Международное сотрудничество в исследовании и использовании космоса. Международное сотрудничество в космосе

Новый директор Института космических исследований, член-корреспондент РАН Анатолий Петрукович / Фото: Роскосмос

Институт космических исследований РАН – ведущий научный институт России по исследованиям космоса. Именно здесь были изготовлены научные приборы многих советских межпланетных станций для исследования Луны, Марса, Венеры, а сейчас разработки института широко востребованы и за рубежом. Российская аппаратура помогает европейским и американским орбитальным и посадочным зондам искать воду на Луне и Марсе, исследовать атмосферы небесных тел.

С конца сентября институт возглавил новый директор, избранный на эту должность коллективом, физик, специалист в области космической плазмы, член-корреспондент РАН Анатолий Петрукович. О текущем состоянии космической науки, проблемах и планах развития института в первом интервью в новой должности он рассказал специальному корреспонденту РИА Новости Дмитрию Струговцу.

- Анатолий Алексеевич, планируется ли провести какие-то изменения в оргштатной структуре института, может быть, в направлениях его деятельности?

Реорганизация проводилась буквально несколько лет назад, поэтому каких-то революционных задач в этом плане перед новым руководством не стоит. Конечно, изменения происходят постоянно и будут происходить, коллектив у нас достаточно живой, приходит много молодежи, появляются новые интересы.

Что касается тематики, то приоритеты космической науки не зафиксированы раз и навсегда. То, что было интересно 20 лет назад, может быть неактуально сейчас. Например, появились такие направления деятельности, как исследования экзопланет (планеты в других звездных системах – ред.), новые способы изучения планет Солнечной системы и Солнца, анализа данных дистанционного зондирования Земли. Меняются и наши подходы, взгляды. Считаю, что надо уделять больше внимания тому, чтобы новые направления в структуре деятельности института появлялись легче.

- Вы рассказали про поиск экзопланет. Известно, что в России это направление не очень сильно развито. Планирует ли институт уделить этой тематике особое внимание?

Конечно, мы развиваем это направление, но российских специалистов здесь не так много, надо растить их почти с нуля. Мы занимаемся теоретическими исследованиями, в рамках проекта "Планетный мониторинг" изготавливаем аппаратуру, которую предполагается разместить на российском сегменте международной космической станции. Еще есть план использовать для поиска экзопланет возможности, которые представляет космический аппарат "Спектр-УФ". Это проект Института астрономии, но ИКИ активно участвует в изготовлении ряда ключевых блоков научной аппаратуры.

- Кроме наблюдений за космосом институт занимается и прикладной тематикой по дистанционному зондированию Земли – разрабатывает технологии работы со спутниковыми данными в интересах различных заказчиков. Ставите ли вы, помимо этого направления, еще какие-то задачи по коммерциализации деятельности института?

Действительно, анализ данных дистанционного зондирования Земли - это новая бурно развивающаяся мультидисциплинарная прикладная тематика. Мы работаем со сверхбольшими массивами данных, кроме того, необходимо понимать и что фактически происходит на Земле - как образуется лед или растет лес. Поэтому без фундаментальной науки и здесь не обойтись. В этой отрасли мы занимаем твердые позиции - выполняем заказы министерств, ведомств, местных органов власти, создан центр коллективного пользования данных дистанционного зондирования Земли для научных организаций. На ежегодную всероссийскую конференцию по этой тематике в ИКИ приезжает более полутысячи участников.

Другой огромный блок нашей деятельности, приносящей дополнительный доход, это разработка различных приборов и систем для космических аппаратов и авиационной техники. Скажу только, что в настоящее время приборы ИКИ работают более чем на пятнадцати российских космических аппаратах.

В целом же коммерциализация в космосе вещь зачастую условная. Почти все наши коммерческие заказчики в том или ином виде госструктуры. Мы выполняем работы по линии гособоронзаказа, изготавливаем оборудование для спутников, предоставляем услуги. Для нас, конечно, их можно назвать коммерческими заказчиками, которые приносят внебюджетные средства.

- Сколько всего сотрудников в ИКИ?

Общая численность около 1300 человек, из них почти 200 научных сотрудников. Для академического института это небольшой процент научных кадров, но это связано с тем, что у нас большие инженерно-технические подразделения, которые ведут прикладные работы.

- Каков бюджет института и какова в нем часть внебюджетных поступлений ?

Общий бюджет 2018 года был чуть менее трех миллиардов рублей в год. Лишь малая доля этого - получаемые от министерства науки и высшего образования субсидии на выполнение государственного задания - научно-исследовательские работы в области фундаментальной и прикладной науки. Остальное мы зарабатываем по различным грантам и контрактам.

- Сегодня государство требует интеграции образования и науки, как это отражается на деятельности классического академического института?

Образовательная деятельность всегда была для нас приоритетом. Хорошего научного сотрудника или инженера можно вырастить только вовлекая его или ее в реальную деятельность со студенческой скамьи и даже раньше. Сейчас на нескольких базовых кафедрах ИКИ в ведущих московских вузах (МФТИ, МГУ, ВШЭ) обучается более ста студентов, решающих самые актуальные задачи под руководством ведущих российских специалистов. Через музей и лекторий ИКИ за последний год прошли около тысячи школьников.

