Валентина Гербова - Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа

Дата: ______________20___ годТехнологическая карта организационной учебной деятельностиОбразовательные области: КоммуникацияРазделы: Развитие речиТема: Звук [и]. Игрушки. ИгрыБилингвальный компонент: день рождения-туған күнЦель: обобщить и систематизировать знания детей об играх и игрушках;активировать и актуализировать словарь по теме;познакомить со звуком [и], закрепить понятие «гласный звук»;закрепить умение определять наличие и место звука [и] в слове;упражнять в звуко-слоговом анализе слов, постановке ударения, составлении предложений с заданным словом по схеме;учить образовывать существительные, обозначающие лица по их занятиям (женский и мужской род), множественное число существительных в именительном падеже;учить подбирать однокоренные слова, понимать разные сравнения в загадках;развивать связную речь, фонематический слух, внимание, воображение, мелкую моторику;воспитывать навыки сотрудничества, бережное отношение к игрушкам;Материал к занятию: азбука – тетрадь.карандаши.
Этапы деятельности Действия воспитателя Действия детей
Мотивационно- побудительный Ход занятия
Ребята, а вы любите ходить в гости? Вот сегодня мы отправимся гости к... догадайтесь:
Сер, да не волк,
Длинноух, да не зайчик,
С копытами, да не лошадка.
(Ослик) Слушают с интересом, отгадывают загадки.
Организационно- поисковый Беседа по загадке, что общего. С какими животными сравнивай ослика? (С волком) Какой ударный звук в этом слове? [о] Давай пропоем eго (о-о-о-о-о-о). Еще с кем? (С лошадкой) В этом слове какой ударный, пропой (а-а-а-а-а-а). И еще с зайчиком. Каким? (Длинноухим) Какой ударный? [у] Пропойте его (у-у-у-у-у).
1. Выделение нового звука. Сообщение темы занятия.
А знаете, как зовут ослика? (Если нет, то сказать - Иа.) Почему его так назвали? (Потому что ослик кричит: «И-a, и-a, и-a».) Какой первый звук в слове Иа? [и] Сегодня мы будем произносить много слов со звуком [и] и узнаем букву: и. Иа нас пригласил на день рождения. Билингвальный компонент: день рождения - туған күн Он сегодня...(именинник). Посчитай! сколько звуков [и] слышится и произносится в слове именинник?
Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам! Артикуляционная гимнастика. Посмотрите, при произношении звука [и] ваш рот улыбается, губы раздвигаются, язык опускается за нижние зубы. Произнесите звук [и] протяжно, долго, спойте его. Вы догадались, какой это звук? (Гласный). Каким кружочком обозначим звук [и]? (Красным кружочком)
Распознавание звука. А что принято дарить именинникам? (Подарки). Давайте возьмем подарки для ослика Иа. Выберите те предметы, в названии которых есть звук [и] (мишка, пирамидка, мячик).
1. Бабушка ослика приготовила нам угощение, угадайте, какое?
Из сада принесла спелые…(виноград, сливы, персики). Из фруктов сварила густой... (кисель). Из муки испекла...(пирог с изюмом). Наклейте на стол угощения.
В гости к ослику пожаловали кто? Животные, в названии которых есть звук [и] (ответы детей). И в подарок принесли торт и стихотворение. Ослик очень обрадовался.
Как я счастлив!
Как я горд!
Мне на день рождения Подарили вкусный торт И стихотворение.
- С днем рождения, Ослик!
«Будь здоров. Расти большой!» - Написали кремом,
Тебя любим всей душой Абсолютно все мы!
Выразительное чтение хором.
2. Подбор родственных слов. Что можно делать с игрушками? (Играть) Эта машинка (игрушечная). У нас есть много... (игрушек). Сейчас я приглашу вас на (игру). Со мной вы будете... (играть). Слова игра, играть, игрушки, игрушечная называются родственными. Это семья слов.
3. Ослик Иа любит играть в игры на столе, как они будут называться... игры какие? (Настольные игры) Какие настольные игры вы знаете? (Ответы детей)
Шахматы - шахматист - шахматистка.
Как называется доска для игры в шахматы? (Шахматная)
Физминутка.
Танцевальные движения под музыку.
4. Работа над предложением (словосочетанием). Ослик любит смотреть по телевизору игры на спортивном канале, какие игры? (Спортивные) Составьте предложения с этими словами.
5.Развитие связной речи (зайчик испугался лисичку). Покажи стрелочками и расскажи, что было сначала, что потом. Почему испугался зайчик.
Выполнение упражнений по развитию мелкой моторики. Отвечают на вопросы
Рассуждают.
Произносят слова на каз. языке.
Делают артикуляционную гимнастику.
Отвечают на вопросы.
Размышляют.
Отвечают на вопросы, наклеивают стикеры.
Слушают стихотворение.
Читают хором.
Слушают.
Рассуждают.
Выполняют движения.
Отвечают на вопросы.
Работа в тетради.
Рефлексивно- корригирующий Итог. Скажем спасибо Ослику Иа за гостеприимство. С каким новым звуком мы познакомились, будучи у него в гостях? Что вы хотите сказать на прощание? Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.
Ожидаемый результатЗнать: гласные звуки (а),(о),(у),(и).Иметь: фонематический слух, внимание,мелкую моторику.воображение.Уметь: читать по слогам, ставить ударение,делать звуко-буквенный анализ слова.

