением на его фронтовые коммуникации и склады запасов, сосредоточенных на них, а также центры связи И управления;
  • г) уничтожение морского флота на его базах и в районах действий как самостоятельно, так и во взаимодействии с морскими силами. «

Оперативное применение бомбардировочной авиации в интересах армии. Бомбардировочная авиация, используемая в интересах армии или ей подчиненная, выполняет задачи:

  • а) по обеспечению превосходства (господства) в воздухе в интересах операции;
  • б) по изоляции на определенный срок войск противника, действующих на фронте армии, от их тыла с тем, чтобы они не могли усилиться резервами, пополнениями и использовать продвигаемые к ним боевые запасы;
  • в) по воздействию на оперативные резервы, выдвигающиеся на фронт армии грунтовыми путями или находящиеся в районах сосредоточения;
  • г) по обеспечению фланга армии, на который выдвигаются мотомехчасти или конница противника;
  • д) по дезорганизации аппарата управления войсками;
  • е) по противодействию высадке морских десантов.

В первом случае объектами действия бомбардировочной авиации будут: авиазаводы, авиационные склады, центры авиационного обучения, аэродромные узлы и отдельные аэродромы, постоянные и полевые, причем на последних уничтожается материальная часть, личный состав, а в исключительных случаях пригодятся в негодность летные поля. Во втором случае - железнодорожные узлы, станции и склады запасов, расположенных на них, а в глубоком тылу и железнодорожные перегоны, причем объем разрушений будет различен в зависимости от стоящих целей (полное или частичное разрушение, определяемое временем, в которое разрушается объект).

При бомбардировании железнодорожных узлов и станций объектами разрушения будут: стрелочные улицы на путях, паровозные депо, водоемные и водоподъемные здания; управление стрелками; подвижной состав на путях. При бомбардировании перегонов разрушения наносятся на протяжении нескольких перегонов и в возможно большем количестве мест на каждом перегоне.

В третьем и четвертом случаях объектами действия бомбардировочной авиации будут пехота со средствами усиления, мотомехчаста и конница как расположенные на месте, так и находящиеся в движении; в пятом случае - радиостанции, узлы железнодорожной и административной связи и отдельные линии ее, крупные войсковые штабы и т. д.; в шестом случае - морской транспортный и боевой флот как в момент приближения к району высадки десанта, так и при высадке.

Использование бомбардировочной авиации во взаимодействии с наземными войсками.

Как показал опыт современных войн, использование бомбардировочной авиации на поле боя во взаимодействии с наземным» войсками дает самые положительные результаты. Поэтому следует считать, что непосредственно над полем боя и в тактическом тылу войск противника будет применяться как легкая, так и средняя бомбардировочная авиация. Не исключена возможность применения на направлениях решающего удара иногда и тяжелой бомбардировочной авиации.

При наступлении на обороняющегося противника на бомбардировочную авиацию следует возлагать:

  • а) воздействие на всю систему обороны противника до вступления в бой наземных войск с целью помешать производству инженерных работ и (произвести частичное разрушение уже законченных работ;
  • б) усиление артиллерийской подготовки наступления путем бомбардирования как переднего края обороны, так и отдельных узлов сопротивления противника;
  • в) бомбардирование обнаруженных резервов противника и его артиллерии и танков;
  • г) нарушение работы тыла и управления;
  • д) воздействие на тыловую полосу обороны противника с теми же целями, что и в первом случае;
  • е) воспрещение подхода резервов противника.

Во встречном бою применение бомбардировочной авиации выразится:

  • а) в нападениях на колонны войск противника, как находящихся во встречном движении, так и выходящих на фланги своих войск;
  • б) в нападениях на войска противника, находящиеся в сосредоточенных порядках (на отдыхе, у переправ и пр.);
  • в) в нападениях на неприятельскую артиллерию на ее огненных позициях и танки на выжидательных позициях;
  • г) в нарушении работы тыла противника.

В оборонительном бою бомбардировочная авиация используется для увеличения мощности артиллерийской контрподготовки и для нападения на войска противника при их подходе к оборонительной полосе. В случае прорыва обороны пехотой и механизированными частями противника бомбардировочная авиация содействует контратакам, ликвидируя прорвавшиеся части. Она может быть использована и для отсекания эшелонов противника, направляемых в образовавшийся прорыв, а также для воздействия на артиллерию противника и авиадесанты, высаживающиеся в тылу.

При преследовании и во время выхода из боя бомбардировочная авиация используется по тем же объектам, как и штурмовая авиация.

Авиационные подразделения бомбардировочной и штурмовой авиации имеют много общего при ведении боевых действий, т.к. объекты ударов для них во многих случаях являются однотипными. Особенности нанесения ударов по этим объектам определяются боевыми свойствами самолетов, глубиной расположения этих объектов от линии фронта.

Исходя из практики применения и летно-технических характеристик образцов вооружения, основным предназначением бомбардировочной авиации является поражение наземных (морских) объектов, преимущественно в оперативной глубине , т. е. на удалении 200 - 300 км от линии фронта в глубину территории противника.

Бомбардировщики могут также привлекаться для ведения воздушной разведки, минирования с воздуха и для выполнения задач по поддержке сухопутных войск в ближайшей оперативной и тактической глубине.

Основными задачами бомбардировочной авиации являются:

· уничтожение ракетно-ядерных средств;

· поражение самолётов (вертолётов) и других объектов на аэродромах (площадках);

· поражение пунктов управления и наземных элементов РУК;

· поражение живой силы и боевой техники(танки, артиллерия, ПВО) противника в оперативной глубине;

· разрушение железнодорожных станций, мостов, переправ и др. объектов;

· поражение воздушных и морских десантов в районах погрузки и высадки.

· Бомбардировщики также могут привлекаться для ведения воздушной разведки.

