Храм св ирины в константинополе. Смерти нет, Любовь побеждает смерть

Церковь Святой Ирины

Если пройти от храма Святой Софии к северу, то в ограде старого султанского дворца Топкапы - на холме, где когда-то был заложен город Византии, можно увидеть церковь Святой Ирины - святыню православного мира и одну из древнейших в Константинополе. В первоначальном своем виде она была построена на месте храма Афродиты императором Константином Великим, который посвятил ее Божественному миру. Расширенная и украшенная церковь Святой Ирины впоследствии была объединена с первой Святой Софией, построенной в ее внутреннем нарфике при Констанции II.

В таком виде церковь Святой Ирины простояла более 200 лет. Во время восстания Ника она сгорела вместе с храмом Святой Софии, но при императоре Юстиниане была заново выстроена уже в новых архитектурных формах. Базилика времен императора Константина превратилась в купольный храм, возведенный на старом основании.

На 38-м году правления императора Юстиниана церковь пострадала от пожара, но была восстановлена и простояла целой и невредимой до правления императора-иконоборца Льва Исавра. При нем храм сильно пострадал от случившегося 26 октября 740 г. землетрясения, но впоследствии был отреставрирован.

Церковь Святой Ирины увенчивал купол, покоившийся на высоком барабане, в котором было проделано двадцать окон. Внутри церковь разделена на три корабля-нефа: гладкие стены центрального нефа заканчиваются двумя полукруглыми арками с тремя рядами окон.

Колонны и карнизы церкви сделаны из белого мрамора. Стройные колонны возведены в два ряда; верхний ряд по своему устройству напоминал форму креста. Внутреннее убранство храма выглядит очень просто, лишь кое-где на своде сохранилась мозаика.

С самого своего основания и до царствования последнего византийского императора храм Святой Ирины был патриаршей церковью, но не имел своего клира, и богослужения в нем совершал клир храма Святой Софии. Но хотя храм Святой Ирины был патриаршим и находился неподалеку от Святой Софии, торжественные церковные праздники проходили в нем сравнительно редко. Крестные ходы в него и от него тоже не упоминаются ни в церковных, ни в придворных уставах - кроме одного, который был установлен в память воссоединения церковных партий и прекращения раскола, возникшего по поводу четвертого брака императора Льва VI Мудрого. В память примирения сторонников патриархов Николая Мистика и Евфимия и было установлено совершать крестный ход из Святой Софии в храм Святой Ирины. Но так как событие это (примирение церковных партий. - Н.И.) имело временный характер и не оказало продолжительного влияния на дальнейшие судьбы Константинопольской Церкви и государства, то празднование его продолжалось недолго - пока были живы заинтересованный в этом император Константин VII Багрянородный, родившийся в четвертом браке императора Льва VI, и участники раскола. С течением времени события эти изгладились из памяти, и крестный ход в храм Святой Ирины исчез из церковной и придворной практики.

После турецкого завоевания церковь Святой Ирины не была превращена в мечеть, как это случилось с другими христианскими храмами. Сначала в ней разместился арсенал, а потом Музей старинного оружия, которое было развешано по стенам, колоннам и галереям до самого купола. В число его экспонатов входило много древностей - осадные машины времен крестоносцев, кольчуги, латы, щиты, мечи и пр. По рассказам, среди старинного оружия, хранящегося в Музее, были мечи султана Мехмеда II и албанского героя Скендер-бея, поручни Тамерлана, ключи от всех городов, завоеванных Османской империей. Кроме оружия на дворе и в окружавших его галереях хранились памятники античного и христианского искусства, найденные во время археологических раскопок и в самом Константинополе, и в других местах Османской империи. В коллекцию входили также колокол храма Святой Софии и знаменитая железная цепь, которая при византийских императорах и генуэзцах перепоясывала Босфор и пропускала корабли только после уплаты ими таможенной пошлины.

Традиция коллекционирования и собирания предметов искусства берет свое начало в Турции со времен правления султана Мехмеда Завоевателя. Сначала султан начал собирать во двор своей мечети саркофаги византийских императоров. Потом собрание их пополнилось византийскими колоннами и капителями колонн с площади султана Ахмеда. Эти произведения составили ядро первой коллекции, а потом традиция, заложенная султаном Мехмедом II, была продолжена следующим образом: в узелки из шелковой ткани были собраны различные одеяния и костюмы правителей - с их младенческих лет и до зрелого возраста. Впоследствии к ним присоединились вещи, привезенные из различных районов империи, и хранилось все это в церкви Святой Ирины.

Впоследствии, когда в султанском дворце Топкапы была устроена Оружейная палата, а в Бейоглу открыли Военный музей, в них из церкви Святой Ирины перенесли немало ценных византийских и османских реликвий. На церковном дворе остался лишь постамент бронзовой статуи, на котором были четыре изображения победителя, увенчанного на скачках, - знаменитого наездника Порфирия.

