Авиация россии. Авиация россии Средняя скорость истребителя су 35

Су-35 российский истребитель, относящийся к поколению условно называемому «4++». Это означает, что его характеристики очень близки к 5-му поколению, уступая ему только в плане технологий стелс и некоторых радиолокационных возможностей.

Су-35, модификация Су-35С.

Фото Су-35 в полёте.

Истребитель Су-35.

История создания Су-35

Основой для разработки самолета послужил истребитель Су-27 , созданный во времена СССР, который был значительно модернизирован с использованием новейших технологий, относящихся к 5-му поколению истребителей.

Первый образец собрали летом 2007 года на авиазаводе имени Гагарина в Комсомольске-на-Амуре и в этом же году он был представлен на авиасалоне МАКС-2007. Впервые Су-35 совершил демонстрационный полет 19 февраля 2008 под управлением пилота Сергея Богдана. Единственная авария произошла 26 апреля 2009 при испытаниях третьего прототипа машины (причиной были неполадки в системе управления двигателем).

Окончательно летные испытания завершились к 2010 году, а первые серийные машины появились в 2011 году. С 2012 года начались плановые поставки истребителя для ВВС России, к 2016 году на вооружении уже состояли 48 таких самолетов.

Пара истребителей Су-35 в полёте.

Су-35, модификация Су-35С.

Су-35 на взлётно-посадочной полосе.

Особенности Су-35

Конструкция исходного планера была усовершенствована и усилена, что позволило повысить срок эксплуатации самолета до 6000 полетных часов. В корпусе самолета применяются композиты и алюминиево-литиевые сплавы. Новые конструктивные решения дали возможность существенно поднять максимальную взлетную массу самолета.

На Су-35 была применена новая модель двигателей АЛ-41Ф1С, позволяющих набирать сверхзвуковые скорости без применения форсажа – свойство, характерное для 5-го поколения машин.

По своим летным характеристикам самолет превосходит все существующие истребители, относящиеся к 4-му поколению, такие как европейский «Рафаль» и американский F-16 , и вплотную приближается к современным машинам 5-го поколения, состоящим на вооружении США (фото F-22 и фото F-35). Скорость, маневренность и дальность полета истребителя также превосходят имеющиеся аналоги.

Су-35 имеет РЛС Н035 Ирбис, при помощи которой он может обнаруживать воздушные и крупные надводные цели в пределах 400 км, а наземные – до 200 км. Количество одномоментно обнаруживаемых и сопровождаемых целей в сравнении с прототипом серьезно увеличено. Су-35 может одновременно сопровождать до 30 и обстреливать до 8 воздушных целей.

Самолет обладает развитыми средствами РЭБ.

Технические характеристики

  • Экипаж - 1 пилот.
  • Длина – 21,95 м.
  • Высота – 5,92 м.
  • Максимальная скорость – 1400 км/ч (вблизи земли) и 2500 км/ч (на высотах).
  • Дальность полета – до 4500 км. (с подвесными топливными баками).
  • Потолок – 20 км.
Фото Су-35 в полёте.

Фото Су-35 (Су-35С).

Фото Су-35.

Фото Су-35.

Фото Су-35.

Фото Су-35.

Фото Су-35.

Фото Су-35.

Вооружение Су-35

По разнообразию и функциональности установленного вооружения Су-35 превосходит все современные истребители. Он способен бороться с воздушными, морскими и наземными целями.

Отличительная черта самолета – большая загрузка ракетами типа «воздух-воздух». Су-35 имеет 16 таких ракет средней дальности и 6 ракет малой. Кроме того, он может оснащаться пятью ракетами большой дальности. Такое вооружение, вместе с возможностью применения ракет на сверхзвуковых скоростях, делает Су-35 опасным противником для любых истребителей.

Вооружение типа «воздух-поверхность» представлено шестью противокорабельными ракетами, а также высокоточными ракетами и ракетами «воздух-земля» большой дальности. Су-35 несет до восьми корректируемых бомб с теле- и лазерным наведением. Возможна также загрузка неуправляемыми бомбами.

В 2005 году инженеры из ОКБ имени Сухого решили продолжить разработку истребителя Су-35 (Т-10БМ), серийное название Су-35С. Данный истребитель должен был стать глубоко модернизированной сверхманёвренной многофункциональной моделью четвертого поколения. Превосходство над самолетами такого же класса обусловливается наличием технологии истребителей пятого поколения. Первый полет был совершен в 2008 году в феврале.

Новые реализации в самолете:

    модернизированный планер с укрепленной конструкцией (ресурс машины увеличен до 6000 часов или 30 лет);

    отсутствие механической проводки оперения (регулировка с помощью электродистанционного управления);

    установлен обновленный КСУ-35 (выполняет одновременно функции нескольких систем);

    дополнительная функция – активная безопасность.

Поскольку базой для нового самолета был Су-27, многое из него было применено и на новом истребителе. Но в то же время были проведены серьезные работы по модернизации самолета. В конструкции Су-35 отсутствует традиционный для базы верхний тормозной щиток, передняя опора двухколесная, а шасси было значительно усилено из-за увеличенной взлетной массы. На самолёте отсутствует ПГО, хвостовая часть укорочена. Значительно снижена РЛ (заметность) благодаря уменьшенной площади вертикального оперения. Компактная авионика способствует сокращению объёма закабинного отсека. Изменился фонарь кабины.

Модернизация конструкции способствовала повышению количества топлива на 20%. Также дополнительно установлены два топливных бака по 1800 л. Они подвешены на покрыльевые точки. Дополнительно для многовременного провождения в воздухе установлена система дозаправки «шланг-конус». Но основным отличием от базовой модели считается установка новых двигателей АЛ-41Ф1С разработки НПО «Сатурн».