Исходя из предназначения, основными объектами ударов для бомбардировочной авиации являются:

· аэродромы и самолеты на них

· ракетные установки на позициях, а также подразделения тактических, оперативно-тактических ракет в позиционных районах, на марше и в районах сосредоточения;

· резервы в районах сосредоточения и на марше;

· узлы железнодорожных станций, крупные мосты, переправы, морские и речные порты;

· склады и базы снабжения;

· пункты управления и радиолокационные посты.

Организационно БА (ША) состоит из бомбардировочных и штурмовых авиационных подразделений (эскадрилий), входящих в состав авиационных соединений (авиационных баз). Эскадрилья состоит из 3 звеньев, в звене – 4 самолета.

Основу ударной компоненты авиации ВВС ВС РФ составляют самолеты Су-24МК и Су-25. Бомбардировщики Су-24 и Су-24М с большим успехом применялись во время войны в Афганистане. Первая же операция (апрель-май 1984 г.) с участием этих самолетов стала одной из самых крупных и «громких» в афганской войне. Для штурмовиков Су-25 также боевым испытанием стал Афганистан.

Основной формой боевого применения ударных авиационных подразделений является авиационный удар .



Выполнению любой боевой задачи в каждом боевом вылете присущ свой порядок распределения и применения наличных на данный период времени сил и средств в ударе, т.е. свой способ боевых действий, соответствующий условиям обстановки и потребной степени ущерба поражаемых объектов.

Формы боевого порядка у бомбардировщиков и штурмовиков могут быть разными, но преимущественно это «пеленг», «змейка», «колонна». При действии ночью ударная группа следует в колонне пар на разных эшелонах по высоте в рассредоточенном боевом порядке.

Под боевыми возможностями понимается совокупность количественных и качественных показателей, характеризующих способность подразделений БА (ША) по выполнению определённых боевых задач в установленные сроки и в конкретных условиях обстановки. На вооружении БА находится фронтовой бомбардировщикСу-24МК .

Он предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеорологических условиях днем и ночью в широком диапазоне высот с прицельным поражением наземных и надводных целей в режиме ручного и автоматического управления

Самолет оснащен аппаратурой, позволяющей производить полет с огибанием рельефа местности по высоте 200 метров со скоростью 1300 км/час. Возможность такого полета значительно повышает живучесть самолета в бою. Самолет построен по классической схеме и представляет собой высокоплан с крылом изменяемой геометрии.

Самолет имеет систему дозаправки топливом в воздухе. Конструкция шасси позволяет использовать самолет не только с бетонных ВПП, но и с грунтовых аэродромов. Для уменьшения пробега самолет оснащен тормозным парашютом. Су-24МК имеет современное радиоэлектронное оборудование и средства РЭБ (средства активных помех, системы выброса пассивных помех и тепловых ловушек).



На самолете имеется восемь точек подвески вооружения (четыре крыльевых и четыре подфюзеляжных). С самолета могут применяться управляемые ракеты «воздух-земля» типа Х-29Т, Х-29Л, Х-31А, в том числе самонаводящиеся на РЛС Х-25МП, Х-58, а также неуправляемые ракеты С-5, С-8, С-13, С-24, С-25. Для поражения воздушных целей в целях самообороны подвешиваются ракеты «воздух-воздух» Р-60.

Тип самолёта Су-25ТК Су-24МК
Экипаж, чел
Максимальная скорость, км/ч
Практический потолок, м
Дальность полета, км
Максимальная взлетная масса/ нормальный взлетный вес (масса пустого), кг 19500/16500 39700/19200
Боевой радиус
Пушка, калибр, боекомплект ГШ-30мм, 30 мм/250/3000 ГШ-6-23М, 23 мм/ 500/8000
Число точек подвески
УР «Воздух-воздух» 2 УР (Р-60, Р-60М) УР (Р-60, Р-60М)
УР «Воздух-поверхность» Х-25МЛ, 2хХ-29Л и С-25Л, НАР 6хС-24, 4хС25, 8хБ-8,4 х УБ-32 НУРС, УР типа «Х-25М», ЯБ, АБ 100-500 кг
До 4000

Полковник В. Шилов

С целью оптимизации процессов управления компонентами стратегических наступательных сил (СНС) было принято решение о создании в рамках военно-воздушных сил США командования глобальных ударов (КГУ* ), основными задачами которого (штаб АвБ Барксдейл, штат Луизиана), стали административное управление подчиненными частями, планирование боевого применения воздушного компонента СНС, организация боевой подготовки подразделений и их всестороннего обеспечения. К настоящему моменту в основном завершена передача в административное подчинение КГУ 8 ВА (АвБ Барксдейл, штат Луизиана) БАК ВВС США. При этом из состава 8 ВА предполагалось вывести ряд обеспечивающих авиакрыльев, которые должны быть переподчинены 12 и 9 ВА (АвБ Девис-Монтан штат Аризона, и АвБ Шоу, Южная Каролина соответственно).

Проведение реорганизационных мероприятий позволит командованию 8 ВА сконцентрировать усилия на повышении оперативной и боевой готовности подчиненных частей стратегической бомбардировочной авиации (СБА) прежде всего в ядерном варианте боевого применения.

В последние годы взгляды американского руководства на роль и значение СБА в современной войне и способы ее применения существенно изменились. В соответствии с этими взглядами стратегические бомбардировщики, оставаясь одним из элементов обеспечения ядерного сдерживания, являются важным средством решения задач при ведении боевых действий с применением обычного оружия.

Air Force Global Strike Command
Eighth Air Force
Twentieth Air Force
Организация тяжелого бомбардировочного авиационного крыли

В качестве основных задач для стратегической бомбардировочной авиации определены: нанесение в короткие сроки ударов по объектам в любой точке земного шара, в том числе по критичным по времени и мобильным целям противника, воспрепятствование захвату им (в случае агрессии против другого государства) ключевых объектов инфраструктуры (аэродромов, портов и т. п.) и создание тем самым благоприятных условий для переброски и развертывания в регионе контингентов сил общего назначения, обеспечение их поддержки с воздуха и ведение систематических боевых действий в составе экспедиционных формирований.