Впоследствии на дворе церкви Святой Ирины разместились обломки больших монументов, а также целые памятники, не нашедшие места в залах Оттоманского музея. Среди них - огромная голова медузы Горгоны из белого мрамора, найденная на форуме Константина; обломок порфирового обелиска, база порфировой колонны и серебряная статуя императрицы Евдокии (супруги императора Феодосия II). В настоящее время перед церковью осталось много старинных пушек, захваченных турками в сражениях. Кроме того, в церковном дворе можно увидеть несколько мраморных гробниц византийских императоров, которые перенесли из склепа храма Святых Апостолов. До разграбления Константинополя крестоносцами в этих саркофагах покоились останки Константина Великого, Юлиана, Феодосия Великого, Аркадия IV и других императоров Византии. В настоящее время саркофаги эти не имеют никаких украшений, кроме одного-двух византийских крестов и монограммы императоров.

От случившегося 28 июня 1894 г. землетрясения купол и стены церкви значительно потрескались. Почти на каждом окне в куполе была трещина, которая шла до самого основания барабана. Во многих местах отвалились штукатурка и некоторые декоративные украшения, слабее других державшиеся на здании.

За почти 17 веков своего существования церковь Святой Ирины глубоко вросла в землю, но с двух сторон церковное здание раскопано до фундамента - на глубину около 4 м. Одно время к этому памятнику мировой истории буднично, совсем по-домашнему лепились какие-то простенькие строения, какой-то частный двор с кирпичным заборчиком и кособокими воротами, какая-то деревянная хибарка с верандой… А в свое время в церкви Святой Ирины хранились останки святого Иоанна Златоуста - архиепископа Константинопольского.

Святитель Иоанн Златоуст, великий Вселенский учитель и иерарх Церкви, скончался в 407 г. в г. Команы на пути к месту ссылки, осужденный по проискам императрицы Евдоксии за смелое обличение пороков, царивших в Константинополе. Святой Иоанн Златоуст пользовался горячей любовью и глубоким уважением народа, и скорбь о его безвременной кончине глубоко затронула сердца христиан. Архиепископ Константинопольский Прокл (ученик святого Иоанна) побудил народ просить императора, чтобы мощи святого Иоанна были перенесены в столицу. Император согласился, но посланные им люди никак не могли поднять святые мощи до тех пор, пока император не понял свою ошибку и не прислал святому Иоанну послание, в котором смиренно просил прошения за себя и свою мать Евдоксию.

Послание зачитали у гроба святителя, и после этого легко подняли мощи, внесли их на корабль и доставили в Константинополь. Перенесение честных мощей Иоанна Златоуста из Коман в Константинополь совершилось через 30 лет после смерти святителя - при императоре Феодосии П. Рака с мощами была поставлена в церкви Святой Ирины. Архиепископ Прокл открыл гроб святого Иоанна, и все увидели, что останки Иоанна Златоуста сохранились нетленными. Император, припав к гробу, со слезами просил прощения. Народ весь день и всю ночь не отходил от раки, которую наутро перенесли в церковь Святых Апостолов. Народ взывал: «Приими престол твой, отче!». Тогда архиепископ Прокл и клирики, стоявшие у раки увидели, что святитель Иоанн открыл уста и произнес: «Мир всем».

Из книги Царь славян. автора

6. Царь Чёрный Харапин строит небывалый дворец вместо сожжённого Царь Мануил Комнин строит великолепный храм Святой Ирины вместо сгоревшего В болгарских песнях рассказывается следующая история о Чёрном Харапине. Бог прогневался и бросил лютый гром на дворец Чёрного

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович

3.12. Храм Святой Ирины в Царь-Граде Князя Дира якобы похоронили у храма Святой Ирины: «А Дирева могила за святою Ириною» , т. 9, с. 15. Здесь стоит напомнить, что в самом центре Царь-Града, в пределах старого султанского дворца Топкапи, действительно расположен древний храм

Из книги Куликовская битва и рождение Московской Руси автора Широкорад Александр Борисович

Глава 15 СВЯТОЙ ДМИТРИЙ, СВЯТОЙ ОЛЕГ И БЕЗБОЖНЫЙ МАМАЙ Как уже говорилось, краткие сведения о Куликовской битве вошли в летописи ряда удельных княжеств, а также Новгородской и Псковской республик. Списки погибших в бою князей, воевод и бояр зафиксировали поминальные

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

3.12. Храм святой Ирины в Царь-Граде Князя Дира якобы похоронили у храма Святой Ирины: «А Дирева могила за святою Ириною» , т. 9, с. 15. Здесь стоит напомнить, что в самом центре Царь-Града, в пределах старого султанского дворца Топкапи, действительно расположен древний храм

автора Носовский Глеб Владимирович

3.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм святой Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним ГЛАВНЫМ храмом города. А во-вторых, его правильнее было бы называть Большим храмом Святой Софии,

Из книги Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

4. Храм святой Ирины Сегодня совсем рядом с Большой Софией стоит БОЛЕЕ ДРЕВНИЙ ХРИСТИАНСКИЙ храм Святой Ирины, рис. 1.13. Считается, что «до постройки Айя Софии церковь Св. Ирины была городским ПАТРИАРШИМ СОБОРОМ» , с. 58. Считается, что ее построил Константин Великий якобы