С конструктивной точки зрения эти двигатели являются углубленным развитием серии АЛ-31Ф. Отличаются от базы новым, увеличенным на 3% в диаметре вентилятором, обновленными турбинами низкого и высокого давления, улучшенной цифровой системой управления. Предусмотрено используемое сопло с управляемым вектором тяги. Результатом является повышенная тяга двигателя – на 16%.

Помимо прочего, на Су-35 поставили вспомогательную газотурбинную генераторно-двигательную установку ВГТД ТА14-130-35 с мощностью 105 кВт. Она обеспечивает конденсирование отсеков и кабины, при этом снабжает их электроэнергией.

Основой комплексного бортового оборудования является информационно-управляемая система – ИУС. Она осуществляет функциональную, логическую, информационную и программную увязку главного оборудования в цельную интегрированную систему. Именно она обеспечивает взаимодействие между оборудованием и экипажем. Состав ИУС: вычислитель средства преобразования и коммутации, система индикации – концепция «стеклянная кабина».

Два многофункциональных цветных ЖКИ по типу МФИ-35, пульты с наличием дисплейного процессора и управления индикации, широкоугольный индикатор колоратурного типа на фоне стекла ИКШ-1М представляют собой информационно-управляющее поле кабины Су-35. Индикаторы МФИ-35 диагональю 15 дюймов и разрешением 1400 х 1050 пикселей используются в качестве приема информации, ее обработки и отображения на экране для пилота. Мультиоконный режим включает в себя графическое, цифробуквенное и символьное отображение информации.

Многофункциональный пульт упрощает работу управления выдачи необходимых задач и информации. Индикатор КИШ-1М используется в качестве наблюдателя тыловой стороны кабины, поле зрения 20 х 30. Таким образом, на Су-35 управление всеми системами, бортовым оборудованием и вооружением осуществляется по концепции HOTAS.

Управление вооружением делается через РЛСУ с антенной фазированной решеткой «Ирбис-Э». Ее разработали в ОАО «Научно-исследовательский институт приборостроения имени В.В. Тихомирова». «Ирбис-Э» стал продолжением РЛСУ «Барс», который применяли на ранее созданных Су-30МКМ и Су-30МКИ. Данная РЛСУ позволяет выявить и сопроводить около 30 воздушных целей и одновременно атаковать 8 из них. Селекция наземных целей варьируется в диапазоне четырех единиц, но при условии полного контроля воздушного пространства. Соответственно, «Ирбис» отличается от базы расширенной полосой рабочих частот, увеличенной зоной обнаружения и сопровождения, возросшей дальностью действия и улучшенной помехозащищенностью.

Помимо РЛСУ, за управление вооружением в самолете отвечает ОЛС-35 – оптико-локационная станция. В ней объединены теплопеленгатор, телевизионный канал и лазерный дальномер-целеуказатель. А для проведения специальных операций в режиме «воздух-поверхность» на Су-35 устанавливают оптико-электронный контейнер. В нем размещена лазерно-телевизионная прицельная станция, способная обнаружить, сопроводить, определить дальность и осуществить лазерный подсвет цели.

Самолет использует 10 узлов подвески для запуска ракет и еще 2 узла задействованы как место размещения РЭБ. Вооружение Су-35 состоит из 8 ракет класса «воздух-воздух» Р-27ЭР1, рассчитанных на среднюю дальность поражения целей. Ракеты Р-27ЭП1 и Р-27ЭТ1 размещены по 4 штуки. РВВ-АЕ – 12 штук, Р-73Э – 6 ракет ближнего боя.

К ракетам «воздух-поверхность» относятся 6 ракет тактического назначения Х-31А (в некоторых модификациях Х-29Л), 6 противорадиолокационных и противокорабельных ракет Х-31П и Х-31А и 5 обновленных противолодочных ракет Х-59МК с дальним радиусом. Среди новинок вооружения используются противолокационные ракеты повышенной дальности полета Х-58УШЭ, 3 ракеты системы «Клаб» и 1 одна тяжелая противокорабельная ракета повышенной дальности «Яхонт». Среди дополнительного вооружения применяются корректируемые бомбы КАБ-500Кр (ОД) с самонаведением телевизионного типа, новые КАБ-500С-Э спутникового наведения и три бомбы КАБ-1500Кр (иногда КАБ-1500Л) с телевизионным наведением. Масса боевого вооружения достигает 8000 кг – 12 точек внешней подвески.

История прототипа Су-35

Производство было начато на КнААПО в 2006 году. Первый прототип собрали через год, после чего он приступил к летным испытаниям. Первый полет Су-35 совершил в феврале 2008 года, пилот – С. Богдан. Второй и третий прототипы начали собирать в том же году. На 2020 год планировалось создать 160 самолетов этого класса. К тому времени сконструировали второй прототип, который взлетел впервые в октябре того же года. Ровно через год было объявление о законченной третьей модели. Однако уже в октябре из-за возникшей проблемы с управлением двигателем Су-35 (3-й прототип) попал в аварию.

За последние годы на всех летных испытаниях Су-35 совершил суммарно 400 полетов. На 15 августа 2012 года первые два прототипа поступили в ГЛИЦ для ГСИ. Параллельно с ними поступила первая серийная модель Су-35С-1.

На 2015 год в Министерство обороны РФ поступило 48 истребителей. Следует отметить исключительные характеристики самолета:

    Он превосходит все существующие тактические истребители четвертого поколения как европейские Eurofighter 2000 и Rafale, так и американские F-15, -16 и -18.

    Способен соперничать с самолетами пятого поколения.

    Считается самым быстрым истребителем.

    Преимущество в дальности полета.

    Единственный самолет, способный сделать пируэт «блинчик» (365-градусный разворот в горизонтальной плоскости) без утери скорости.