Организационно стратегические бомбардировщики, являющиеся компонентом регулярных ВВС, сведены в пять авиакрыльев в составе 8-й (2, 5 и 509 тбакр) и 12-й (7 и 28 тбакр) воздушных армий. В резервных компонентах ВВС имеется одна эскадрилья стратегических бомбардировщиков (СБ). В угрожаемый период или в кризисных ситуациях СБ передаются в оперативное подчинение командующему объединенным стратегическим командованием ВС США или командующим ВВС США в передовых зонах. В боевой состав авиакрыльев входят одна-три эскадрильи по восемь машин В-2А, восемь или 12 В-1В, восемь или 11 В-52Н.

Для обеспечения действий стратегической бомбардировочной авиации из состава командования воздушных перебросок ВВС США и подразделений ВВС национальной гвардии может привлекаться до 300 транспортно-заправочных самолетов.

Самолетный парк стратегической бомбардировочной авиации ВВС США насчитывает 160 самолетов (76 В-52Н, 64 В-1В и 20 В-2А) в боевом составе и резерве. Дополнительно шесть бомбардировщиков привлекаются для проведения испытаний и НИОКР (четыре В-52Н и два В-1В). На складском хранении на авиабазе (АвБ) Девис-Монтан находятся также около 80 самолетов СБА, из которых в боеготовое состояние могут быть приведены только 17 машин (13 В-52Н и четыре В-1В).

Организация тяжелобомбардировочного авиационного крыла. Тяжелобомбардировочное авиационное крыло является основной организационной единицей СБА ВВС США. Оно состоит из штаба, административной и финансовой эскадрилий, оперативной группы, группы технического обслуживания и ремонта, группы аэродромно-технического обеспечения и медицинской группы (см. схему).

Штаб крыла отвечает за всю деятельность крыла, поддержание установленной степени его боеготовности и подготовку к выполнению боевых задач.

Административная эскадрилья отвечает за решение юридических и кадровых вопросов, осуществление контроля уровня профессиональной подготовки личного состава, соблюдение правил эксплуатации оборудования и техники безопасности, а также за проведение различных протокольных мероприятий (церемоний, приемов и т.п.).

Финансовая эскадрилья предназначена для решения вопросов бюджетного планирования и распределения финансовых средств, контроля и анализа денежных расходов, составления финансовых отчетов.

Оперативная группа включает в себя авиационные эскадрильи бомбардировщиков (от одной до трех), учебно-тренировочную авиаэскадрилью и эскадрилью обеспечения полетов. На нее возлагается решение следующих основных задач: планирование боевого применения авиационных эскадрилий, подготовка личного состава к ведению боевых действий в любом районе земного шара, обучение и тренировка экипажей по применению вооружения, отработка вопросов тактической и мобилизационной подготовки. Кроме того, личный состав группы несет ответственность за метеообеспечение, организацию управления воздушным движением, получение и передачу боевым подразделениям разведданных о целях и обстановке в районе выполнения боевой задачи, эксплуатацию тренажеров, компьютерных систем и другого наземного оборудования, использующегося для подготовки личного состава.

Группа технического обслуживания и ремонта предназначена для планирования и организации обеспечения крыла необходимыми средствами и оборудованием, поддержания самолетного парка на требуемом уровне технической готовности, подготовки и обучения технических специалистов крыла, комплектования и обучения команд технического обслуживания и оснащения самолетов боеприпасами. Основными вопросами, решаемыми ее личным составом, являются: техническое обслуживание самолетов, их бортового оборудования, систем вооружения и боеприпасов, учет срока службы техники, определение потребностей в средствах МТО.

Группа аэродрамно-технического обеспечения предназначена для поддержания надежного и бесперебойного функционирования систем связи, распределения и отображения информации, обслуживания и ремонта объектов оборудования авиабазы и военного городка, обеспечения охраны и безопасности самолетов и личного состава, проведения противопожарных и антитеррористических мероприятий, учета и распределения средств МТО, разработки программ закупок требуемых материалов и включения контрактов на их поставку. контроля эффективности распределения материальных средств, создания резервных запасов материалов и имущества, транспортного обеспечения авиакрыла. Кроме того, в сферу ответственности группы входит решение вопросов, связанных с соблюдением требований по экологии в процессе деятельности авиакрыла.

Медицинская группа отвечает за все виды лечебно-профилактического обслуживания военнослужащих и гражданских специалистов крыла и членов их семей. На данную группу возлагается решение следующих основных задач: планирование медицинского обеспечения, медицинское страхование, стационарное и амбулаторное лечение военнослужащих и членов их семей, профилактика заболеваний, медицинская пропаганда, анализ воздействия оружия массового поражения на организм человека, проведение лабораторных исследований, эпидемиологии военной службы, предупреждение профессиональных заболеваний.

Боевой состав стратегической бомбардировочной авиации.

Стратегический бомбардировщик В-52Н "Стратофортресс" , разработанный фирмой "Боинг", принят на вооружение в 1961 году, поставки в войска завершены в конце 1962-го. Всего было произведено 102 самолета В настоящее время на вооружении находятся 76 машин, четыре привлекаются для проведения испытаний и НИОКР, а 13 находятся на складском хранении на АвБ Девис-Монтан

Средний срок эксплуатации более 45 лет, назначенный ресурс составляет 34 800 ч, средний налет на самолет - 18 000-19 000 ч. Расчетный срок эксплуатации самолета до 2030-2044 годов. Бомбардировщик имеет статус "двойного предназначения" и способен действовать как с ядерным, так и с обычным оружием. Перевод в ядерный или неядерный статус носит условный характер и не требует каких-либо доработок либо изменений конструкции узлов подвески боеприпасов. Самолеты В-52Н являются носителями крылатых ракет воздушного базирования (КРВБ) большой дальности (как в ядерном, так и в неядерном оснащении) и при максимальной загрузке могут нести по 20 ракет (восемь на универсальной роторной пусковой установке в бомбоотсеке и 12 на внешней подвеске).