- Научные инструменты ИКИ стоят на многих зарубежных космических аппаратах. Какой объем в бюджете занимает сотрудничество с иностранными заказчиками?

Сейчас в космосе работают семь зарубежных космических аппаратов, включая американский марсоход, на которых стоит оборудование ИКИ. Действительно, у института широкая международная кооперация, и мы считаем, что она будет развиваться и в будущем, это естественно для нашей сферы деятельности.

Международное сотрудничество в исследованиях космоса выгодно всем. Связано это с тем, что сложность космической техники возрастает, финансирование ограничено у всех стран, и поэтому даже ведущие космические агентства вступают в кооперацию друг с другом. Но при значительном международном сотрудничестве объем иностранных заказов у нас небольшой. В космической науке деньги через границы обычно не ходят. Российская сторона оплачивает изготовленное в России оборудование, иностранная сторона – иностранную продукцию. Так, на космической обсерватории "Спектр-РГ", которая должна полететь в этом году, установлены два телескопа: один из Германии, построенный за деньги немецких налогоплательщиков, и один из России, построенный за наши средства. На европейских и американских аппаратах летают приборы ИКИ, изготовление которых оплачивал Роскосмос.

И это мы говорим об отдельных космических аппаратах. Если же задуматься о программе исследования Луны, тем более с организацией пилотируемых миссий, то становится понятно, что там просто нет альтернативы международному сотрудничеству. Технические сложности и финансовая нагрузка лунной программы настолько велики, что ни одна страна мира, даже США или Китай, не в состоянии самостоятельно ее реализовать.

Если говорить о дистанционном зондировании Земли, то нужно понимать, что более 90 процентов всех наблюдений, просто по факту количества космических аппаратов, поступает с зарубежных спутников. Мы стараемся обеспечить максимальное качество информации, поэтому должны пользоваться всем доступным объемом данных. То есть и в этом случае международное сотрудничество не имеет альтернативы.

- Если объем международного сотрудничества будет только нарастать, означает ли это, что крупных национальных проектов будет становиться все меньше?

Почти каждый научный проект имеет флаг на борту, это флаг основного изготовителя (исключения редки, и в случае МКС, например, они в каком-то смысле подтверждают правило). Но, как правило, значительная часть оборудования в том или ином виде приходит из-за рубежа. Каждый такой космический аппарат – это штучная продукция, в которую для получения максимальной отдачи пытаются собрать лучшие компетенции со всего мира. Я уже говорил, что на "Спектре-РГ" один телескоп наш, один из Германии. Бывают и более сложные проекты. Например, "ЭкзоМарс". Для первого аппарата "ЭкзоМарс-2016" Россия предоставила ракету, Европа – межпланетный аппарат, а научная нагрузка на нем поделена пополам: два научных прибора предоставила Россия, два - Европа. На следующем этапе, который носит название "ЭкзоМарс-2020", все еще сложнее. Мы делаем посадочную платформу и научные приборы, европейцы ставят свое электронное оборудование и предоставляют ровер. При этом стартует все на российской ракете. Это очень сложный проект с точки зрения международной кооперации.

- Учитывая, что у нас своя школа проектирования, у Европы – своя, не возникало ли сложностей объединить их в проекте "ЭкзоМарс"?

Трудности всегда возникают, но мы их преодолеваем. "ЭкзоМарс" - важный проект для обеих сторон, поэтому все участники настроены на конструктивный диалог и максимальное взаимодействие. Сейчас наступил такой активный период, что не бывает недели, когда либо российская делегация не едет в Европу, либо европейские разработчики не находятся с рабочим визитом в России. Работы в настоящее время практически находятся в графике.

- Если говорить о предварительных результатах миссии "ЭкзоМарс-2016", то на орбитальном аппарате TGO, который сейчас вращается по орбите Марса, работают российские научные приборы FREND и ACS. Какие данные получены с них на данный момент?

FREND - это нейтронный спектрометр, который предназначен для поиска воды на Марсе. Мы уже длительное время точно знаем, что определенное количество воды сохранено в виде льда в грунте планеты. FREND проведет точное картирование поверхности Марса с разрешением в несколько раз лучше прежних данных. Нейтронный поток, исходящий с поверхности планеты, слабый, поэтому, чтобы составить детальную карту, нужно пролететь над одним и тем же районом несколько раз, набрать необходимую статистику. Полный сбор данных займет несколько лет, но уже понятно, что обнаружены новые детали распределения воды, которые раньше были для нас недоступны.

- А результаты второго прибора – спектрометра малых газов ACS?

Малые газы на то и малые, что сигнал от них тоже не велик. Чаще говорят о следовых, на грани заметности, количествах таких газов в атмосфере Марса. Наш прибор, он включает три спектрометра, очень чувствительный, но и ему надо получить большой объем данных, прежде чем делать выводы. Первые результаты его работы будут опубликованы в ведущих научных журналах, надеемся, уже в ближайшем будущем. Учитывая, что журнал требует соблюдения научного эмбарго - запрета на разглашение до публикации, я даже не узнавал у коллег подробностей, какие результаты получены, чтобы случайно вам не проговориться.