>>Литература 2 класс >> Литература: А. Плещеев. «Осень наступила...»

А. ПЛЕЩЕЕВ «ОСЕНЬ НАСТУПИЛА…»

Цели: работать над выразительностью речи учащихся; учить находить и объяснять слова, словосочетания.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы, целей.

2. Беседа о жизни и творчестве А. Плещеева.


1) Учитель кратко знакомит учащихся с творчеством А. Плещеева.

Многогранное творчество Плещеева – яркое, живое, насыщенное духовным содержанием. Автор стихов, ставших песнями, переводчик, драматург, тонкий филигранщик русской художественной речи, блестящий публицист. Вышедшее в свет историко-литературное исследование «Жизнь и творчество А. Н. Плещеева» позволяет восстановить истинное значение этой неординарной личности в литературной и общественной жизни России XIX века.

Стихи Плещеева всегда отражали его мировоззрение, которое со временем претерпело эволюцию, – от увлечения идеями утопизма к пониманию сложных социальных проблем. Среди его ранних стихов особенно популярной стала «Марсельеза»:

Вперед! без страха и сомненья
На подвиг доблестный, друзья!
Зарю святого искупленья
Уж в небесах завидел я!

Поэзия Плещеева необычайно музыкальна. Его образные, напевные и мелодичные стихи вдохновили на создание замечательных романсов многих русских композиторов – Чайковского, Кюи, Мусоргского, Гречанинова, Рахманинова, братьев Рубинштейн. Многие из них стали настоящими шедеврами вокальной лирики – «О, если б знали вы», «Ни слова, о друг мой», «Нам звезды кроткие сияли», «Выйдем на берег, там волны». Особое место заняли стихотворения, посвященные детям: четырнадцать из «Шестнадцати песен для детей» созданы П. И. Чайковским на стихи Плещеева.

2) Чтение стихотворения учителем.

Осень

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

– Какие чувства вызывает это стихотворение? Почему?
– Найдите подтверждение своим словам в стихотворении.

Физкультминутка

3) Словарная работа.

Озимь – зерновые, которые высаживаются на полях в зиму (осенью).

4) Работа над выразительным чтением.

IV. Итог урока.

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения «Осень наступила…» (по желанию можно выучить наизусть).

Литературное чтение. 1-2 классы: поурочные планы по программе "Школа России". Издательство "Учитель", 2011. Содержание - Н.В. Лободина, С.В. Савинова и др.

Конспект непосредственно образовательной деятельности второй младшей группы.

Тема: Чтение стихотворений А. Плещеева «Осень наступила», А. Блока «Зайчик». Усвоение песенных навыков.

Цели: приобщать к поэзии; развивать поэтический слух, умение заучивать стихотворение; формировать навыки пения без напряжения и повышения голоса, крика; учить правильно передавать мелодию песни, сохранять интонацию при исполнении.

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольников: проявляет интерес к участию в совместных подвижных играх, с интересом слушает новые стихотворения (А. Плещеев «Осень», А. Блок «Зайчик»), участвует в обсуждении содержания стихов, отвечает на вопросы по содержанию текста стихотворения, проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения («Осенью» (укр. нар. мелодия, обр. Н. Метлова, сл. И. Плакиды)), исполняет их.

Материалы и оборудование: тексты стихотворений: А. Плещеева «Осень», А. Блока «Зайчик»; картины, иллюстрирующие пасмурную осень, игрушка зайчик. Репертуар – «Осень» (укр. нар. мелодия, обр. Н. Метлова, сл. И. Плакиды).

1.Организационный момент.

Воспитатель уточняет у детей, какое сейчас время года, предлагает рассмотреть картины, иллюстрирующие пасмурную, унылую осень, предлагает послушать, как это время года описано поэтом в стихотворении.