Бомбардировщики В-52Н в настоящее время наиболее приспособлены к ведению боевых действий с применением обычного оружия в интересах сил общего назначения. Для расширения возможностей этих самолетов по применению обычных средств поражения предусматривается их оснащение перспективными системами высокоточного оружия.

Несмотря на большую продолжительность эксплуатации, самолет сохраняет высокие летные качества, имеет значительную дальность полета, способен нести большую бомбовую нагрузку и разнообразное вооружение. Основным его недостатком остаются сравнительно низкие возможности по преодолению ПВО вероятного противника. Бомбардировщик требует значительного наряда сил тактической авиации для подавления наземных средств ПВО, расчистки воздушного пространства и сопровождения. В связи с этим командование ВВС США отводит ему приоритетную роль носителя КРВБ, действующего вне зоны активных средств ПВО. Кроме того, В-52Н планируется использовать для проведения массированных бомбардировок в зонах со слабым противодействием средств ПВО.

Стратегический бомбардировщик В-1В "Лансер", разработанный фирмой "Рокуэлл", принят на вооружение в июле 1985 года, поставки в войска завершены в августе 1988-го. Всего было произведено 100 самолетов. На вооружении имеется 82 машины (52 в боевом составе, 12 в активном резерве, две привлекаются для проведения испытаний и НИОКР, на складском хранении на АвБ Девис-Монтан находятся четыре В-1В. которые могут быть приведены в боеготовое состояние).

Средняя продолжительность эксплуатации этого бомбардировщика составляет около 20 лет, средний налет - около 6 000 ч, ресурс 15 000 ч. Расчетный срок эксплуатации до 2030-х годов. В-1В предназначен для поражения стратегических целей противника с применением как ядерного, так и обычного оружия. Он имеет высокие летные характеристики (сверхзвуковая скорость полета, высокая маневренность, большая масса полезной нагрузки, возможность полета на малой высоте в режиме автоматического огибания рельефа местности) и мощное вооружение, что позволят ему самостоятельно или в составе группы действовать на наиболее важных и защищенных сильной ПВО направлениях.

В-1В рассчитан на подвеску авиационных боеприпасов разного типа (главным образом ядерных). Это обеспечивается наличием на нем трех бомбоотсеков и возможностью подвески подфюзеляжных пилонов (шесть спаренных для КРВБ AGM-129A, шесть спаренных и два одинарных для КРВБ AGM-86B и авиационных бомб). При максимальной комплектации на самолет может быть подвешено: в ядерном варианте - до 24 авиабомб, в обычном - до 84 авиабомб калибра 500 фунтов.

Самолеты В-1В рассматриваются командованием ВВС США в качестве основных бомбардировщиков для действий с обычными средствами поражения, в связи с чем проводятся мероприятия по их переводу в неядерный статус. Однако процедуры переоборудования этих самолетов в неядерный вариант не соответствуют требованиям о приведении узлов подвески пилонов и отсеков для вооружений в состояние, непригодное для несения ядерного оружия (ЯО), что не позволяет удостовериться в невозможности применения самолетами ЯО.

Для повышения эффективности боевого применения В-1В реализуется программа дальнейшей модернизации самолетов с целью расширения комплекта применяемого управляемого авиационного вооружения, а также усовершенствования бортовых систем (ЭВМ, станций РЭБ, прицельно-навигационного оборудования и дооборудование под перспективную оптоэлектронную прицельную систему). После модернизации бомбардировщики В-1В планируется использовать самостоятельно или в составе смешанных авиационных формирований для нанесения ударов как с больших дальностей, так и в зонах действия объектовой системы ПВО противника.

Стратегический бомбардировщик B-2A "Спирит" , разработанный фирмой "Нортроп-Грумман", принят на вооружение в декабре 1993 года. Самолет, выполненный по технологии "стелт", предназначен для скрытного преодоления современных систем ПВО и последующего поражения как ядерным, так и обычным оружием стратегических объектов в глубине территории противника, в первую очередь подвижных комплексов МБР. В настоящее время на вооружении СБА имеется 20 таких машин, из них 16 в боевом составе и четыре в активном резерве. При существующей интенсивности эксплуатации, а также с учетом расчетного ресурса самолетов (около 40 000 ч) стратегические бомбардировщики В-2А могут находиться на вооружении ВВС США до 2030-2040 годов.

В варианте использования бомбардировщика В-2А с обычными средствами поражения на самолет может подвешиваться до 80 управляемых авиабомб калибра 500 фунтов, до 16-2 000 фунтов или восемь - 5 000 фунтов. Планами министерства обороны США пока не предусматривается оснащение бомбардировщиков В-2А КРВБ в ядерном снаряжении, однако в конструкции самолета заложены технические возможности подвески 16 КР на двух роторных пусковых установках в бомбоотсеках.

В ходе модернизации машин В-2А предусматривается замена штатной фазированной антенной решетки (ФАР) с синтезированием апертуры и электронным сканированием по азимуту и механическим по углу места, размещенной вдоль передних кромок консолей крыла, новой активной фазированной антенной решеткой (АФАР) 2-см диапазона длин волн с электронным сканированием луча разработки фирмы "Рейтеон".

Установка такой антенной решетки с перестройкой рабочего диапазона частот на более высокие обусловлена в первую очередь требованиями по повышению помехозащищенности станции от сигналов коммерческих систем спутниковой связи, работающих в близком диапазоне частот. Кроме того, считается, что применение АФАР позволит обеспечить одновременные поиск и сопровождение наземных целей, сканирование воздушного пространства и постановку радиоэлектронных помех, а также увеличить дальность обнаружения наземных целей и повысить разрешающую способность станции. Переоборудование всего парка бомбардировщиков намечено провести в период с 2010 по 2013 год.