Су-35 характеристики:

Модификация Су-35C ("БМ")
Размер крыла, м 14.75
Длина самолета, м 21.95
Высота самолета, м 5.92
Площадь крыла, м2 62.20
Масса
пустого самолета 19000
нормальная взлетная 25300
максимальная взлетная 34500
топлива 11500
топлива (с двумя ПТБ) 14300
Тип двигателя 2 ТРДДФ АЛ-41Ф1С
Тяга, кгс
максимальная 2 х 8800
на форсаже 2 х 14500
Максимальная скорость, км/ч:
у земли 1400 (М=1.17)
на большой высоте 2500 (М=2.35)
Практическая дальность, км:
перегоночная с ПТБ 4500
на большой высоте без ПТБ 3600
на малой высоте 1580
Скороподъемность, м/мин 16800
Практический потолок, м 18000
Макс. эксплуатационная перегрузка 9
Экипаж, чел 1
Вооружение: одна 30-мм пушка ГШ-30-1 (150 патронов).
боевая нагрузка - 8000 кг на 12 узлах подвески:
УРВВ - Р-27Э, Р-77, Р-73, РВВ-СД, РВВ-МД,
8 х Р-27ЭР1, 4 х Р-27ЭТ1 и Р-27ЭП1,
12 х Р-77 РВВ-АЕ, 6 х Р-73
варианты:
- 9 х РВВ-СД + 2 х РВВ-МД;
- 5 х РВВ-СД + 2 х РВВ-МД + 2 х ударные ракеты класса Х-31.
УРВП: Х-31, Х-25, Х-29, Х-38, Х-58УШКЭ, Х-59МК (до 5 шт), С-25ЛД; неуправляемых ракет типов С-8 (в блоках), С-10 (в блоках) и С-25;
Бомбовая нагрузка: 4-5 х КАБ-500Кр, 4-5 х КАБ-500С-Э,
2-3 х КАБ-1500Кр, 2-3 х КАБ-1500Л или неуправляемые
бомбы различных калибров

В истории нашей авиации было два самолёта Су-35. В начале 90-х годов прошлого века на международных авиасалонах демонстрировался самолёт Су-27М, заводской индекс Т-10М, который представлял собой проделанную в 80-х годах коренную модернизацию базового Су-27. Это была первая попытка сделать из перехватчика многофункциональный истребитель.

Самолёт оборудовали новой БРЛС, которая обеспечила модернизированному Су-27 расширенные возможности применения управляемого оружия, была изменена система управления вооружением, для улучшения манёвренности конструкторы установили переднее горизонтальное оперение (ПГО).

В 90-х годах с распадом СССР и последовавшим за ним экономическим кризисом, финансирование программы практически было остановлено, а производство этих самолётов прекращено.

В начале нулевых годов, после смены политического руководства страны, были определены потребности отечественных ВВС в новых видах техники и спрогнозированы тенденции развития мировой боевой авиации, которые обозначили острую необходимость проведения радикальной модернизации тяжёлого Су-27 по сравнению с тем, что была сделана полтора десятилетия назад. Чтобы конкурировать с современными и перспективными американскими и европейскими истребителями, требовалось существенно модернизировать всю авионику самолёта и его вооружение, усовершенствовать конструкцию планера и заменить силовую установку на более мощную.

В 2005 году, когда была сформулирована концепция современного многофункционального истребителя, вернулись к индексу «35», который присвоили глубоко модернизированному Су-27. Поначалу истребитель обозначался как Су-35БМ - большая модернизация, потом название упростили до Су-35 с расчётом на зарубежных покупателей. Заинтересованность ВВС России, проявленная к этой машине, дала толчок к разработке варианта Су-35С - буква «С» традиционно обозначает варианты техники для поставок российской армии.

В ходе проектирования новой машины были применены конструктивные решения, которые в середине 1980-х годов отрабатывались на летающих лабораториях Су-27 и Су-27УБ.

В-первую очередь, необходимо было определиться с передним горизонтальным оперением (ПГО), испытанным на Т-10-24, с модифицированной системой дистанционного управления и системой дозаправки топливом в полёте.

В качестве силовой установки было решено установить модифицированные двигателей АЛ-31Ф с увеличенной до 13000 кгс тягой, а для увеличения дальности полёта использовать ПТБ ёмкостью по 2000 л. Также было решено отказаться от тормозного щитка, а его функции передать дифференциально отклоняемым рулям направления.

Специально для Су-35С в НПО «Сатурн» был создан двигатель поколения «4++» АЛ-41Ф-1C «изделие 117С» с форсажной камерой и всеракурсным управляемым вектором тяги (УВТ). В январе 2008 года были успешно завершены испытания всех пяти двигателей опытной партии, а к середине февраля завершилась наземная отработка бортовых систем самолёта. Установка нового двигателя, который существенно улучшил манёвренность самолёта, позволила отказаться от переднего горизонтального оперения, т.к. управляемый вектор тяги обеспечивал самолёту устойчивость и управляемость на больших углах атаки и на околонулевых скоростях.

Сверхманёвренный многофункциональный истребитель Су-35С (Flanker-E+ по классификации НАТО) относится к поколению истребителей «4++» и предназначен для перехвата и уничтожения в дальних и ближних воздушных боях всех классов воздушных целей, борьбы за господство в воздухе, а также для поражения наземных и надводных объектов, прикрытых средствами ПВО и расположенных на значительном удалении от аэродрома базирования. В Су-35С использованы технологии истребителей пятого поколения. Он может летать и воевать в условиях, когда «классические» истребители поколения «4» и «4+» не могут эффективно вести боевые действия. Поколение «4++» является условным и указывает только на то, что по своим характеристикам эта машина вплотную приближена к истребителю пятого поколения.