2.Чтение стихотворений.

Осень наступила.

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели

В тёплые края.

А. Плещеев

Воспитатель:

О каком времени года говорится в стихотворении?

Какая осенью травка?

Как выглядят кусты?

Можно ли увидеть зелёную травку осенью?

Какое небо осенью?

Бывает ли осенью яркое солнце?

Откуда взялся ручей?

Куда и почему птицы улетают осенью?

Воспитатель:

Осень – грустное время года, и многие животные скучают по лету. И заяц тоже, сегодня он пришёл к нам в гости. Посмотрите, какой он печальный (ставит на стол игрушку зайчика). Хотите узнать почему? Давайте послушаем стихотворение.

Маленькому зайчику

На сырой ложбинке

Прежде глазки тешили

Белые цветочки…

Осенью расплакались

Тонкие былинки,

Лапки наступают

На жёлтые листочки.

Хмурая, дождливая

Наступила осень,

Всю капусту сняли,

Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает

Возле мокрых сосен,

Страшно в лапы волку

Серому попасть…

Думает о лете,

Прижимает уши,

На небо косится –

Неба не видать…

Только б потеплее,

Только бы посуше…

Очень неприятно

По воде ступать!

Воспитатель:

Почему же наш зайчик такой грустный?

Какое время года наступило?

Нравится ли осень зайчику и почему?

Жалко вам маленького зайчишку? Почему?

(Воспитатель повторно читает стихотворение, помогает детям его запомнить).

3.Исполнение песни.

Дети прослушивают песню «Осенью» (укр. нар. мелодия, обр. Н. Метлова, сл. И. Плакиды) в исполнении воспитателя.

А сейчас, ребята, я вам предлагаю исполнить эту песню вместе со мной.

4.Рефлексия.

Какие стихи мы прочитали?

О чём эти стихи?

Какую песню мы исполнили?

МДОУ ДС №1 «Ромашка»

г. Буденновск Ставропольский край

Конспект занятия

для второй младшей группы

Тема: Заучивание стихотворения А.Плещеева «Осень»

Подготовила: Воспитатель

Шевлягина Юлия Ивановна.

г.Буденновск

Цель: обобщить знания об осени, заучить стихотворение А.Плещеева «Осень наступила».

Задачи:

Образовательные : расширить знания детей об осени, ее основных приметах и признаках, заучить стихотворение А.Плещеева «Осень наступила».

Учить отвечать на вопросы воспитателя.

Развивающие: развивать внимание, память, сообразительность, активность.

Воспитательные : учить внимательно слушать литературные произведения.

Оборудование: текст стихотворения А Плещеева « Осень».

Словарная работа : уныло, голые, кроет, воет, моросит.

Материалы и оборудование : картины, иллюстрирующие пасмурную осень.

Предварительная работа : Беседы об осени, экскурсия в парк, заучивание стихотворений об осени.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Воспитатель уточняет у детей, какое сейчас время года, предлагает рассмотреть картины, иллюстрирующие пасмурную, унылую осень, предлагает послушать, как это время года описано поэтом в стихотворении.

2. Основная часть. Чтение стихотворения .

Воспитатель . Сегодня мы с вами познакомимся с новым стихотворением, которое написал известный русский поэт, Плещеев называется оно «Осень».

Воспитатель . Ребята, а кто такой поэт? (человек, который пишет стихи)

Воспитатель . Послушайте стихотворение «Осень».

ОСЕНЬ

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края . А.Плещеев

3.Анализ стихотворения.

Вопросы:

- О каком времени года говорится в стихотворении?

- Какая осенью травка?

- Как выглядят кусты?

- Можно ли увидеть зеленую травку осенью?

- Какое небо осенью?

- Бывает ли осенью яркое солнце?

- Откуда взялся ручей?

- Куда и почему птицы улетают осенью?

4.Физминутка . «Падают, падают листья».

Падают, падают листья, Дети выполняют упражнение

В нашем саду листопад. для пальчиков Дождик.

Желтые, красные листья Кружатся с поднятыми

В воздухе вьются, летят. руками.

Птицы на юг улетают – Выполняют упражнение для

Гуси, грачи, журавли. пальчиков Птичка.

Вот уж последняя стая Бегают по кругу на носочках,

Крыльями машет вдали. помахивая, отведенными в

стороны, руками, словно крыльями.

Т. Волгина.

5 .Воспитатель . Сейчас мы с вами будем заучивать стихотворение наизусть, но сначала надо подготовить наш язычок, чтобы он помогал нам чётко произносить слова.