- Предполагается, что в российских лунных проектах активное участие примет Европейское космическое агентство, но недавно один из европейских научных приборов был исключен из состава оборудования первого за 40 лет российского лунного посадочного аппарата "Луна-25". Почему так произошло?

Ничего из ряда вон выходящего с европейским прибором не произошло. В связи с тем, что сроки запуска "Луны-25" несколько раз сдвигались, у шведского прибора подходил к концу гарантийный срок и разработчик принял решение передать аппаратуру для установки на китайский лунный аппарат.

Что касается сотрудничества со странами Европы, то для первых трех российских лунных аппаратов, а речь идет о двух посадочных станциях "Луна-25" и "Луна-27" и орбитальном аппарате "Луна-26", коллеги изготовят и поставят около 10 научных и технологических приборов. Речь не только об участии Европейского космического агентства, но и о приборах, которые создаются национальными космическими агентствами стран Европы. Сейчас в стадии завершающего согласования находится соглашение между Роскосмосом и ЕКА о сотрудничестве в лунных проектах. В нем будет прописано, какую конкретно роль в проектах будет играть ЕКА.

- Как европейцы относятся к тому, что наши лунные миссии постоянно откладываются? Готовы ли они продолжать сотрудничать в таких условиях?

Переносы не нравятся никому, но в сотрудничестве заинтересованы все. В научном мире все держится на личных связях и памяти о многих десятилетиях успешного сотрудничества между нами и европейскими организациями. Авторитет многолетней работы удерживает нас вместе. Иногда, по их мнению, мы слишком поздно сообщаем о возможности сотрудничества и они не успевают войти в проект. В Европе более длительные интервалы планирования, более сложная структура выделения финансов, требующая согласования вопроса между странами. Но сроки сдвигаются не только у нас. У того же европейского космического аппарата BepiColombo с широким международным участием, который недавно отправился к Меркурию, запуск несколько лет откладывался из-за технических проблем.

Космическая деятельность вообще и исследования в частности – удовольствие только для высокоорганизованных стран, которые могут позволить себе рассчитать финансирование и получение отдачи через много лет. BepiColombo готовился к полету 10 лет, семь лет будет лететь и несколько лет работать около Меркурия. Нам, конечно, не хватает такой стабильности и уверенности в завтрашнем дне.

- Одна из долгосрочных программ как раз сейчас находится в проработке. Недавно глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин объявил, что научно-технический совет госкорпорации вместе с РАН готовят концепцию лунной программы. Ваш институт принимает участие в составлении этого документа?

Со стороны РАН образована группа, в которую вошли в том числе и специалисты нашего института. Когда документ будет готов, он будет представлен.

- Этот документ будет предполагать какие-то новые проекты или станет компиляцией имеющихся планов по изучению Луны с помощью автоматических станций и пилотируемых миссий?

Чего нам не хватало раньше, так это цельной реализуемой программы, которая бы учитывала наши текущие не очень большие возможности и давала четкие перспективы: куда мы идем и зачем, что мы будем делать не только сейчас, но и через 10-15 лет. Специалисты, занятые подготовкой концепции, пытаются ответить на вопрос, что нам нужно от Луны? Естественно, что программа начинается с исследования Луны автоматическими станциями, а заканчивается пилотируемыми полетами, но внутри много интересных деталей, на которых раньше не акцентировали внимание. Например, мы видим, как активно развивается робототехника, поэтому в исследовании Луны ее роль заметно возрастет по сравнению с более ранними представлениями.

Много предложений в концепцию поступает по научной лунной программе. Но далеко не все задачи, которые предлагались по этой тематике, выдерживают проверку по критериям актуальности и реализуемости. То есть в итоге, конечно же, это не будет простая компиляция, мы позиционируем новую программу как документ, который расставит приоритеты.

- Это будет что-то вроде Федеральной космической программы, но с акцентом на Луну?

Прежде всего речь идет о самом концептуальном документе, который задает ориентиры. Далее он должен преломиться в техническую часть – какую технику нужно разрабатывать, сколько нужно ракет, и финансовую часть – сколько для этого потребуется денег. Техническая и финансовая часть в нашу сферу деятельности не входят, это задачи для Роскосмоса.

- Будет ли в этой концепции предусмотрено взаимодействие с зарубежными агентствами?

Любое движение в сторону Луны настолько затратное и сложное, что без международного сотрудничества и кооперации фактически невозможно ничего сделать. Пока в мире, за исключением предложения США о создании окололунной станции, нет настолько проработанных программ, которые могли бы увлечь за собой другие страны. Мы намерены предложить российское видение, которое можно было бы обсуждать с зарубежными партнерами.

- Еще один перспективный проект с зарубежным участием – межпланетная долгоживущая станция "Венера-Д". Российский спускаемый аппарат должен проработать на поверхности планеты несколько часов, а американский блок, благодаря электронике на карбиде кремния, не менее 60 суток. Как так получается?