Повышение эффективности боевого применения самолетов СБА расценивается американским командованием в качестве одной из приоритетных задач. С учетом перспективных требований и с целью устранения недостатков, выявленных в ходе ведения боевых действий в Югославии, Афганистане и Ираке, в ВВС США выполняется ряд соответствующих программ по модернизации стратегических бомбардировщиков всех типов, находящихся на вооружении. После их завершения состав применяемого оружия должен быть значительно расширен по номенклатуре и количеству.

В рамках реализации концепции "Ведение боевых действий в едином информационном пространстве" планируется существенно повысить скорость получения, обработки и передачи массивов данных целеуказания благодаря увеличению пропускной способности бортовых средств связи. Мероприятия в данной области включают, в частности, оснащение до 2010 года всех самолетов СБА новой аппаратурой высокоскоростной передачи данных "Линк-16", что позволит обрабатывать данные с задержкой не более 3 мин.

Наряду с активной модернизацией находящихся на вооружении бомбардировщиков, которые планируется сохранить в боевом составе до 2030-2040 годов, разрабатываются самолеты нового поколения. Так, ВВС США ведут концептуальные исследования по определению облика ударного самолета переходного типа. Данной машиной предполагается пополнить парк имеющихся бомбардировщиков до развертывания в войсках перспективных ударных систем. Это позволит поддерживать на требуемом уровне боевые возможности стратегической бомбардировочной авиации по мере планового вывода из эксплуатации самолетов В-52Н и В-1В.

Перспективный стратегический бомбардировщик должен иметь: боевой радиус действия, позволяющий наносить авиационные удары с континентальной части США и передовых авиабаз по районам наиболее вероятных военных конфликтов; закупочную стоимость не более 300 млн долларов; сниженные в 2-3 раза по сравнению с В-2А массогабаритные показатели; возможность применять наряду с ядерным оружием наиболее современные образцы высокоточных средств поражения класса "воздух - земля" в неядерном оснащении, в том числе широкую номенклатуру малогабаритных боеприпасов, а также управляемые ракеты класса "воздух - воздух".

Кроме того, с целью наиболее эффективного использования самолетов СБА повышенное внимание уделяется организации учебно-боевой подготовки, основным содержанием которой становится обеспечение постоянной готовности стратегических бомбардировщиков к немедленному применению и повышение эффективности их использования с обычным оружием, в том числе с передовых аэродромов базирования. Подготовка летных экипажей осуществляется комплексно и характеризуется большой насыщенностью различными но характеру, масштабам и задачам оперативными мероприятиями. Средний налег на экипаж около 210 ч в год. Укомплектованность летным составом находится на уровне до 1,5 экипажа на каждый боеготовый В-1В и В-52Н. а для бомбардировщиков В-2А с целью обеспечения возможности ведения полетов большой продолжительности с высокой интенсивностью планируется иметь до двух экипажей на самолет.

Дислокация стратегической бомбардировочной авиации. В обычных условиях мирного времени СБА дислоцируется на пяти основных авиабазах континентальной части США: Майнот (штат Северная Дакота) - 22 В-52Н, Элсворт (Южная Дакота) - 24 В-1В, Уайтмен (Миссури) - 16 В-2А Дайс (Техас)- 12 В-1В и Барксдейл (Луизиана) - 41 В-52Н.

В ходе отработки задач в зонах Тихого и Индийского океанов и европейской зоне для временного базирования может использоваться до 16 аэродромов.

Рассредоточение дежурных сил при их наращивании в условиях обострения международной обстановки может осуществляться на 35 аэродромах. При необходимости в качестве запасных предусматривается дополнительно задействовать до 50 таких объектов на континентальной части США и на территории Канады. После выполнения стратегическими бомбардировщиками боевого задания не исключается возможность их посадки на аэродромах, расположенных в Азии и Африке.

Боевая готовность, боевое дежурство СБА. В соответствии с действующими в американских ВВС нормативами в боеготовом состоянии поддерживается около 75 % боевого состава бомбардировщиков. Это обеспечивается их относительно высокой технической надежностью, развитой ремонтно-восстановительной базой, высокой укомплектованностью авиационных крыльев летным составом и наличием при авиачастях самолетов активного резерва (по нормативам около 20 % боевого состава). Последние поддерживаются в исправном состоянии и предназначены для замены штатных самолетов в случае их утраты (катастрофы, аварии, потери начального периода боевых действий) или на время проведения длительных ремонтных либо регламентных работ. Для подготовки одного самолета активного резерва к боевому вылету требуется 14-16 ч.

Круглосуточное боевое дежурство стратегических бомбардировщиков на аэродромах в обычных условиях мирного времени с октября 1991 года отменено, но в угрожаемый период может быть возобновлено в течение суток. Состав дежурных сил СНА определяется военно-политическим руководством страны и с введением в ВС США повышенных степеней готовности может быть доведен до 100 %

Боевое дежурство может осуществляться по шести-семи маршрутам. При этом бомбардировщики в составе пар следуют до районов патрулирования, где расходятся и выполняют полет в течение 2-5 ч по индивидуальным маршрутам. Затем они парами возвращаются на авиабазу вылета. Продолжительность полета 12- 24 ч с одной-тремя дозаправками в воздухе, которые обеспечиваются транспортно-заправочными самолетами, действующими с авиабаз в Канаде, на Аляске, в Исландии и Гренландии.

В 2009 году принято решение о выделении одной эскадрильи В-52Н на ротационной основе для выполнения исключительно ядерных задач. В соответствии с планами в продолжение одного года ядерные задачи выполняют 23 и 69 тбаэ 5 тбакр (поочередно в течение шести месяцев каждая), в продолжение следующего года - 20 и 96 тбаэ 2 тбакр (также в течение шести месяцев каждая).

Организация дозаправки топливом в воздухе. Успешное выполнение боевых задач самолетами СБА во многом зависит от организации дозаправки топливом бомбардировщиков на маршрутах их полетов. В условиях мирного времени в интересах обеспечения деятельности стратегической бомбардировочной авиации выделяется свыше 40 % общего налета самолетов-заправщиков. Для обеспечения действий самолетов СБА из состава командования воздушных перебросок ВВС США и подразделений ВВС национальной гвардии может привлекаться свыше 300 самолетов-заправщиков.