Планер Су-35С позволяет творить в небе уникальные фигуры. Лётчикам НАТО и США, при выполнении воздушных манёвров и фигур высшего пилотажа, приходится думать и постоянно держать у себя в голове цифры по углам атаки, чтобы не свалиться в штопор. Российский же самолёт позволяет об этом забыть, его можно вывести из любого положения, не прилагая особых усилий.

Главная цель, которую ставило Минобороны перед конструкторами КБ Сухого - создать самолёт переходного периода от поколения «4+» к пятому. Было необходимо закрыть пробел между устаревающими и постепенно выводящимися из состава ВВС истребителями Су-27 и авиакомплексом ПАК ФА Т-50, который только ещё должен поступить на вооружение ВКС России, предположительно в 2018 году. Для этого Су-35С имеет достаточно высокие ТТХ, а по своим возможностям он превосходит все истребители поколения «4+», такие, как «Супер Хорнет», «Рафаль» и «Тайфун» и способен противостоять единственному на сегодня серийному истребителю пятого поколения F-22, будучи при этом значительно дешевле «Раптора».

Первый лётный образец Су-35С был собран на КнААПО к августу 2007 года. Транспортным самолётом Ан-124 «Руслан» он был доставлен в подмосковный Жуковский, где демонстрировался на статической стоянке авиасалона МАКС 2007. По окончании авиасалона и перед началом лётных испытаний была продолжена наземная отработка систем и агрегатов самолёта.

Первый полёт опытного экземпляра нового российского истребителя состоялся 19 февраля 2008 года на аэродроме ЛИИ им. Громова в Жуковском. Пилотировал самолёт заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации Сергей Бо гдан. 2 октября того же года на Лётно-испытательной станции КнААПО к испытаниям был подключён второй опытный самолёт. Таким образом, лётные испытания Су-35С проводились одновременно и в Жуковском, и в Комсомольске-на-Амуре.

26 апреля 2009 года произошёл инцидент, который по счастливому стечению обстоятельств обошёлся без жертв.

"На аэродроме Дзёмги в Комсомольске-на-Амуре при рулёжке и скоростной пробежке в результате схода со взлётно-посадочной полосы произошла авария третьего лётного образца истребителя Су-35. Лётчик-испытатель первого класса Евгений Фролов штатно катапультировался и не пострадал", - так было заявлено в официальном сообщении компании Сухой.

Свидетели дают более подробную картину происшествия: "Выполнялась нескоростная рулёжка. Двигатели пилот вывел на форсаж, сбрасывать обороты обратно они не захотели. Последовательность происходившего далее: пожарные краны, аварийное торможение, тормозной парашют, отказ тормозов из-за перегрева, выезд за пределы ВПП, катапультирование. У самолёта сложились стойки и он загорелся, взрыва не было. Горящий, он остановился в 30 метрах от будки ВОХР. Охранницу увезли на скорой в шоковом состоянии от испуга. Пилот отделался ударом попы..."

"Сгорел Су35-4. Он делал пробежку, по программе врубил максимал тяги, в конце полосы у левого движка тяга не сбрасывается, а остаётся на max. Пилот Евгений Фролов изловчился развернуться (выпустив тормозной парашют и спалив тормоза), но газ он сбросить не смог и проехав всю полосу, катапультировался. Самолёт перескочил трубы теплотрассы сломал шасси и загорелся в 30 метрах от поста охраны (у бедной тётки говорят был нервный срыв). Причина оказалась банальна: не было зазора между тягой движка и ребром жёсткости съёмного люка, который на гонке двигателей был снят, и "косяк" не вылез."

В официальном заявлении ОКБ "Сухой" по поводу этого инцидента было также сказано: "Третий образец самолёта Су-35 планировалось подключить дополнительно к уже находящимся на испытаниях двум образцам, которые к настоящему времени совершили более ста полётов. С учётом успешных испытаний имеющихся двух лётных образцов, сроки реализации программы Су-35 останутся неизменными."

Основные технические характеристики
Взлётный вес, кг:
нормальный (2 x РВВ-АЕ + 2 x Р-73Э) 25300
максимальный 34500
Двигатель турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и всеракурсным УВТ, модель АЛ-41Ф-1C
количество, шт 2
тяга, кг 14500
Максимальный запас топлива во внутренних баках, кг 11500
Максимальный вес боевой нагрузки, кг 8000
Практический потолок, км 18
Дальность полёта с максимальной заправкой топлива, км:
Н=0, М=0,7 1580
Нкр, Мкр 3600
Перегоночная дальность с 2 х ПТБ-2000, км 4500
Время разгона на высоте 1000 м при остатке топлива 50% от нормальной заправки, сек:
от 600 км/ч до 1100 км/ч 13,8
от 1100 км/ч до 1300 км/ч 8,0
Максимальная скороподъёмность (Н=1000 м), м/с >280
Максимальная скорость полёта:
H=200 м, км/ч 1400
H=11000 м, число Маха 2,25
Максимальная эксплуатационная перегрузка, g 9
Длина разбега при нормальной взлётной массе на полном форсаже, м 400-450
Длина пробега при посадке на бетонную полосу с использованием тормозного парашюта и колесных тормозов с нормальной посадочной массой, м 650-700
Длина, м 21,9
Высота, м 5,9
Размах крыла, м 14,7

Авиасалон МАКС 2009 не предусматривал в своей лётной программе показательные полёты Су-35С, но запомнился тем, что на нём была заключена крупнейшая в России за последние десятилетия сделка по закупке в 2012-2015 годах 48 новейших многофункциональных истребителей.

В июле 2010 года компания «Сухой» заявила о завершении предварительных испытаний Су-35С, о полном подтверждении установленных характеристик комплекса бортового оборудования и характеристик сверхманёвренности и о готовности к прохождению государственных испытаний на боевое применение совместно с лётчиками ВВС России.