Из книги Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

15. Храм святой Ирины - один из первых храмов-базилик апостольского христианства, сменивших прежние храмы-цирки родового христианства Сегодня все мы хорошо знаем, что алтари христианских церквей направлены на восток. Надо сказать, что для многих старых храмов это

Из книги Царь славян автора Носовский Глеб Владимирович

6. ЦАРЬ ЧЕРНЫЙ ХАРАПИН СТРОИТ НЕБЫВАЛЫЙ ДВОРЕЦ ВМЕСТО СОЖЖЕННОГО. ЦАРЬ МАНУИЛ КОМНИН СТРОИТ ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ХРАМ СВЯТОЙ ИРИНЫ ВМЕСТО СГОРЕВШЕГО В болгарских песнях рассказывается следующая история о Черном Харапине. Бог прогневался и бросил лютый гром на дворец Черного

Из книги Невский проспект. Дом за домом автора Кирикова Людмила Александровна

Из книги Лиссабон: девять кругов ада, Летучий португалец и… портвейн автора Розенберг Александр Н.

ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ ЭНГРАСИИ - НАЦИОНАЛЬНЫЙ КАПИТОЛИЙ Это уникальное величественное здание в стиле португальского барокко начало строиться в XVI веке. Но строилось оно еще столетия, изменяясь и тем не менее не теряя гармоничности. В XVIII, а затем вплоть до XX века храм все еще

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

8. Храм Святой Ирины и самый старый план Царь-Града Сегодня совсем рядом с Большой Софией стоит более древний христианский храм Святой Ирины, рис. 4.15. Считается, что «до постройки Айя Софии церковь Св. Ирины была городским патриаршим собором» , с. 58. Думают, что ее

Из книги Ватикан [Зодиак Астрономии. Стамбул и Ватикан. Китайские гороскопы] автора Носовский Глеб Владимирович

3.1. Церковь святой Марии в тополях (Санта Мария дель Пополо) в Риме, капелла Киджи и зодиак МР Церковь святой Марии в тополях (Санта Мария дель Пополо) на Тополиной площади (пьяцца дель Пополо) в Риме принадлежит к числу наиболее известных средневековых римских церквей, рис,

Из книги Люди Греческой Церкви [Истории. Судьбы. Традиции] автора Тишкун Сергий

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Ирины ветровейницы На Ирину (Ярину, Орину) – 1 октября по новому календарю – заговаривали ветры, чтобы они не приносили болезни и напасти. В это время улетали журавли; просили птиц, чтобы они возвращались с

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна

Обновлено 03/04/2019

Церковь святой Ирины в Стамбуле находится на территории дворцового комплекса Топкапы. Она считается одной из самых старинных христианских религиозных учреждений Константинополя. Для города, который когда-то завоевали мусульмане, сохранение христианской церкви практически в первозданном виде небывалая удача. Правда, в наши дни служба в храме не ведется, а церковь Святой Ирины (Hagia Irene Museum) превратилась в музей для туристов и концертную площадку для местных жителей.

Экскурс в историю — Вселенский собор, арсенал и музей

Церковь святой Ирины в Стамбуле (Aya İrini) на самом деле посвящена «Святому миру», а вовсе не святой по имени Ирина. Первое христианское здание на этом месте появилось еще в IV веке. Базилику возвели при римском императоре Константине. До начала строительства здесь располагался храм Афродиты – богини красоты и любви в древнегреческой мифологии. Некоторое время церковь Святой Ирины имела статус главного храма Константинополя. Однако сразу после постройки Святой Софии его лишилась. В 381 году нашей эры в стенах Aya İrini проходил Второй вселенский собор. На нем сформулировали учение о Святой Троице (Отец, Сын и Святой Дух).

В 532 году Константинополь охватило крупнейшее восстание в истории города, которое получило название «Ника». В ходе него город получил значительные разрушения. Были сожжены сотни построек, в том числе церковь святой Ирины. Правда, почти сразу же ее отстроили заново. Спустя два века здание вновь перестроили. На этот раз из-за землетрясения. После него в Византии началась эпоха иконоборчества, результатом которой стала гибель фигурных мозаик, украшавших храм. Что могли представлять из себя эти мозаики вы узнаете, если посетите .

Затем несколько веков церковь святой Ирины в Стамбуле никто не трогал. Все изменилось с приходом османов. К счастью, судьба многих церквей, превращенных турками в мечети, этот храм не постигла. Столетиями христианскую церковь использовали в качестве оружейного склада , а в середине XIX века здесь открыли Археологический музей. Однако очень скоро места для хранения экспонатов стало категорически не хватать и музей перенесли в другое здание (о посещении Археологического музея обязательно будет отдельная статья). В начале XX века в здании храма разместился Военный музей. Сейчас здесь изредка проходят концерты, а также проводится ежегодный музыкальный фестиваль. И не случайно – храм имеет уникальную акустику. А еще здесь как-то устраивали даже модный показ. Так что можно сказать, что здание прошло все вехи — от главного храма в города до подиума.

Для туристов церковь святой Ирины в Стамбуле открылась на постоянной основе в январе 2014 года. До этого посетить Айю Ирену можно было, получив особое разрешение или в честь каких-то событий.