Аппарат "Венера-Д" - наш перспективный проект, который мы предлагаем реализовать после 2025 года. Он должен дать нам гораздо больше информации, чем все предыдущие станции серии "Венера", садившиеся на планету. Проект очень заинтересовал американскую сторону, у которой опыта в изучении Венеры, а ее называли в свое время "советской планетой", намного меньше. Сейчас над проектом работает совместная рабочая группа. В рамках прорабатываемого облика проекта предполагается, что американцы создадут свой долгоживущий маленький блок для нашего посадочного аппарата и некоторые дополнительные элементы миссии для исследования атмосферы планеты.

Что касается проблем со сроком жизни станции, то напомню, что на поверхности Венеры температура составляет 500 градусов Цельсия и давление 100 атмосфер. Охлаждать электронику до обычной температуры 50 градусов в таких условиях долго невозможно. Для работы системы охлаждения просто неоткуда взять энергию. Вся надежда на разработку электроники, которая может работать при высоких температурах. У американцев есть прототипы такой электроники, поэтому они находятся в выигрышной ситуации.

- Почему нельзя закупить электронику у США, ведь это научный, а не военный проект?

Просто так отдавать секретную электронику никто не станет.

- Но при этом Европа ставит свой компьютер на наш десантный модуль в проекте "ЭкзоМарс-2020".

В проекте "Экзомарс-2020" они поставят свой компьютер на десантный модуль, который мы привезем в Европу. Кроме того, когда вы поставляете готовый прибор, это одно, он опечатан, готов к установке, а когда электроника поставляется отдельно, конечно, ее изготовители боятся, что она может быть просканирована и изучена.

- Несколько лет назад ИКИ запустил в космос микроспутник "Чибис-М" для изучения молний. Будет ли продолжено направление создания малых космических аппаратов?

Сейчас в ИКИ в разработке находится два таких проекта. Первый – "Чибис-АИ" (атмосфера-ионосфера). Он получит более продвинутую аппаратуру для исследования грозовых процессов. Второй – "Трабант". В переводе с немецкого это слово значит "попутчик", "спутник", название было придумано в честь первого спутника. Аппарат будет высокочувствительной аппаратурой исследовать электромагнитные вариации в ионосфере. Запуск обоих спутников возможен после 2020 года.

- Какие проекты планируется предложить для реализации в Федеральную космическую программу на период после 2025 года?

Основные предложения, работы над которыми прописаны и в действующей программе, это проект "Луна-грунт" по доставке на Землю криогенных проб лунного грунта, реинкарнация проекта "Фобос-грунт" по доставке грунта со спутника Марса Фобоса, перспективные астрофизические телескопы "Гамма-400" и "Спектр-М" ("Миллиметрон"). Несколько проектов находятся в стадии научно-исследовательских работ. Этот тот же проект "Венера-Д", проект по мониторингу солнечного ветра в точке либрации. Некоторые проекты уже в 2018 году должны были быть отобраны из стадии научно-исследовательских работ и переведены в стадию опытно-конструкторских, но из-за недостатка финансирования отбор начнется не ранее 2020 года. Я перечислил здесь только проекты в области физики космоса, но есть еще медико-биологические эксперименты.

- Сообщалось, что с Институтом геохимии и аналитической химии РАН прорабатывался проект тяжелого лунохода…

Научно-исследовательские работы по этому проекту велись, но пока они так и не вышли из этой стадии. Сейчас этот задел будет востребован в новой лунной программе.

- Сообщалось, что повторная миссия за грунтом Фобоса будет реализована только в случае участия в российском проекте ЕКА. Пошли ли европейские коллеги на сотрудничество?

Те работы, которые у нас ведутся по этой тематике, направлены на подготовку исходных данных для последующего обсуждения с коллегами из Европы. Прежде чем предлагать сотрудничество, мы должны определить сами, что хотим от проекта. Переговоры еще впереди. Они логически последуют после реализации второго этапа проекта "ЭкзоМарс" в 2020 году.

- Вся научная аппаратура для космической программы обычно создается в двух-трех экземплярах. После неудачного запуска "Фобоса-грунта" в 2011 году нельзя ли было из готовых элементов собрать новый аппарат и попытаться повторно реализовать проект через несколько лет?

Во-первых, запасной аппарат целиком создается далеко не всегда, так было и в этот раз. Во-вторых, что-то повторно запустить можно в том случае, когда ты знаешь, что произошел какой-то конкретный сбой. Если вы его устраняете и у вас есть запасные приборы, то в определенный короткий период можно реализовать повторный проект. В случае с "Фобосом-грунтом" была другая ситуация. Решение было принято – не повторять, а реализовать новый проект на новом техническом уровне. Кстати, несколько ключевых экспериментов "Фобос-грунта" уже долетели до Марса – они были реализованы в проекте "ЭкзоМарс-2016".

- Учитывая, что вы ведущий научный космический институт, можете ли вы как-то влиять на сроки реализации наших проектов, которые регулярно сдвигаются по срокам?