Приёмо-сдаточные испытания Су-35С-1 на аэродроме КнААПО, включавшие семь полётов, были успешно завершены к середине мая 2011 года, после чего самолёт был подготовлен к передаче Министерству обороны России для участия в программе государственных совместных испытаний. Самолёт был окрашен в серо-голубой камуфляж и получил бортовой № 01 с надписью «ВВС России». 28 мая 2011 года головной образец нового многофункционального истребителя Су-35С прибыл в Государственный лётно-испытательный центр Министерства обороны в Ахтубинске. Из Комсомольска-на-Амуре в Ахтубинск самолёт вылетел 27 мая под пилотированием полковника Алексея Пестрикова. Промежуточная посадка для дозаправки и отдыха была проведена в Челябинске. На следующий день, 28 мая, машина прибыла на аэродром ГЛИЦ.

Через полтора года, 25 декабря 2012 года Минобороны получило первые шесть серийных истребителей Су-35С. К концу 2015 года на вооружении ВКС России находилось 40 Су-35С, а на авиасалоне МАКС-2015 было подписано соглашение на поставку ещё 48 самолётов до 2020 года.

Вооружение

  • Пушечное: 1 × 30-мм авиационная пушка ГШ-30-1, 150 патронов
  • Точки подвески: 12
  • Вооружение, размещаемое на подвесках:
    • 8 УРВВ - Р-27РЭ,
    • Р-27ТЭ,
    • Р-77,
    • 6 УРВП С-25ЛД,
    • Х-29,
    • Х-59М,
    • Х-31А и П,
    • КАБ-500Кр,
    • ФАБ-500, -250,
    • ОФАБ-100,
    • НАР С-8, С-13, С-25.

Внешне Су-35С очень похож на Су-27. От первоначального Т-10М он отличается тем, что у него отсутствует ПГО, короче хвостовая балка, нет верхнего тормозного щитка, а его функции выполняют дифференциально отклоняемые рули направления. Из-за увеличения взлётного веса до 34 500 кг, усилено шасси, а передняя опора выполнена двухколёсной.

Крыло самолёта свободнонесущее, консоли имеют угол стреловидности по передней кромке 42 o , механизация крыла состоит из отклоняемых флаперонов и предкрылков (носков). Флапероны площадью 4,9 м 2 выполняют функции и закрылков, и элеронов, углы отклонения +35 o ...-20 o . Двухсекционные поворотные предкрылки площадью 4,6 м 2 отклоняются на 30 o . Выпуск флаперонов и отклонение предкрылков производится на взлётно-посадочных режимах, а также при маневрировании с приборными скоростями до 860 км/ч.

Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования Су-35С интегрирован в информационно-управляющую систему (ИУС) и обеспечивает интеллектуальную поддержку пилота во время применения вооружения самолёта в сложной боевой обстановке. В состав ИУС входят два центральных цифровых вычислителя, средства коммутации и преобразования информации и система индикации, реализующая концепцию «стеклянной кабины».

В кабине Су-35С установлены два цветных многофункциональных ЖК-индикатора типа МФИ-35 со встроенным дисплейным процессором, широкоугольный коллиматорный индикатор на фоне лобового стекла и ручка управления самолётом. 15-дюймовые (диагональ 37,5 см) дисплеи имеют разрешение 1400х1050 пикс.


Ручка управления самолётом.
1 – Кнопка отключения системы автоматического управления (САУ). Также под мизинцем пилота располагается рычаг временного отключения САУ: двигаясь на автопилоте, лётчик нажимает на рычаг и вручную выполняет манёвр, после чего САУ продолжает вести самолёт по новому курсу.
2 – Четырёхпозиционный переключатель режимов КБО для выбора боевых и навигационных режимов комплекса бортового оборудования.
3 – Кнопка приведения к горизонту. В случае потери ориентации в пространстве, в том числе при плохом самочувствии после перегрузок, пилот может нажать эту кнопку чтобы самолёт автоматически вернулся к прямолинейному движению с нулевым креном и тангажом.
4 – Кнопка стрельбы для пушечного вооружения. Ракеты запускаются гашеткой.
5 – Переключатель «Манёвр-траекторное управление» переводит самолёт в режим сверхманёвренности.
6 – Кнюппель (джойстик) управления маркером отвечает за положение курсора на экране.
(c) Марина Лысцева, http://fotografersha.livejournal.com/465322.html

Концерном "Радиоэлектронные технологии" была разработана новая бесплатформенная инерциальная навигационная система БИНС-СП2. Система определяет местоположение самолёта автономно без спутниковой навигации и связи с наземными службами. Эта же навигационная система устанавливается на истребитель 5-го поколения ПАК ФА Т-50.

Радиолокационная система Су-35С в пределах зоны обзора 100 о может обнаружить цели на дальности до 400 км, а также сопровождать до 30 воздушных целей и вести одновременный обстрел восьми из них. Такие возможности истребителю обеспечивает новая радиолокационная система управления (РЛСУ) с пассивной фазированной антенной решеткой «Ирбис-Э».

В более широкой зоне обзора - 300 о аналогичные цели гарантированно обнаруживаются на дальности до 200 км в передней полусфере (на фоне земли – до 170 км) и до 80 км в задней полусфере (до 50 км на фоне земли). “Сверхмалозаметные” цели с ЭОП 0.01 м 2 обнаруживаются “Ирбисом” на дальностях до 90 км. Дальность обнаружения наземных (надводных) целей составляет: для цели типа “авианосец” (ЭОП 50 000 м 2) – 400 км, “железнодорожный мост” (1000 м 2)- 150-200 км, “катер” (200 м 2)- 100-120 км, “установка оперативно-тактических ракет” и “группа танков” (30 м 2) – 60-70 км.