Мои впечатления от посещения церкви святой Ирины

Если честно, то в мои планы посещение церкви Святой Ирины не входило. Но оказалось, что она включена в список музеев, которые можно попасть абсолютно бесплатно при наличии . Грех не воспользоваться предложением решил я и п осле посещения двинулся к зданию церкви. На входе мою музейную карту просветили сканером и пригласили войти.

Важно! На данный момент церковь не входит в список бесплатных музеев по карте.


Что поражает сразу, так это огромный атриум, который сохранился нетронутым после последнего расширения храма, произошедшего много веков назад. Здесь хочется вновь сказать спасибо туркам, что не превратили церковь Святой Ирины в Стамбуле в очередную бесчисленную по счету мечеть.

Мест, где можно походить посетителям, не так уж много, хотя храм довольно большой. Однако специальные канаты предупреждают туристов, что проход закрыт. Например, к сцене, на которой устраиваются концерты, подойти нельзя. Подняться на второй этаж по деревянной лестнице тоже нельзя.




Стены здания насквозь пропитаны историей, а само оно очень светлое и воздушное (за счет высоких потолков).


Одной из особенностей церкви является мозаичный крест, расположенный в конхе.


Так называют полукупол, который служит для перекрытия полуцилиндрических частей зданий. Обычно сюда помещают изображение Спаса Вседержителя (данный сюжет, где Ииусус изображен как Небесный царь, является центральным в иконописи), но в данном случае взору посетителей предстает аскетичный крест.





Осмотр храма много времени не займет – 10 минут более чем хватит. Если вы не приобретали музейную карту, то, по моему мнению, церковь Святой Ирины в Стамбуле можно и не посещать. Достаточно будет внешнего осмотра – вокруг здания можно увидеть старую и раскопанную археологами кладку храма.





Внутри храма можно встретить одну из вездесущих стамбульских кошек, а снаружи обязательно натолкнетесь на собаку (или собак), которая будет нежиться на зеленой травке.

Полезная информация о церкви святой Ирина

Адрес: Sultanahmet, 34122 Fatih/İstanbul, Турция

Церковь Святой Ирины в Стамбуле на карте

Как добраться до церкви

При входе на территорию дворцового комплекса Топкаgы через главные ворота вам нужно пройти чуть вперед и повернуть налево. Если вы зайдете в Топкапы через парк Гюльхане, то минуя вход в Археологический музей и оставив слева Ворота Приветствия (Babü"s-selâm‎), вам нужно взять правее.

Время работы: с 9:00 до 17:00 зимой и с 09:00 до 19:00 летом. Вторник — выходной день.

Стоимость входного билета: 30 турецких лир.

Всегда ваш, Даниил Привольнов.

Drimsim - универсальная симка для путешественников. Работает в 197 странах! .

Ищите отель или апартаменты? Тысячи вариантов на RoomGuru . Много отелей дешевле, чем на Booking

Одной из самых древних сохранившихся считается Церковь Святой Ирины. Ее строительство, согласно оценкам историков, посвящалось «Святому миру». Туристы, приезжающие осматривать Дворец Топкапы в Стамбуле, обязательно оказываются у ворот этой старинной церкви, расположенной в районе Султанахмет, который считается историческим центром . Церковь Святой Ирины имеет несколько названий, самыми распространенными являются – «Церковь Святого Мира» и «Айя-Ирина» (Aya İrine) — турецкий вариант Святой Ирины.

Церковь Святой Ирины в Стамбуле

Дизайн церкви представляет собой форму креста, внутренние убранства базилики украшены оригинальной мозаикой. В центре главного зала находится саркофаг с останками . Этот император заставил своих подданных принять обряд христианства, не пожалев огромных по тем временам средств, чтобы возвести удивительно красивый храм Святого Мира. Даже на фоне многочисленных Церковь Святой Ирины, с ее относительно небольшими размерами, является уникальным памятником древности.

Святая Ирина или Святая София — какая церковь старше?

Церковь Святой Ирины в Стамбуле, опять же, по мнению компетентных историков, гораздо древнее –пожалуй, основной гордости Турции. Однако эти два храма, как две сестры, заботливо окружают Султанский дворец Топкапы с двух сторон, находясь в нескольких десятках метрах друг от друга. Считается, что Айя-Ирина была построена на руинах более древнего храма Афродиты по приказу императора Константина в начале IV века. До постройки Святой Софии, именно храм Святой Ирины в Константинополе являлся главным храмовым комплексом города, здесь размещалась главная резиденция Константинопольской патриархии (которая сейчас находится в ).

Здесь же постоянно проводились самые важные форумы и даже заседание Второго Вселенского Собора (Первого Константинопольского) в 381 году. На заседании Собора под руководством императора Феодосия I окончательно утвердили главы апостольского учения о таинствах происхождения Святого Духа от Отца, тем самым подтвердив равенство Святого Духа с божествами Святой Троицы.

Базилика Святой Ирины, как «Феникс из пепла», несколько раз возрождалась и отстраивалась после разрушений и пожаров. Первый раз церковь была специально подожжена во время религиозных разногласий, вошедших в историю под названием «Восстание Ника». Ее возрождением в былом величии занимался император Юстиниан в 532 году. Второй раз церковь была разрушена силами природы, из-за сильного землетрясения в 740 году. К сожалению, большая часть прекрасных фигурных мозаик была безвозвратно потеряна для потомков.