Строго говоря, тематический заказчик, который определяет приоритетность проектов, это Российская Академия наук, а конкретно Совет РАН по космосу. Совет вырабатывает подходы и приоритеты, на основе которых Академия наук согласовывает Федеральную космическую программу. Сформулированные приоритеты учитываются при расстановке проектов по важности и срокам. Финансовые и технические возможности определяет уже Роскосмос.

- Как вы относитесь к практике Роскосмоса штрафовать подведомственные предприятия и контрагентов, включая ваш институт, за срывы сроков контрактов?

Штрафы и суды обусловлены российским контрактным законодательством, которое нацелено на поставки серийной продукции и обеспечивает охранные функции для госбюджета. Но если вы ведете научно-исследовательские работы или выпускаете штучную продукцию в виде высокотехнологичной космической техники, это несколько другой вопрос. Все это, к сожалению, приводит к тому, что наше внимание отвлекается от собственно работы на оформление бумаг и согласования.

За рубежом система контроля не менее жесткая, но организована по-другому. Там о правильности или неправильности трат и обоснованности переноса сроков судит специальная экспертная комиссия. Если проект признается приоритетным, то ему могут добавить денег даже в случае, если на него уже потрачен весь выделенный бюджет. Если проект признается экспертами не настолько важным, его могут просто закрыть. Но в целом там система больше основана на доверии и экспертном мнении. Не надо думать, что это междусобойчик, это конкурентная среда. Если однажды ты получил контракт, но не выполнил его, в следующий раз тебе просто не дадут финансирования.

Бывают, конечно, перегибы и там. В США около 10 лет на складе пролежал космический аппарат для наблюдения за Солнцем и Землей DSCOVR. Он был задуман еще во времена президента Клинтона, а когда власть сменилась, проект признали неприоритетным и готовый спутник поставили на склад. Потом о нем вспомнили, потому что действующий в точке либрации спутник ACE устарел, достали, профинансировали и запустили.

Исключительная роль международного сотрудничества в области космических исследований и их практического применения требует четкого выяснения юридического содержания принципа межгосударственного сотрудничества с точки зрения МКП. Общий принцип сотрудничества, установленный МП полностью применим к межгосударственным отношениям, связанным с исследованием (И» использованием космического пространства. О стремлении максимально содействовать всестороннему развитию международного сотрудничества в космосе государства заявили в преамбуле Договора по космосу 1967 года, а также во многих статьях этого договора, и это дает основание отнести сотрудничество государств в исследовании и использовании космического пространства к числу основных принципов МКП.

Таким образом. Договор по космосу 1967 года закрепил принцип сотрудничества государств как один из общих принципов, основных начал МКП. Целый ряд положений договора по космосу вытекает из принципа сотрудничества и детализирует его. К примеру, обязанность учитывать соответствующие интересы всех других государств при осуществлении деятельности в космосе, не создавать потенциально вредных помех деятельности других государств, оказывать возможную помощь космонавтам других государств, информировать все страны о характере, ходе, месте и результатах своей деятельности в космическом пространстве и т. д. В РАМКАХ ООН

Ведущая роль в развитии сотрудничества государств в исследовании и использовании космического пространства принадлежит Генеральной Ассамблее ООН. Она достигла наиболее значительных успехов именно в области правового регламентирования космической деятельности, и ее по праву считают центром международного сотрудничества в области разработки норм МКП. Ею были приняты: 1) Декларация правовых принципов космической деятельности 1963 г., 2) Договор по космосу, 3) Соглашение о спасении, 4) Конвенция об ответственности, 5) Конвенция о регистрации, 6) Соглашение о Луне. Ее решающая роль в формировании и развитии МКП уже проявилась в создании Комитета ООН по использованию Космического пространства в мирных целях, более известного как Комитет по Космосу.

К основным функциям Генеральной Ассамблеи относятся:

1) формулирование задач по изучению и разработке правовых проблем освоения космического пространства, 2) одобрение рекомендаций Комитета ООН по космосу относительно вопросов правовой регламентации космической деятельности государств, а также 3) одобрение проектов соглашений по космосу в рамках Комитета ООН по космосу, 4) непосредственная разработка проектов отдельных статей этих соглашений на сессиях Генеральной Ассамблеи при участии абсолютного большинства государств.



Комитет по использованию космического пространства в мирных целях. В соответствии с резолюциями ООН комитету поручено заниматься как научно-техническими, так и правовыми вопросами исследования космического пространства; он выполняет роль центрального координирующего органа в области международного сотрудничества в освоении космоса. Комитет ООН по космосу состоит из двух подкомитетов - Юридического и Научно-технического. Основную правотворческую деятельность комитет проводит через свой Юридический подкомитет. В Юридическом подкомитете Комитета ООН по космосу осуществляется деятельность по разработке проектов многосторонних соглашений, регулирующих деятельность по исследованию и использованию космического пространства. Фактически этот подкомитет является центральным рабочим органом по разработке принципов и норм МКП. Комитет принимает решения по принципу консенсуса.