Организация дозаправки стратегических бомбардировщиков в ходе массированного вылета осуществляется штабом ОСК совместно со штабами БАК. КВП и командований резервных компонентов. В остальных случаях порядок проведения дозаправки определяется штабом авиакрыла исходя из характера выполняемой задачи, требований безопасности и указаний вышестоящих штабов.

Первая дозаправка бомбардировщиков в воздухе осуществляется, как правило, через 3 ч после взлета, вторая - через 4 -6 ч после первой. При длительных полетах бомбардировщики могут дозаправляться на маршруте 5-6 раз. В зависимости от количества передаваемого топлива определяется наряд транспортно-заправочных самолетов на один бомбардировщик (один-два КС-135 на один СБ или один КС-10 на один-четыре СБ).

Дозаправка топливом в воздухе производится, как правило, на высотах от 7 000 м и выше при скоростях полета 600-700 км/ч. Средняя продолжительность дозаправки В-52Н составляет 25-30 мин, протяженность маршрута - 300-400 км. Ответственность за проведение дозаправки возлагается на командира ТЗС. Транспортно-заправочные самолеты могут следовать в боевых порядках бомбардировщиков (дозаправка методом сопровождения) или ожидать их в специально обусловленных зонах (дозаправка методом встречи на маршруте).

Боевое управление стратегической авиацией организуется с использованием спутниковых и коротковолновых систем связи. Основой системы боевого управления стратегической авиацией являются система спутниковой связи (ССС) ВВС США "Афсатком", глобальная коротковолновая система связи (ГКСС) ВВС США и система связи ОСК.

ССС "Афсатком" предназначена для обеспечения деятельности высших органов управления ВС США, стратегических наступательных сил, в первую очередь стратегической авиации, КП авиационных и ракетных частей Она обеспечивает сбор данных о состоянии стратегических сил в интересах штаба ОСК, а также автоматическую передачу боевых приказов и распоряжений. Система "Афсатком" не имеет собственных спутников связи. В ней используются УВЧ-ретрансляторы, установленные на борту ИСЗ передачи данных типа "Сдс", а также спутников связи с различными орбитальными характеристиками, что повышает живучесть системы и обеспечивает глобальный охват, в том числе при использовании сил и средств ОСК в полярных районах. Наземные стационарные комплексы ССС "Афсатком" развернуты на командных пунктах всех штабов частей ОСК и при органах управления ВВС.

Бортовыми приемопередающими станциями спутниковой связи оборудованы самолеты стратегической авиации (бомбардировщики, ТЗС и разведывательные самолеты RC-135). воздушные командные пункты, самолеты-ретрансляторы системы "Такамо", а также самолеты ДРЛО и управления системы AWACS.

Наряду со стационарными и самолетными могут развертываться мобильные станции и узлы связи для обеспечения оперативных мероприятий и учений ВС (ВВС) и ОСК ВС США.

На базе ССС "Афсатком" создана и используется буквопечатающая радиосеть ОСК ВС США. Радиосеть включает в себя несколько подсетей, для формирования которых используются различные каналы ИСЗ. Сообщения в подсетях авиационных крыльев передаются, как правило, в формализованном виде. В ходе повседневной учебно-боевой деятельности в каналах радиосети транслируются распоряжения КНШ и основного центра глобальных операций ОСК, доклады экипажей бомбардировочной и заправочной авиации, формализованные кодированные сигналы управления, различные проверки связи, а также другая информация служебного характера. При проведении частных учений и специальных операций привлекающимся к ним силам и средствам выделяются отдельные (резервные) каналы "Афсатком". Для некоторых учебно-боевых мероприятий разработаны особые формы доклада, которые используются стратегической авиацией со специальными адресными группами.

ГКСС ВВС США, модернизированная по программе, введена в полномасштабное оперативное использование в 2003 году. В ходе модернизации осуществлены: объединение в единую сеть средств наземных узлов систем КВ-связи, замена на них устаревшего оборудования унифицированными приемопередающими комплектами фирмы "Рокуэлл", обеспечивающими автоматизацию процессов установления и поддержания каналов связи, а также установку дополнительных комплектов. Основой новой системы являются 12 наземных узлов связи (УС) ГКСС ВВС США, а также по одному узлу из состава системы "Мистик стар" и КВ-связи ВМС. Пять из этих УС находятся на континентальной части США и девять за ее пределами.

Функционирование системы базируется на принципе организации связи и управления с единого главного УС (АвБ Андрюс, штат Мэриленд) с использованием других наземных станций в качестве дистанционно или локально управляемых ретрансляторов. В то же время соединение всех УС между собой линиями различного рода связи и использование единых программно-аппаратных средств обеспечивают достаточную гибкость при децентрализованном управлении сетью, при этом любой УС может выполнять функции главной станции сети. ГКСС сопряжена с коротковолновыми коммутационными узлами объединенной системы связи министерства обороны США.

Терминалы этой системы установлены на всех самолетах стратегической авиации ВВС США. Глобальная КВ-система связи ВВС используется для доведения до частей и подразделений американских ВС в глобальном масштабе сообщений по действиям в чрезвычайной обстановке.

В целом порядок и содержание передаваемой информации аналогичны принятым в ССС "Афсатком". В ходе межбазовых перелетов в передовые зоны, а также при полетах стратегической авиации с выходом за пределы Североамериканского континента по системе передаются данные полетного задания (авиабаза, время вылета и посадки, ход выполнения задания, метеообстановка на маршруте). Кроме того, для связи экипажей с пунктами управления используются телефонные каналы системы связи ДСН.

Таким образом, американское военное руководство по-прежнему рассматривает стратегическую бомбардировочную авиацию в качестве одного из важнейших инструментов стратегического сдерживания, а также эффективного средства решения задач в ходе вооруженных конфликтов. Об этом свидетельствует активное задействование для базирования стратегических бомбардировщиков ряда крупных передовых авиабаз на территориях других стран, а также продолжающаяся программа по оснащению стратегических бомбардировщиков перспективными системами вооружения, связи и БРЭО.