В современном интерьере нынешней церкви Святой Ирины сохранилась лишь часть мозаик. Но в этой стамбульской базилике, единственной в городе, сохранился атриум со времен императора Константина – высокий проход при главном входе в храм.

Святая Ирина в Стамбуле. Из христианского храма в мечеть, затем в храм искусства…

С 1453 года Церковь Святой Ирины в Константинополе использовалась османами в качестве мечети. Нужно отметить, что при Османской Империи такой участи подверглись все церкви города, которые переоборудовали в мечети. Если быть точными до конца, то следует упомянуть, что некоторые историки опровергают факт использования Церкви Святой Ирины в качестве османской мечети. Эта часть ученых умов считает, что захватчики города использовали храмовый комплекс для хранения оружейных запасов. В 1869 году Церковь Святая Ирина была передана в пользование .

В церкви Святой Ирины в Стамбуле часто проводятся концерты симфонической музыки, так как там поразительная акустика!

Позже в стенах базилики располагался Императорский музей и Военный музей. В настоящее время старинное здание является не просто украшением города, а служит настоящим Храмом Искусства. Здесь находится концертный зал, где проводятся музыкальные фестивали международного уровня, благодаря отличной акустике во внутренних залах базилики. Туристы отмечают, что даже шепот в залах храма слышен повсюду, поэтому экскурсоводы просят вести себя тише при осмотре этой достопримечательности.

Храм Айя-Ирина – старинная церковь-кладбище

Храм Святой Ирины в Стамбуле часто называют церковью-кладбищем, так как история этого памятника старины неразрывно связана с бедствиями, происходящими в городе на протяжении многих веков. Например, жители Константинополя в 346 году пережили массовые столкновения из-за религиозных разногласий. В этот момент истории в городе погибло несколько тысяч человек. Почти все они были похоронены на кладбище за Церковью Айя-Ирина.

Раскопки возле храма Святой Ирины в Стамбуле. Фото Sinan Dogan

Спустя почти двести лет (в 532 году) в городе произошла трагедия, которая вошла в учебники истории под названием «Восстание Ника». В дальнейшем жители города погибали массово во время эпохи иконоборчества, во время нападения арабов, а потом и хазаров. Природные катаклизмы также служили причиной массовой гибели жителей города. Поэтому Храм Айя-Ирина не зря называют церковью-кладбищем, под ее стенами хранится много останков людей. Как такового кладбища на территории церкви нет, но потомки помнят о защитниках города и веры, чьи кости покоятся под стенами старинного храма.

Церковь Святой Ирины — современный вид

В наши дни туристы могут увидеть Храм Святой Ирины в несколько измененном виде, в отличии от того дизайна, которую церковь имела во времена своей первоначальной постройки. Базилика представляет собой двухкупольное сооружение, опирающееся на огромные кирпичные столбы-опоры. Складывается впечатление, что эти столбы служат подпорками древней церкви, помогают ей не разрушиться под тяжестью массивных куполов. Для проведения литургии в центральном помещении церкви оборудован алтарный выступ с пятью рядами сидений для представителей духовенства. Самая главная реликвия церкви, мозаичный крест, украшает свод этого полукруглого аспида (алтарного выступа).

Копия церкви Святой Ирины в парке Миниатюрк в Стамбуле

Задняя часть церкви переходит во внутренний дворик, в помещениях которого хранятся саркофаги византийских императоров, выполненные из порфира. Последняя реставрация здания храма проводилась в 2010 году. В известном находится мини копия церкви Святой Ирины.

Как добраться до достопримечательности «Храм Святой Ирины» в Стамбуле?

Туристам следует взять на заметку то обстоятельство, что жители города очень трепетно относятся к своим святыням. Если вы совершаете прогулки по городу самостоятельно, без сопровождения экскурсовода, то постарайтесь правильно называть памятники и храмы. Если вы спросите, где находится Храм Святой Ирины в Стамбуле, то вас обязательно поправят, что это церковь, а наименование «храм» лишь номинально-привычное. Находится Церковь Святой Ирины на территории дворцового комплекса Топкапы, нужно пройти через главные ворота и попасть во внутренний двор (первый двор дворца).

Вы можете найти церковь Святой Ирины на нашей .

Церковь Святой Ирины в Стамбуле на рубеже 19-20 веков

Святая Ирина в Стамбуле режим работы

Ранее, вход в церковь Святой Ирины осуществлялся только организованными группами по предварительному согласованию с руководством музея Топкапы, но в 2014 году было объявлено о новых правилах посещения.

Теперь время посещения церкви варьируется от 9:00 утра до 17:00 вечера, за исключением выходного дня во вторник. Церковь закрыта для свободного посещения и во время проведения международных мероприятий, тогда вход осуществляется по пригласительным билетам. В обычные дни осмотреть Церковь Святой Ирины в посетителям можно всего за 20 турецких лир.