Генеральный секретарь ООН наделен достаточно широким кругом полномочий в области координации сотрудничества в освоении космоса: 1) на него возложены сбор и распространение информации о космической деятельности государств) ведение реестра, содержащего сведения о запускаемых космических объектах и обеспечение к нему открытого доступа, 3) сбор и распространение данных о явлениях, представляющих опасность для жизни и здоровья космонавтов и действиях государств по спасанию и оказанию помощи космонавтам в случае аварии, бедствия, вынужденной или непреднамеренной посадки, 4) назначение ad hoc председателя комиссии по рассмотрению претензий по Конвенции об ответственности и др.

Кроме того, важную роль в освоении космоса играют многие специализированные учреждения ООН: 1) МСЭ (Международный Союз Электросвязи), который разрабатывает регламенты, распределяющие диапазоны радиочастот для космической связи, исследует экономические аспекты космической связи, осуществляет обмен информацией об использовании спутников в целях дальней связи, 2) ЮНЕСКО, чья основная задача в области космоса состоит в исследовании проблем применения космической связи в целях распространения информации, социального развития, расширения культурного обмена, 3) ВОЗ, которая способствует сотрудничеству государств в области космической медицины; 4) иные организации.

Большое значение также для развития международного сотрудничества в освоении космоса имели две конференции ООН по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях 1968 и 1982 годов.

В РАМКАХ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.

Какой-либо универсальной межправительственной международной организации, занимающейся проблемами космоса, не создано. В настоящее время практическими вопросами международного сотрудничества в этой области занимаются ряд международных организаций в рамках своей компетенции.

Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ). Ее основной целью стало радикальное улучшение морской связи с использованием искусственных спутников Земли. Учредительные документы ИНМАРСАТ состоят из межправительственной Конвенции о Международной организации морской спутниковой связи, где определены принципиальные положения создания организации и Эксплуатационного соглашения, где регламентируются технические и финансовые вопросы, и которое подписывается либо от имени правительства, либо от имени назначенных им государственных или частных компетентных организаций. Носителями прав и обязанностей по Конвенции являются только государства. Эксплуатационное соглашение предусматривает, что его субъектами могут быть либо государства либо назначенные правительствами государств компетентные национальные организации.

Международная организация связи через искусственные спутники Земли-(ИНТЕЛСАТ). Главной целью ИНТЕЛСАТ является осуществление на коммерческой основе проектирования, сооружения, эксплуатации и технического обслуживания глобальной системы связи с помощью искусственных спутников, «используемой в международных целях и доступной для всех государств без какой-либо дискриминации». Сейчас членами ИНТЕЛСАТ являются более 100 государств.

Европейское космическое агентство (ЕКА). Еще в начале 60-х годов западноевропейские страны приняли решение проводить в области космоса политику, независимую от США. Были образованы несколько международных организаций. В конце 1968 года было принято решение о слиянии в будущем всех существующих в Западной Европе космических организаций и о создании единой организации - ЕКА. Только в 1975 году представители 11 стран подписали Конвенцию о созданию ЕКА. Статус наблюдателя имеют еще 3 государства. Деятельность ЕКА должна быть направлена на обеспечение и развитие сотрудничества европейских государств в освоении космоса и на практическое применение достижений космонавтики в мирных целях. Главными задачами ЕКА являются: 1) выработка и координация долговременной общей европейской космической политики всех государств-членов и каждого государства в отдельности, 2) разработка и претворение в жизнь общей европейской космической программы, 3) выработка и проведение соответствующей промышленной политики. Космические программы агентства подразделяются на обязательные, финансируемые всеми государствами-членами и факультативные, в финансировании которых принимают участие только заинтересованные стороны. АРАБСАТ. В ее состав входит 21 государство из числа членов и арабских государств. Главная цель АРАБСАТ заключается в создании и обслуживании системы дальней связи для всех членов и.

В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Эти международные неправительственные организации не представляют собой форму сотрудничества государств, поскольку их создателями и членами являются не государства, а научные общества, учреждения и отдельные ученые. Их деятельность способствует широкому обмену информацией, обсуждению различных научных идем и укреплению международного сотрудничества. Комитет по космическим исследованиям (КОСПАР) создан в ноябре 1958 года для продолжения осуществления мероприятий по сотрудничеству в освоении космоса после завершения международного геофизического года. Основная задача этой международной организации - «предоставление ученым всего мира возможности широкого использования спутников и космических шов для научных исследований космического пространства и организация обмена информацией по результатам исследований на основе взаимности». Ее цель - содействие прогрессу в изучении космического пространства в международном масштабе.

Международная астронавтическая федерация (МАФ) организационно сформировалась в 1952 году. В основе деятельности МАФ лежит Устав, принятый в 1961 году с изменениями 1968 и 1974 гг. Деятельность МАФ направлена на то, чтобы способствовать развитию астронавтики в мирных целях, содействовать распространению информации о космических исследованиях, а также ряд социально-правовых вопросов освоения космоса. В МАФ шествует 3 категории членов: 1) национальные члены астронавтические общества различных стран), 2) университеты, Моратории, деятельность которых связана с подготовкой кадров т проведением исследований в области астронавтики, 3) международные организации, цели которых соответствуют. задачам МАФ.