Для сравнения, у АФАР AN/APG-77 истребителя 5-го поколения F-22 Raptor дальность обнаружения цели c ЭПР=1 м² - 225 км в режиме азимут-скорость и 193 км в режиме LPI (частота меняется более 1000 раз в сек.), крылатая ракета (0,1 м²) - 125-110 км. Инструментальная дальность БРЛС - 525 км.

Ещё одна подсистема управления вооружением самолёта - оптико-локационная станция ОЛС-35, объединяющая в себе тепло-пеленгатор, лазерный дальномер-целеуказатель и телевизионный канал. Применение современной элементной базы, новых алгоритмов и программного обеспечения дают превосходство ОЛС-35 над ОЛС других самолётов семейства Су-27 и Су-30 по дальности и точности действия, а также надёжности. Зона обзора, обнаружения и автоматического сопровождения цели оптико-локационной станцией составляет 90 о по азимуту и +60 о...-15 о по углу места. Дальность обнаружения воздушной цели теплопеленгатором в передней полусфере составляет не менее 50 км, в задней – не менее 90 км. Лазерный дальномер измеряет расстояние до воздушной цели в диапазоне до 20 км, а до наземной – до 30 км. с точностью измерения 5 м.

Последнее обновление 1.02.2016 г.

В понедельник, 1 февраля, СМИ сообщили о том, что . Сообщается, что речь идет о четырех самолётах, которые уже прибыли в Латакию.

Напомним, что 25 декабря, Су-35С авиационного полка объединения ВВС и ПВО Восточного военного округа (ВВО) впервые заступили на боевое дежурство по противовоздушной обороне в Хабаровском крае.

О том, что представляет собой истребитель Су-35С, рассказывает АиФ.ru.

Су-35C — глубоко модернизированный сверхманевренный многофункциональный истребитель поколения «4++». В нем использованы технологии пятого поколения, обеспечивающие превосходство над истребителями аналогичного класса.

Отличительными особенностями самолета являются:

  • новый комплекс авионики на основе цифровой информационно-управляющей системы, интегрирующей системы бортового оборудования;
  • новая радиолокационная станция (РЛС) с фазированной антенной решеткой с большой дальностью обнаружения воздушных целей с увеличенным числом одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей;
  • новые двигатели с увеличенной тягой и поворотным вектором тяги.

Отличительные особенности

Лучшие лётно-технические характеристики по сравнению с аналогами . Разработчики Су-35С подчёркивают, что характеристики этого самолёта превосходят все тактические европейские истребители поколения 4 и 4 + типа Rafale и Eurofighter 2000, модернизированные американские истребители типа F-15, F-16 и F-18. Су-35С могут успешно противодействовать истребителям пятого поколения F-35 и F-22A.

Скорость . Су-35С является самым быстрым (2400 км/ч на высоте 11 км) истребителем, он имеет почти двукратное преимущество перед современными французским (Rafale) и шведским (Gripen) истребителями в дальности полета.

Усовершенствованный планер с усиленной конструкцией . Он позволил добиться существенного увеличения ресурса самолета — до 6000 ч или 30 лет эксплуатации (ресурс до первого контрольно-восстановительного ремонта повышен до 1500 ч или 10 лет эксплуатации). Также усиленная конструкция планера позволила увеличить максимальную взлетную массу самолёта до 38 800 кг.

Манёвренность . Су-35С — единственный в мире самолет, который может совершить "блинчик" — разворот на 365 градусов в горизонтальной плоскости без потери скорости.

По словам разработчиков самолёта, к лайнеру уместно употребить термин «щадящий режим модернизации» по сравнению с моделью Су-35. Это обусловлено стремлением конструкторов избежать или свести к минимуму объем дорогостоящих испытаний, а также предельно полно использовать существующую серийную оснастку.

Технические характеристики

Модификация

Размер крыла, м

Длина самолета, м

Высота самолета, м

Площадь крыла, м2

пустого самолета

нормальная взлетная

максимальная взлетная

Тип двигателя

2 турбореактивных

двухконтурных двигателя

с форсажной камерой авиа АЛ-41Ф1С

Тяга, кгс

максимальная

на форсаже

Максимальная скорость, км/ч:

на большой высоте

Практическая дальность, км:

Скороподъемность, м/мин

Практический потолок, м

Макс. эксплуатационная перегрузка

Экипаж, чел

Вооружение:

одна 30-мм пушка ГШ-30-1 (150 патронов). 8000 кг на 12 узлах подвески:
Управляемые ракеты класса «Воздух-Воздух»

Р-27Э, Р-77, Р-73, РВВ-СД, РВВ-МД,
8 х Р-27ЭР1, 4 х Р-27ЭТ1 и Р-27ЭП1,
12 х Р-77 РВВ-АЕ, 6 х Р-73

4-5 х КАБ-500С-Э,
2-3 х КАБ-1500Кр, 2-3 х КАБ-1500Л

или неуправляемые
бомбы различных калибров.

Металлический ураган, наделённый исключительной боевой мощью и новаторскими информационно-управляющими системами. Болид, которому под силу преодолеть звуковой барьер без включения форсажа. Бравый воин, способный единовременно атаковать до восьми воздушных целей, и являющийся флагманом ударных авиадивизий России. Всё это многоцелевой современный истребитель – Су35С.

В распоряжении фронтовой авиации ВВС России находится целый ряд современных истребителей. Это заслужившие мировое признание: МиГ-29, МиГ-31, Су-27 и Су-30 СМ. Каждый из них способен эффективно выполнять боевые задачи в современных условиях. Но особое место в авиапарке Российских ВВС занимает самолёт Су-35С четвёртого поколения++.