Кстати, рядом с этой стамбульской достопримечательностью находится несколько отелей с разным уровнем цен. Например, такие неподалеку расположенные отели, как «Anadolu» и «Blu Istanbul» предлагают своим постояльцам удобные номера с террасами, с которых открывается живописный вид на окрестности – соборы Святой Софии и Святой Ирины, парки, дворцы.

Забронировать эти и другие отели Стамбула по выгодным ценам не покидая нашего сайта вы можете в разделе « «.

Церковь Святой Ирины только сейчас называется церковью. А когда-то она действительно служила храмом. Причём это был самый старейший храм в Константинополе.
Церковь Святой Ирины была построена ещё при императоре Константине, примерно в 4-м веке нашей эры.
Он обязал своих подданных принять христианство. Хотя до этого здесь был древний языческий храм. Его разрушили и построили христианскую базилику. Таким образом церковь Святои Ирины была главной церквью города до появления храма Святой Софии.

Почти все церкви в период Османской Империи перестраивались в мечети. Странно,
что султан Мехмет Завоеватель велел оставить стамбульский храм святой Ирины в покое, и долгое время здесь проводились христианские богослужения. Но когда стали строить дворец Топкапы, возник вопрос: можно ли оставить на территории султанского дворца христианскую церковь? И все-таки переделывать её в мечеть не стали. Просто церковь Святои Ирины использовали для хранения оружия. В 19 веке из здания сделали музей, а сейчас здесь проводят концерты классических оркестров.

Здесь уникальная акустика. Все дело в специальной архитектуре, благодаря которой слышимость в храме такая, что даже шепот слышен везде.

В церкви Святой Ирины также проходят различные выставки и другие культурные события города.

Найти церковь Святой Ирины очень легко. Если вы войдете на территорию дворца Топкапы через главные ворота, то вы сразу увидете её слева.

Церковь можно посетить с 9:00 до 17:00.
Вторник выходной.
Цена билета — 20 турецких лир.

5 комментариев

    Доброе время суток!
    Подскажите,пожалуйста, чтобы попасть в эту церковь кроме 20 лир нужно еще за вход на территорию дворца Топкапы заплатить? Или можно посетить эту церковь отдельно?
    Заранее спасибо за ответ.

На радостях, что наконец открылся для посетителей храм св. Ирины, в последний день посещения Стамбула, побежал туда и нащелкал много-много фото, хотелось завпечатлеть детали и мелочи. Но к сожалению не так много сохранилось деталей и мелочей - практически все внутри уничтожено, видимо еще в стародавние времена.

В начале этой записи перепечатываю наверное лучшее, что написано о ц. св. Ирины - из книги R. Janin, Le siège de Constantinople et le Patriarcat Oecuménique. Les églises et les monastères, Paris, 1969, (Géographie ecclésiastique de l’Empire Byzantin) p. 103-106. Перевод с французского Т. А. Сениной, 2008 г. Потом еще посмотрю у Иванова, под рукой теперь нету и что-нибудь добавлю.


А пока фото с небольшими пояснениями. Прошу прощения за эмоциональность первого фоторепортажа - я много много лет мечтал попасть в этот храм, пытался договариваться с охранниками, но, видимо, не настолько был убедителен...

История.
Хронисты и патриографы обычно приписывают ее постройку Константину. Об этом говорит уже Сократ, наиболее близкий к событию автор, который уточняет, что император дал ей имя Мира (Eἰρήνη ). Однако этот историк в другом месте намекает, что храм существовал до этого государя; согласно ему, она была маленькой; император ее расширил и украсил. Одно из житий Павла Исповедника, частично воспроизведенное Фотием в его Библиотеке, говорит, что храм был расширен Констанцием. Возможно, что церковь была соборной во время строительства Святой Софии. Святой епископ Александр молился там о торжестве православия в то время, когда Арий должен был официально принят в Святой Софии и внезапно умер (в 336 г.?). Именно там был рукоположен в епископа Константинопольского преемник святого Александра святой Павел Исповедник (осенью 337 г.). Храм Святой Ирины играл ведущую роль вплоть до освящения Святой Софии в 360 г. Обе церкви, впрочем, считались как бы одним святилищем и находились в одной ограде, как уточняет Сократ.

Согласно Житию святого Стефана Нового, в Святой Ирине состоялся первый вселенский Константинопольский собор в 381 г. ... Διήγησις или Рассказ о постройке Святой Софии утверждает, что в 381 г. ариане бросили огонь на крышу Святой Софии, и что епископ Нектарий перенес свою епископию в Святую Ирину; восстановительные работы были сделаны только двумя годами позже. Как бы ни обстояло дело с этим пожаром, святой Иоанн Златоуст произнес в Святой Ирине в 398 г. проповедь о пении псалмов. Церковь, вероятно, служила в качестве соборной еще в течение около десятка лет в начале V века, после пожара Святой Софии в сентябре 404 г., во время второго изгнания святого Иоанна Златоуста, до своего окончательного восстановления в 415 г. Согласно одной легенде, во время сильных землетрясений при Феодосии II и епископе Прокле (434-446 гг.) некий ребенок был внезапно поднят на воздух и услышал ангелов, певших Трисвятое; он спустился обратно без всякого вреда, рассказал о том, что услышал, и тут же умер; его похоронили в Святой Ирине. В январе 438 г. мощи святого Иоанна Златоуста, принесенные из Малой Азии, были сначала положены в Святой Ирине, перед тем как быть перенесенными в храм Святых Апостолов.