Ли-ли-ли листья падают вдали.

До-до-до дождь идёт уже давно.

Ру-ру-ру по ветру давно иду.

Чистоговорки произносим по три раза сначала медленно, а потом как можно быстрее.

Воспитатель . А теперь я ещё раз прочитаю стихотворение, вы его внимательно слушаете и запоминаете, потом попробуете рассказать сами.(чтение воспитателя)

Кто запомнил и сможет рассказать стихотворение, помните, что рассказывать надо спокойным и грустным голосом. Чтение стихотворения детьми (2-3 ребёнка).

6.Дидактическая игра «Когда это бывает».

Вопросы для игры.

Идёт холодный, мелкий дождь когда?

Жарко светит солнце когда?

Желтеют и краснеют листья когда?

Купаются и загорают на реке когда?

Опадают с деревьев листья когда?

Собирают урожай овощей и фруктов когда?

Гуляют во дворе в футболках и шортах когда?

Птицы улетают на юг когда?

День становится коротким, а ночь- длинной когда?

7. Дидактическая игра « Доскажи словечко»

Воспитатель . Я начинаю строчку, а вы её договариваете.

Осень…(дети: наступила) Туча небо…(кроет)

Высохли…(цветы) Солнце…(не блестит)

И глядят …(уныло) Ветер в поле…(воет)

Голые…(кусты) Дождик…(моросит)

8.Рефлексия.

Молодцы, все очень хорошо рассказали стихотворение. Кто запомнил, как называлось стихотворение? Кто его написал?

Осень приготовила для вас подарки жёлтые и красные осенние листочки, которые она дарит вам на память.

Раздача листочков.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе.
«Заучивание стихотворения А.Плещеева
«Осень наступила»
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: помочь детям запомнить стихотворение А.Плещеева «Осень наступила». При восприятии стихотворения А.Блока «Зайчик» вызвать сочувствие к зайчишке, которому холодно, голодно и неуютно в осеннюю пору. Уточнять и расширять словарный запас
детей
РАЗВИВАЮЩИЕ: Развивать интонационную выразительность речи, силу голоса, память, внимание, эстетическое восприятие стихов и музыки. Продолжать развивать мелкую моторику.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Воспитывать интерес к стихам, музыке; аккуратность и трудолюбие при выполнении задания.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Наблюдение за осенними изменениями в природе, за цветами на клумбе, за кустами с облетевшей листвой.

ХОД ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 часть.
- Ребята, хотите послушать мелодию? Садитесь на стульчики. (звучит мелодия музыки С.Майк-апара «Осенью». Дети слушают.)- Это музыка грустная или веселая? – Грустная. Грустная мелодия, потому что
Осень наступила,высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Это стихотворение называется «Осень наступила» и написал его А.Плещеев.
А музыка, которую мы слушали, тоже была про осень.
-Что же происходит осенью? (показ презентации)
- Осень наступила...Какие приметы осени изображены на картинке?
-Высохли цветы и глядят уныло голые кусты. Уныло, значит грустно. (Дети за мной повторяют строчку и вместе и индивидуально.)
- Туча небо кроет, солнце не блестит. (Эту строчку дети тоже проговаривают и вместе и индивидуально)
- Ветер в поле воет. Как ветер воет? -У –У-У. А теперь ветер завыл еще сильнее, еще сильнее. (строчку также повторяют)
-Дождик моросит. Что значит моросит?
Далее читаю стихотворение еще раз, дети вместе со мной.
-Давайте поиграем: я начинаю строчку, а вы заканчиваете.
- Кто хочет сам рассказать стихотворение? Не забывайте, что сначала надо сказать название стихотворения.(2-3 человека)
Физкультминутка:
Игра «Мы - осенние листочки»
Мы – листочки, мы – листочки,
Мы – осенние листочки.
Мы на веточке сидели,
Ветер дунул – полетели.
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
2 часть.
- Осенью, когда «тучи небо кроют, моросит дождик, на улице сыро, грязно, холодно, плохо не только людям, но и животным.
-Только б потеплее,
Только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать!
А.Блок «Зайчик»
-Ребята, вам жалко маленького зайчика? Зайчика надо пожалеть, ведь ему так холодно и голодно в эту осеннюю пору.
- Давайте мы угостим зайчика морковкой.
Дети приделывают ботву морковке из прищепок.
- Что мы скажем зайчику? (угощайся и отнеси морковку своим друзьям)
Итог.
-Какое стихотворение мы заучивали?
Что еще мы сегодня делали на занятии?


Приложенные файлы