История создания поколения 4++

Базовой моделью для создания самолёта четвёртого поколения+/+, стал многоцелевой .

Планер этой модели показал отличные лётные качества, и имел значительные резервы для модернизации, что и привело к созданию нового самолёта на его базе.

Конструкторы последовательно решили следующие задачи:

  • глубокая модернизация планера;
  • автоматизированное управление оперением;
  • активная система безопасности;
  • сверхманёвренность;
  • многофункциональность.

Многое из полезного оборудования Су-27 было решено оставить. Однако серьёзной модернизации избежать не удалось. Первый квартал 2006 года ознаменовался началом работ над первой партией опытных моделей. Истребители Су-35 начали свой путь в городе Комсомольск-на-Амуре на авиационном предприятии имени Ю. А. Гагарина. Данная организация является филиалом компании «Сухой».

Согласно плану конструкторов, лётные испытания должны были начаться к середине 2007 года. Назначенная дата тестовых вылетов оказалась нарушена по уважительным причинам и её пришлось пролонгировать до 2008 года. Вынужденный перенос сроков не помешал показать самолёт Су-35С без полётов на международном авиашоу МАКС-2007.

Первый вылет и первый контракт на покупку новейшего истребителя

Первый прототип поднялся в воздух в середине февраля 2008 г. Пилотировал Су-35 лётчик-испытатель Сергей Богдан, показав хороший результат и высший пилотаж.


На следующий день 20 февраля новейший истребитель впервые продемонстрировали президенту Российской Федерации В. В. Путину в подмосковном городе Жуковский.

К осени того же года на «КнАПО» изготовили второй прототип Су-35 и второго октября он совершил свой первый полёт в дальневосточном небе.

За семь месяцев испытаний второй образец совершил более 100 испытательных вылетов.

На авиасалоне «МАКС-2009» проходящем по традиции в подмосковном городе Жуковский, между военными ведомствами и предприятием «Сухой» был заключён контракт на поставку 48 авиамашин нового поколения Су-35 с 2012 до 2015 год. При своевременном выполнении договора поставки между сторонами рассматривалось заключение повторного аналогичного контракта с 2015 до 2020 года.

Предварительные испытания были окончены спустя год, и в 2010 началось серийное производство. Первые истребители Су-35С увидели свет третьего мая и второго декабря 2011 года. К наименованию самолёта добавилась буква С, означающая серийность.

Согласно контракту, к 2013 году Министерство Обороны России получило 22 из 48 заказанных истребителя. Учитывая выполненные обязательств авиапромышленным предприятием «Сухой» по первому договору и второму аналогичному контракту, к 2016 году на вооружение принято более 65 самолётов Су-35С.

Конструкция и новейшие технологии

Внешний вид истребителя Су-35 внушительный и эстетичный. Он имеет стремительную форму напоминающую хищника с распластанными крыльями, с мускулистой шеей и двумя вертикальными «плавниками» хвостовой части, на которых установлены поворотные рулевые панели.


Дополнительно установлено переднее горизонтальное оперение, что улучшило управляемость самолета. Для планера были использованы наработки Су-27К, истребителя предназначенного для эксплуатации на авианесущих кораблях. Корпус выполнен из титана и алюминия.

Стойки шасси были усилены, подвеска обрела дополнительные надёжные элементы.

Кабина пилота оборудована катапультным креслом К36.

Носовая часть оснащена приёмником воздушного потока в виде копья, который крепится к носовому обтекателю, закрывающего РЛС. Площадь вертикального оперения была увеличена для повышения стабильности и манёвренности. Задний гаргрот пришлось нарастить в диаметре, так как современное оборудование заняло больше объёма, чем предыдущее.

Тормозной парашют тоже изменил свое местоположение, теперь теперь его отсек наверху фюзеляжа, впереди топливного бака. Засекреченное покрытие планера в виде напыления (технология Стелс) существенно снижает радиолокационную и тепловую заметность самолета.

Двигатели

Самолёт Су-35 оборудуется двумя авиадвигателями «АЛ-41Ф1С» с управляемым вектором тяги УВТ. Двухконтурная конструкция турбореактивной силовой установки имеет высокую надежность и тягу. Эти модели аэродвигателей, служат прототипами для истребителей пятого поколения, после соответствующей модернизации. Форсажная и безфорсажная тяги занижены, чтобы не снижать рабочий ресурс.


Скорость сверхзвука достигается без перехода в режим форсаж. Ресурс авиадвигателей 4000 часов, плановое обслуживание проводится через каждые 1000 часов. Управление двухмоторной силовой установкой выполняется в электронно-механическом режиме.

Авионика

Истребители Су-35С оснащены радиолокационной системой РЛС Н035 «Ирбис», которая без труда обнаруживает цель на расстоянии 400 км. Дополняет конструкцию оптико-локационная станция и ОЭИС. Панель приборов в кабине пилота состоит из двух жидкокристаллических экранов. Для большей концентрации пилота, на лобовое стекло выведена голографическая проекция.

Современное оснащение системой контроля и применения оружия состоит из:

  • оптоэлектронной системы;
  • функциональной РЛС;
  • электронного управления.

Мультирежимная РЛС с защитой от помех позволяет автоматически переходить в боевой режим для атаки сухопутных целей. Также система способна обнаружить и сопровождать воздушную цель на расстоянии 400-450 км, и находящиеся на земле объекты от 200 до 250 км.

Боевое оснащение Су-35 остаётся эксклюзивным среди аналогичных истребителей во всём мире и способно поражать:

  • морские;
  • наземные;
  • воздушные цели.

ТТХ в сравнении с аналогами

В таблице указаны: основное описание, особенности, технические характеристики.