Международный институт космического права (МИКП). Создан вместо ранее существовавшего Постоянного правового комитета МАФ. Его задачей является: 1) изучение правовых и социологических аспектов космической деятельности, 2) организация ежегодных коллоквиумов по космическому праву, которые (проводятся одновременно с конгрессами МАФ, 3) проведение исследований и подготовка докладов по правовым вопросам освоения космоса, 4) публикация различных материалов по космическому праву. Институт занимается также вопросами преподавания космического права. Он является единственной неправительственной организацией, в которой обсуждаются правовые проблемы освоения осмоса. МИКП создан на основе индивидуального членства. Он осуществляет представительство МАФ в Юридическом подкомитете при комитета ООН по космосу.

Высокая стоимость космических проектов, с одной стороны, и заинтересованность всех стран мира в практических результатах освоения космоса - с другой, обусловили необходимость тесного сотрудничества государств в области космонавтики. Согласно Договору по космосу при исследовании и использовании космического пространства его участники должны руководствоваться принципом сотрудничества и взаимной помощи и осуществлять космическую деятельность с должным учетом соответствующих интересов всех других государств. Государствам рекомендуется содействовать и поощрять сотрудничество в этой области.

Сотрудничество в освоении и использовании космического пространства осуществляется в двух основных формах: в рамках международных организаций, занимающихся космической деятельностью, и посредством совместных международных космических проектов и программ. Такое сотрудничество регламентируется многосторонними и двусторонними международными договорами.

Среди международных организаций, цели и задачи которых непосредственно связаны с космической деятельностью, можно указать Европейское космическое агентство (ЕКА), Международную организацию морской спутниковой связи, Европейскую организацию по использованию метеорологических спутников, Арабскую корпорацию спутниковой связи и др. Определенные вопросы космического сотрудничества находятся в сфере деятельности специализированных учреждений ООН, в том числе Международного союза электросвязи, Всемирной метеорологической организации, Международной организации гражданской авиации, Международной морской организации.

Совместные международные космические проекты и программы сотрудничества в исследовании и использовании космического пространства охватывают самые разные сферы космической деятельности. Это создание образцов космической техники, совместные пилотируемые полеты, проведение научных исследований, использование результатов космической деятельности и др.

Наиболее ярким примером такого сотрудничества является программа создания и использования международной космической станции, осуществляемая в соответствии с Соглашением 1998 г. между правительствами России, США, государств - членов ЕКА, Канады и Японии. Заслуживает внимания также Международная программа КОСПАС-САРСАТ, предназначенная для оказания содействия поиску и спасанию людей путем предоставления получаемых с помощью спутников данных о бедствии (и его местоположении) судов или самолетов. Участниками программы являются Канада, Россия, США и Франция, а пользователем может быть любое государство.

Обширное международное сотрудничество по вопросам космоса осуществляется на основе двусторонних соглашений. Россия такие соглашения имеет со многими государствами, в частности, по вопросам запусков космических объектов российскими ракетами-носителями, а также по вопросам использования космодрома Байконур (с Казахстаном).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Волгоградский государственный технический университет"

Факультет экономики и управления

Кафедра "Мировая экономика и экономическая теория"

Семестровая работа

по дисциплине "Мировая экономика и международные экономические отношения "

на тему: " Перспективы международного сотрудничества в освоении космоса "

Выполнил: студент группы ЭБУ_260

Пивоваров К.А.

Проверил: профессор, доктор экономических наук, доцент

Матковская Яна Сергеевна

Волгоград 2014

  • Введение
  • 1. Международное экономическое сотрудничество: основные понятия
  • 2. Международная космическая деятельность
  • 3. Международное сотрудничество России в космосе
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

В данной работе я хочу рассмотреть тему "Международного сотрудничества в освоении космического пространства" и более детально узнать ее основные аспекты, потому что в последние годы - годы НТП (научно-технического прогресса) - одной из ведущих отраслей народного хозяйства является космос. Достижения в исследовании и эксплуатации космоса являются одним из важнейших показателей уровня развития страны. Несмотря на то, что это отрасль очень молодая, темпы ее развития очень высоки, и уже давно стало ясно, что исследования и использование космического пространства ныне немыслимы без широкого и разностороннего сотрудничества государств.

За очень короткий исторический срок космонавтика стала неотъемлемой частью нашей жизни, верным помощником в хозяйственных делах и познании окружающего мира. И не приходится сомневаться, что дальнейшее развитие земной цивилизации не может обойтись без освоения всего околоземного пространства.

В положительном плане на космос работают такие тенденции современных международных отношений, как глобализация, усиление интеграционных процессов и регионализма. С одной стороны, они ставят перед космической деятельностью задачи воистину глобального порядка, поскольку только космические средства делают возможным собирать, обрабатывать и распространять в масштабах планеты информацию о состоянии глобальных проблем. С другой - они позволяют объединять усилия и изыскивать средства для решения проблем национальных и региональных, обеспечивая экономическую рентабельность.