Россия стала родиной самолётов-бомбардировщиков благодаря конструктору Игорю Сикорскому, который в 1913 году создал первый самолёт этого типа. В СССР также был создан и самый массовый в мире бомбардировщик. А 20 января 1952 года свой первый полёт совершил первый межконтинентальный реактивный бомбардировщик М-4, созданный В.М. Мясищевым. Сегодня обзор самолётов-бомбардировщиков, созданных отечественными конструкторами.

Илья Муромец – первый в мире бомбардировщик


Первый в мире бомбардировщик был создан в России в 1913 году Игорем Сикорским и получил название в честь былинного богатыря. «Илья Муромец» - так назывались различные модификации этого самолёта, которые выпускались в России с 1913 по 1917 годы. Основные детали самолёта были деревянными. Нижнее и верхнее крылья собирались из отдельных частей и соединялись по разъёмам. Размах крыла первого бомбардировщика составлял 32 метра. Поскольку в те годы в России авиамоторы не производились, то на «Илье Муромце» были установлены моторы «Argus» немецкого производства. Отечественный мотор Р-БВ3 на бомбардировщик поставили в 1915 году.


«Илья Муромец» был 4-моторным, и даже остановка двух моторов не могла заставить самолёт сесть. Во время полёта по крыльям самолёта могли ходить люди, и это не влияло на равновесие самолёта. Выход на крыло во время испытаний самолёта совершил сам Сикорский, чтобы убедиться, что в случае необходимости лётчик может производить ремонт двигателя прямо в воздухе.


В конце декабря 1914 года император Николай II утвердил постановление Военного совета о создании «Эскадры воздушных кораблей», ставшей первым в мире соединением бомбардировщиков. На первое боевое задание самолёты российской эскадры вылетели 27 февраля 1915. Первый вылет оказался безрезультатным, поскольку лётчики заблудились и не нашли цели. На следующий день задание было выполнено успешно: лётчики сбросили 5 бомб на железнодорожную станцию, и упали бомбы прямо среди подвижного состава. Результат налёта бомбардировщиков удалось запечатлеть на фото. Кроме бомб на вооружении бомбардировщика «Илья Муромец» был установлен пулемёт.


Всего в годы Первой мировой русские бомбардировщики совершили 400 боевых вылетов, сбросив 65 тонн бомб и уничтожив 12 вражеских истребителей. Боевые потери составили только один самолёт.

ТБ-1 - первый в мире тяжёлый бомбардировщик

В начале 1920-х среди советских самолётостроителей разгорелась дискуссия о том, из чего строить самолёты. Большинство придерживалось мнения, что советские самолёты должны быть деревянными, то были и те, кто настаивал, что СССР должен создавать цельнометаллические самолёты. Среди последних был и молодой инженер Андрей Николаевич Туполев, который смог настоять на своём мнении.


ТБ-1, который после долгих испытаний и доработок в 1931 году всё же сошёл с конвейера, стал первым отечественным бомбардировщиком-монопланом, первым отечественным цельнометаллическим бомбардировщиком и первым бомбардировщиком советской конструкции, поступившим в серийное производство. Именно с ТБ-1 в СССР началось становление стратегической авиации. Эти машины бороздили небо более двух десятилетий.

Именно на ТБ-1 было опробовало множество инноваций, которые впоследствии использовались в авиации, в частности система "автопилот", системы радиоуправления, системы катапультирования и проч. Самолёт мог нести 1030 кг бомбовой нагрузки и стрелковое вооружение (три спаренных установки). Экипаж самолёта – 5-6 человек.


На ТБ-1 и его модификациях было установлено несколько мировых авиарекордов. Так, именно на этом бомбардировщике был совершён первый в истории перелет на самолёте из СССР в США. В 1934 году на ТБ-1 летчик А.В. Ляпидевский спасал челюскинцев и вывез из лагеря всех женщин и детей. Бомбардировщики ТБ-1 состояли на вооружении в СССР до 1936 года, а некоторые – до начала Великой Отечественной.

Пе-2 - самый массовый бомбардировщик



В 1938 знаменитая туполевская «шаражка» начала разработку пикирующего бомбардировщика Пе-2, который стал впоследствии самым массовым советским бомбардировщиком периода Великой Отечественной войны.

Пе-2 был очень компактен и имел цельнометаллическую конструкцию хорошей аэродинамической формы. На бомбардировщике было установлено 2 двигателя М-105Р жидкостного охлаждения по 1100 л.с., которые позволяли самолёту развивать скорость до 540 км\ч (только на 30 км/ч меньше, чем у истребителя Ме-109Е, стоявшего на вооружении у фашистской армии).


В 1940 году были выпущены 2 серийных бомбардировщика, а в начале 1941 года с конвейера сошло уже 258 бомбардировщиков Пе-2. 1 мая 1941 года новый бомбардировщик, который получил 95-й авиаполк полковника Пестова, пролетел во время парада над Красной площадью. Пе-2 приняли участие в боевых действиях буквально в первые дни войны. К 1943 году бомбардировщики Пе-2 занимали первое место по количеству в бомбардировочной авиации. Благодаря высокой точности бомбометания они были весьма эффективным оружием. Известен факт, когда летчики 3-го бомбардировочного авиакорпуса 16 июля 1943 года на своих 115 самолетах уничтожили 229 автомашин, 55 танков, 12 пулеметных и минометных точек, 11 зенитных и 3 полевых орудия, 7 складов горючего и боеприпасов.


И хотя в 1944 году на фронт начали поступать Ту-2, которые по основным параметрам превосходили Пе-2, «пешка» до конца войны оставалась основным советским бомбардировщиком и вместе с стала легендой советской авиации.