Модификации истребителя Су35 / Т10М Су35Б / Т10БМ / Су35С
Длина корпуса, м 22,18 21,95
Размах крыльев, м 14,71 14,76
Высота самолёта, м 6,36 / 6,44 5,93
Фактическая площадь крыла, кв/м 62,05 62,3
Стреловидность крыла, градус 41,97 41,97
414,50 409,90
547,50 610,90
Тяговооруженность средняя T/W 0,98 1,15
Тяговооруженность максимальная T/W 0,75 0,77
Максимальная взлётная масса, кг 33990 34495
Средняя взлётная масса, кг 24690 25320 (ракеты Р-77 и Р-73 по 2 шт.)
Масса без нагрузки, кг 18410 19050
Масса горючего с подвесными баками, кг 14295 14295
Масса горючего без подвесных баков, кг 10252 11520
8100 8100
Предельная скорость на высоте, км/ч -Мах 2500 / 2.35
2500 / 2.35
Предельная скорость у земли км/ч - Мах 1400 / 1.17 1400 / 1.17 (на высоте 200 м, зафиксировано ГСИ в 2011 г.)
Максимальная скорость без форсажа, км/ч - Мах 1300 / 1.1 превышая 1300 (превышая 1.1)
на первом прототипе Т10БМ
Крейсерская скорость, км/ч - Мах 810-970 / 0.74-0.9
Предельная дальность полёта с одной дозаправкой, км 6350
Предельная дальность полета с подвесными топливными баками, км 4530 4530
Предельная дальность полета без подвесных баков, км 3390 3610 (крейсерская скорость)
Удалённость полета у земли со скоростью - 0.7 Маха, км 1590
Радиус ведения боя, км 1650
Практический потолок, м 18100 18100 / 19100
(зафиксировано на первом этапе ГСИ в 2011 году)
Скороподъемность, м/с 300 300
Разгона на высоте 1000 м при остатке топлива 50%, км/ч -секунд 590-1150 за 13,9 с 590 - 1150 за 13.9 с
1150 -1350 за 8 с
Предельная эксплуатационная перегрузка, G 9
Оценочная площадь ЭПР 0.5-2 кв.м
Разбег, м 390-450 400-450 м (взлетная масса средняя, полный форсаж)
Посадочная дистанция, м 650-700 650-700 (с использованием тормозного парашюта и при средней массе)

Боевое крещение

2016 год стал ответственным для ВКС России, так как были поставлены служебные задачи в Сирии. Для их выполнения туда были направлены новейшие самолёты Су-35С. Базирование самолетов на авиабазе Хмеймим. Российская авиабаза находится в зоне боевых действий и самолеты постоянно находятся в воздухе выполняя операции патрулирования, прикрытия и разведки.

Основная задача «Сушек» состояла в сопровождении и авиационном прикрытии других транспортных и военных самолётов. Министерство Обороны России отмечало, что при становлении пары Су-35 «в противоход» обзорность достигала 360 градусов в радиусе 200 км вокруг.


Появление нового поколения Российских самолётов в Сирийском небе вызвало неподдельный интерес военных атташе зарубежных стран. Были попытки сравнить российский истребитель «Су» и американские самолёты F-15 F/A-18 со стороны иностранных экспертов, что привело к неутешительным выводам для экспертов США.

Министерство обороны, спустя год боевого дежурства новых самолётов в Сирии заявило, что Су-35С полностью соответствуют заявленным характеристикам, и превосходят большинство иностранных аналогов, таких как F-22 Raptor, который относится к пятому поколению. 23 ноября 2017 пара выполняли боевую задачу по прикрытию наземных войск. В это время в непосредственной близости штурмовиков появился F-22 Раптор.

Который имитировал атаку, выпускал тепловые ловушки и маневрировал в опасной близости от самолетов ВКС. С авиабазы было подняты дежурные машины. Скорость истребителя Су-35С позволила оперативно достичь места происшествия.

При приближении вернулся на базу, прекратив провокационные действия.

Министр обороны России Сергей Шойгу официально заявил о том, что военная операция в Сирии в очередной раз подтвердила высокую квалификацию российской авиации.

Иностранные военные, журналисты и простые люди впервые увидели гордость российской авиации самолёт Су-35С на международном авиасалоне в Ле-Бурже. Все с нетерпением ждали демонстрационного полёта новейшего истребителя.

Пилотировать самолёт поручили всё тому же Сергею Богдану герою России. Российский истребитель демонстрировал фигуры высшего пилотажа, но, когда он неоднократно выполнил «блинчик» – это разворот самолёта практически на месте с радиусом 360 градусов без потери высоты, посетители авиасалона ахнули от восторга. Нет такого самолёта в мире, который мог бы выполнить подобный номер.

Инженер из Франции Кристиан Куновски заявил: «Это не истребитель, а НЛО! Я плакал от восторга впервые в своей жизни». Добавив, что русская машина способна большее в сравнении с Миражом. Таким образом боевые машины завоевали сердца иностранцев на лазурном берегу.

Перспективы модернизации

Учитывая перспективы активного развития мирового авиастроения можно основательно предположить, что нынешний облик Су-35С скорее всего не последний.


Истребители западного производства четвёртого поколения практически все прошли модернизацию по замене радиолокационных станций на современные аналоги и мультифункциональные фазированные антенные решётки. Таким образом новейшие РЛС и АФАР повышают эффективность по нахождению цели и разделяют их на количество сопровождающих самолётов.

Рассматривается интересная идея по установке в воздухозаборник функциональных радаров-блокеров, и установке дополнительного вооружения между воздушными каналами. Используемый двигатель «АЛ-41Ф1С» готов перейти в пятое поколение с незначительной доработкой. Перспективы Су-35С весьма завидны, помимо внутреннего рынка он вызывает нескрываемый интерес у потенциальных покупателей за рубежом.

Видео