Патриографы утверждают, что узурпатор Василиск, низложенный Зеноном, укрылся в Святой Ирине со своей женой и детьми (в сентябре 477 г.). Однако Пасхальная Хроника сообщает, что это было в крестильне Святой Софии. Церковь стала жертвой пламени во время восстание Ника (в январе 532 г.). Юстиниан вновь отстроил ее, достаточно обширную, чтобы Прокопий мог сказать, что в Константинополе не было таких же больших церквей, за исключением Святой Софии. В декабре 564 г. новый пожар, опустошивший квартал, разрушил атриум и часть нартекса Святой Ирины. Она снова была восстановлена. Vita s. Gregorii Agrigentini утверждает, что там в 588 г. состоялся собор. Далее в течение более полутора столетий ни один документ не упоминает о святилище. 26 октября 738 г. оно было серьезно повреждено сильным землетрясением, опустошившим Фракию. Невозможно сказать с уверенностью, когда храм был восстановлен, но это должно было произойти не при Льве III, как это обычно утверждают. Этот государь умер 18 июня 740 г. и, по-видимому, должен был восстанавливать, в первую очередь, стены Города, которым был нанесен значительный ущерб. Вероятно, храм Святой Ирины был вновь отстроен при его сыне Константине V (740-775). В 859 г. патриарх Игнатий провел там собор, который произнес низложение на его соперника Фотия.

Мы не находим больше никаких следов Святой Ирины в византийских документах позднее Х века, кроме сочинений патриографов. Однако Пахимер упоминает, что в 1283 г. там был рукоположен Герман, назначенный митрополитом Ираклии Фракийской. Русские паломники говорят о храме лишь походя, не придавая ему значения. Можно сказать с достаточной уверенностью, что в церкви совершались богослужения до самого взятия Константинополя в 1453 г. Патриографы называют ее πατριαρχεῖον — вероятно, потому, что патриарх служил там, когда не было больших церемоний, проводившихся в Святой Софии или в других храмах, так что можно считать Святую Ирину как бы патриаршей часовней. Писатели называют ее τὴν παλαιάν , τὴν ἀρχαίαν (древняя), чтобы отличать ее от той, которая была построена в Пераме Маркианом в V веке, а также τὴν παλαιὰν καὶ νέαν — может быть, после ее восстановления в VIII веке.

Церемонии.
В храме Святой Ирины отмечалось несколько особых празднеств. 23 января праздновалась память святого Климента, священномученика Анкирского, и его сострадальца Агафангела. Освящение храма праздновалось 27 или 28 апреля, согласно синаксарям. В Великую Пятницу патриарх произносил там огласительное поучение, и патрикии должны были собираться туда к концу этого наставления. Когда праздник Благовещения выпадал на Великую Паятницу, патриарх совершал там литургию. В ту же Великую Пятницу Святое Копие приносилось из императорского Дворца и полагалось на престол Святой Ирины, куда патриарх приходил поклониться ему и покадить его, после чего его возвращали во Дворец. Наконец, во время процессии, когда читался томос или декрет единения 920 г., положивший конец спору о четверобрачии, император и патриарх отправлялись в храм Святой Ирины, где совершалось богослужение.

Храм Святой Ирины никогда не превращали в мечеть — вероятно, потому, что он находился в ограде Сераля. Поскольку храм находился рядом с казармой янычаров, он в течение нескольких столетий служил оружейным складом. С 1846 по 1874 г. в нем находился Музей древностей, затем он стал Военным музеем. В 1946 г. ее освободили от всех коллекций, чтобы можно было провести археологические исследования, которые были очень продуктивными.

Здание.
В целом этот памятник, в том виде, как он сохранился на сегодняшний день, относится к эпохе Юстиниана. Это купольная базилика, что-то вроде перехода между потолочной базиликой и византийским крестовым храмом, увенчанным одним или несколькими куполами. Собственно здание имеет длину 57.50 м снаружи и 46.25 м внутри. Неф шириной 18 м насчитывает 40 м до апсиды. Боковые нефы, отделенные от центрального двойным рядом колонн и четырьмя мощными опорами, имеют ширину 5 метров.

Атриум, находящийся перед нартексом, был сильно перестроен турками. В целом он относится к VIII веку. Он имеет форму параллелепипеда размером от 45-ти и 41.25 м на 33.75 м. Внутренняя галерея целиком турецкая; турецкие также и постройки, окружающие входную дверь на севере и окаймляющие апсиду снаружи.

Церковь увенчана двумя куполами. Один, чей внутренний диаметр составляет 16 метров, полукруглый, покоится на четырех мощных опорах и покрывает бo"льшую часть нефа; другой, низкий, эллиптической формы, находится между первым и нартексом. Нартекс увенчан тремя сводами. Полукруглая апсида имеет по своей окружности проход, который позволял переходить из одного конца в другой, не пересекая алтарь. Полагают, что он восходит к VIII в.