В начале 1945 года на дальневосточных аэродромах СССР случайно оказались 4 американских самолёта B-29, которые участвовали в бомбардировке Японии и оккупированных ею территорий. Когда Компартия и Советское правительство дали конструкторам задание создать современный дальний бомбардировщик, профессор МАИ и авиаконструктор Владимир Мясищев предложил скопировать американские бомбардировщики, но установить на новый самолёт отечественные двигатели АШ-72, а американские пулемёты заменить на пушки Б-20.


Ту-4, лётные испытания которого состоялись уже в 1947 году, - цельнометаллический свободнонесущий моноплан. Длина бомбардировщика составляла 30,8 метров, а размах крыла – 43,05 метров. Четыре мотора АШ-73ТК мощностью 2400 л. с. позволили самолёту разогнаться до скорости 558 км/ч на высоте 10 км. Максимальная бомбовая нагрузка - 8 тонн. Эффективность самолёта удалось повысить благодаря использованию автоматики. Например, бортовой локатор с автопилотом позволили находить цели и поражать их даже в ночное время.


Ту-4 стал первым советским носителем ядерного оружия, когда в 1951 году в СССР был сформирован бомбардировочный полк, вооружённый атомными бомбами. В 1956 году во время венгерских событий полк совершил вылет на бомбардировку Будапешта, который в последний момент был прерван приказом советского командования.

Всего было построено 847 самолётов, 25 из которых передали Китаю.


В конце 1940-х с появлением ядерного оружия появилась необходимость в средствах его доставки. Необходимы были бомбардировщики, которые превосходили существующие по техническим характеристикам примерно в 2 раза. Первыми к разработке концепции такого самолёта приступили американцы. Так появились В-60 и В-52, которые поднялись в воздух весной 1953 года. В СССР работы над бомбардировщиком такого класса развернулись с существенным опозданием. Сталин поручил разработку самолета профессору МАИ В.Мясищеву, который подал в правительство научно обоснованное предложение о создании стратегического самолета с дальностью полета 11000 – 12000 км, но при этом были установлены очень жёсткие сроки реализации проекта. К декабрю 1952 года опытный экземпляр самолёта был построен, а в январе 1953 года бомбардировщик М-4 - восьмиместный свободнонесущий цельнометаллический среднеплан, оснащенный 4-мя двигателями и убираемым шасси велосипедного типа, - совершил свой первый полёт.


В результате изменений и доработок был создан самолёт, дальность полёта которого в сравнении с более ранними моделями увеличилась на 40% и превышала 15 тыс. км. Продолжительность полёта с одной дозаправкой составляла 20 часов, что дало возможность использовать М-4 в качестве межконтинентального стратегического бомбардировщика. Ещё одна инновация – новый бомбардировщик мог применяться как дальний морской торпедоносец.

Тактикой использования М-4 предусматривались полёты этих самолётов строем в составе эскадрильи или полка на высоте 8-11 км. Подходя к цели, самолёты нарушали строй и каждый бомбардировщик выполнял атаку на свой объект. Благодаря системе пушечного вооружения бомбардировщик мог эффективно противостоять самолетам-перехватчикам. Самолёты официально сняты с вооружения в 1994 году.


Проектирование бомбардировщика Ил-28 начиналось с хвоста. Дело в том, что создание этого самолёта стало возможным благодаря запуску в серийное производство надежного английского ТРД с центробежным компрессором «Нин», в котором была использована оборонительная подвижная установка, которая и определила основные компоновочные особенности Ил-28.


Главным преимуществом самолёта оказался тот факт, что Ил-28 был устойчив на всём диапазоне скоростей. Он легко выполнял любые маневры, необходимые для бомбардировщиков, выполнял виражи с креном до 80 градусов. При боевом развороте набор высоты достигал 2 км.


Ил-28 выпускался по лицензии в КНР под названием H-5. Самолёт широко эксплуатировался в более чем 20 странах. Всего было выпущено около 6 тыс. единиц.

Су-34 - бомбардировщик поколения 4+


Российским бомбардировщиком поколения 4+ стал бомбардировщик Су-34, предназначенный для нанесения высокоточных ударов по надводным и сухопутным целям в любое время суток. Его проектирование закончилось в начале 1990-х годов.


Некоторые элементы Су-34 выполнены с использованием технологии Stealth. Так, в самолёте уменьшена степень отражения излучения РЛС противника при неизменно хорошей аэродинамике. Радиопоглощающие материалы и покрытия сделали Су-34 менее заметным на экранах РЛС, чем такие самолёты, как Су-24, F-111 и F-15E. Ещё один элемент боевой живучести Су-34 - наличие у штурмана-оператора второго управления.


Фронтовые бомбардировщики Су-34, по оценкам специалистов, во много раз превосходят предшественников. Самолёт, боевой радиус которого превосходит 1000 км, может нести на борту 12 тонн различного вооружения. Точность бомбометания составляет 5-7 метров. И эксперты утверждают, что свой ресурс Су-34 ещё не расходовал.


Бомбардировщик Ту-95 был первым советским межконтинентальным бомбардировщиком и последним самолётом, созданным по заданию Сталина. Первый вылет прототипа Ту-95, созданного в ОКБ-156 под руководством А.Н. Туполева, состоялся 12 ноября 1952 года, а серийное производство было начато в 1955 году и продолжается и сегодня.
мировой рекорд беспосадочного полёта для самолётов этого класса – бомбардировщики пролетели за 43 часа около 30 тыс. км над тремя океанами, совершив 4 дозаправки в воздухе. А в феврале 2013 года два стратегических бомбардировщика Ту-95 «Медведь» с крылатыми ракетами с ядерными боеголовками на борту совершили облёт западно-тихоокеанского острова Гуам за несколько часов до обращения к нации американского президента Барака Обамы. Газета «Washington Free Beacon» назвала этот факт «знаком растущей самоуверенной стратегической напористости Москвы по отношению к США ».

Стоит отметить, что значимый след в истории авиации оставили и бомбардировщики, созданные в Великобритании, США, Италии, Польше, Японии и других странах. Ранее мы публиковали обзор о времён Второй мировой войны.