На капителях находятся монограммы Юстиниана или Феодоры. Вся резьба относится к эпохи этого василевса. Мозаики проявляются тут и там, более или менее поврежденные или покрытые живописью. Особенно хорошо они видны на триумфальной арке и в куполе апсиды. В последней возвышается большой крест, стоящий на пьедестале из четырех ступенек. В арке есть две мозаичных надписи, обе VI века, поскольку они имеют те же характерные черты, что и надписи в храме Святых Сергия и Вакха. Нижняя надпись взята из псалма 64, 5 след.: Δευτ᾿ εἰσόμεθα ἐν τοῖς ἀγαθοῖς τοῦ οἴκου σου· ἅγιος ὁ ναός σου , θαυμαστὸς ἐν δικαιοσύνῃ , ἐπάκουσον ἡμῶν ὁ Θ < εὸ > ς ὁ σ < ωτ > ὴρἡμῶν , ἡ ἐλπὶς πάντων τῶν περάτων τῆς γῆς καὶ τῶν ἐν θαλάσσῃ μακράν . Верхняя надпись изложена следующим образом: ( Ὁ ο ) ἰκοδομῶν εἰς τ ( ὸν οἶκόν σου καὶ ) ἀνάβασιν αὐτοῦ , καὶ τὴν ἐπαγγελίαν ( τοῦ ἁγίου πνεύματος εἰς ὑμᾶς ἠλπίσαμε ν εἰς τὸ ὄ ) νομα α ( ὐτοῦ ) . В помещении, находящемся в конце правой галереи на стене видна фреска, представляющая двух святых, чьи лики изуродованы.

Рядом с храмом в VI веке существовали два ἀσκητήρια , что-то вроде обителей для монахинь, одной из обязанностей которых было петь на похоронах, согласно 59-й новелле Юстиниана. Обители сгорели при пожаре в декабре 564 г.»


Здесь касса и вход с северной стороны храма

северный неф


главный купол - сейчас не могу сказать что значат эти рисунки, может быть кто-то подскажет? Издалека не видно - мозаика или живопись, но парусе видна большая шестиконечная звезда - этих звезд почти не видно, я даже не обратил внимания, только разбирая фото и увидев более раннюю фотографию из Энциклопедии Британника заострил внимание на эти звезды.


Britannica


северная стена храма


алтарная апсида с "иконоборческим крестом", интересно не в этом ли храме Константин Копроним велел вместо иконы на стене написать портрет своего любимого гонщика?


колонны и вся оставшаяся каменная резьба сохранилась со времен Юстиниана, обратите внимание на потолок - видны следы росписей, дальше будут еще фото с фрагментами проступающей древней росписи.


южный неф


западная часть юж. нефа


капитель колонны.


внутренний нартекс, видны остатки мозаик


вид из нартекса в северный неф, виден пандус ведущий к нынешнему входу-выходу из храма


вход на хоры, на которые меня не пустили, несмотря на уговоры - forbidden! конструкции недавние, это оборудование концертного зала, в храме давно проводится музыкальный стамбульский фестиваль.


вид из нартекса в сторону алтаря.


вид из храма в сторону главного входа из нартекса


первая колонна северного нефа


западные хоры, наверное как и в св. Софии место дома императрицы - обратите внимание на сохранившийся мраморный парапет, похожие есть и в Софии


юго-западная часть


лестница, ведущая на хоры


пол видимо не древний, но немогу сказать какого времени (помогайте специалисты), практически везде и наверное давно-давно ободрана облицовка стен, только в одном месте частично сохранилось что-то, см. ниже


остатки мраморной облицовки низа стен, вполне аутетнтичные


каринизы тоже наверное оригинальные


основание колонны


капитель и малый купол


кладка


восточная часть северного нефа


остатки мозаик в нартексе


внешний двор храма, туда не пускают, по описаниям при турках перестраивался


еще остатки мозаик в нартексе


балкон


еще мозаики - в западных полукружьях нартекса


кладка - сине-зеленые остатки штукатурки (?)


кладка свода


дверь в западной стороне юж. нефа, карниз возможно старинный, не уверен, что изначальный


вот что осталось от росписей в южном нефе - в других частях храма больше нет следов


стена


малый купол


еще лестница - с южной стороны


северный ряд колонн


еще раз главный купол


несговорчивый охранник


еще раз главный вход в храм (с западной стороны)


не было с собой широкоугольника, снимал на мыльницу, поэтому не видно большого объема храма

кладка в нартексе


свод над внутренней папертью храма

вид от современного входа в сторону нартекса


наружные фото: кладка карнизов

раскопанные части древних фундаментов


по Иванову между св. Ириной и Софией располагался один из самых известных госпиталей КПля, в основном там бесплатно лечили бедных и бездомных, причем уровень был таков, что некоторые вельможи старались попасть в эту больницу


ни внешних, ни внутренних украшений не осталось, но храм все равно прекрасен и величественен, в самом лучшем смысле


южная стена


а вот еще сохранившийся знак креста на пилястре

Твой мир даждь нам, Едине Человеколюбче!