1. Международное экономическое сотрудничество: основные понятия

Международная экономика в таком виде, как она существует сейчас, сложилась не сразу. Много веков велись войны за раздел территорий, обладающих достаточными ресурсами, затем в эпоху гуманизма появилось стремление к сотрудничеству с другими странами с тем, чтобы восполнить недостаток ресурсов путем торговли, обмена различных технологий. Однако наиболее бурно процессы взаимодействия национальных экономик проявили себя в двадцатом веке.

Усиление роли внешнего компонента в экономической политике государства проявляется также и в том, что отдельные страны объединяются в таможенные союзы. Таможенный союз - это организация, устанавливающая режим свободной торговли между входящими в него государствами. Кроме того, члены таможенного союза устанавливают единые налоги на импорт из третьих стран, не входящих в союз.

Появление в ряде регионов мира таможенных союзов и зон свободной торговли, большой международный авторитет и размах деятельности международных экономических организаций - все это имеет под собой прочный фундамент, объективную материальную основу в виде глубинных процессов интернационализации всех явлений и сторон хозяйственной жизни - торговли, функционирующего и ссудного капитала, систем производственной кооперации, рынков труда, развития науки, транспортных коммуникаций.

В некоторых регионах хозяйственное сближение стран - соседей приобрело такой размах, что количество этих отношений стало переходить в качество. Речь идет о постепенном формировании межгосударственных комплексов интеграционного типа, региональных "гиперструктур". Возникают обширные международные зоны интенсивного экономического воздействия с единым режимом хозяйствования, все более превращающиеся в специфические структурные звенья мировой экономики. В международной жизни XX века и в международных отношениях существенное место на протяжении последних пятидесяти лет играет деятельность Организации Объединенных Нации - ООН, члены которой пользуются вне зависимости от своих размеров и военно-промышленных потенциалов равными правами и равными возможностями. Вне зависимости от того, выступает ли в ООН карликовое европейское княжество Монако или две ведущие мировые державы: Соединенные Штаты Америки и Российская Федерация, каждое государство имеет единственный голос для голосования по рассматриваемому вопросу.

2. Международная космическая деятельность

С самого начала космической эры, ознаменовавшегося запуском первого искусственного спутника Земли, а затем первым полетом человека в космос, две первые мировые космические державы, СССР и США, сосредоточили свои усилия на амбициозных национальных проектах, направленных на достижение приоритетных результатов в военной, научной и технологической областях, мало считаясь с финансовыми затратами.

На рубеже 90-х годов, катализатором интеграционных процессов между национальными космическими программами стала созданная Совместная российско-американская комиссия по экономическому и технологическому сотрудничеству.

Космонавтика становится естественно функционирующей отраслью национальной и мировой экономики, подчиняющейся ее основным законам и тенденциям развития. Наиболее важными факторами воздействия на развитие космонавтики становятся коммерциализация космической деятельности и интеграционные процессы, они стимулируют экономическую активность космической отрасли, превращаясь, таким образом, в существенный внебюджетный стимул к прогрессу космонавтики. Особенно важным этот аспект представляется в период резкого сокращения бюджетных ассигнований в России на космические исследования. Анализ положительного и отрицательного опыта коммерческих космических проектов показывает, что успех в первую очередь присутствует там, где космические технологии смогли органично встроиться в качестве дополнения в уже существующие рынки. Очевидно, что движущей силой космического рынка на ближайшие годы станет развитие космического сегмента глобальной информационной инфраструктуры, обеспечивающего конвергенцию информационных потоков различного назначения (связь, наблюдение, цифровое телерадиовещание, телефония, межкомпьютерная мультимедийная связь-Интернет другие) и их адресное распределение на орбите в увязке с продолжающим развиваться наземным сегментом.

Представляется, что дальнейшее успешное развитие крупномасштабных космических программ, требующее вложения колоссальных научно-технических, экономических, интеллектуальных и других ресурсов, невозможно без эффективной организации международного сотрудничества, являющегося, как показывает опыт последнего десятилетия, наиболее прогрессивной формой реализации космических проектов. Раньше всего это положение проявилось при реализации научных космических проектов, когда комплексы уникальной аппаратуры на космических аппаратах научного назначения стали формироваться учеными различных стран - мировыми лидерами в разработке аппаратуры различных типов.

Реальными примерами такого сотрудничества можно назвать широко известные проекты по исследованию Венеры, кометы Галлея, Марса ("Марс-Одиссей"2001), существенно отстающую от первоначального графика, но тем не менее продолжающуюся программу "Спектр - Рентген- Гамма" и другие.

Очевидные выгоды объединения международных ресурсов в рамках масштабных и технологически сложных проектов исследования космоса сопровождаются появлением проблем, оказывающих влияние на развитие глобальной кооперации в этой сфере.

В первую очередь это касается проблем разработки принципов и стандартов в области управления совместными проектами, экономики, права, технических стандартов. Определенные трудности вызывают языковые и культурные различия.

Другим блоком сегодня являются проблемы обеспечения контроля над распространением ракетных технологий, применением которых может представлять потенциальную серьезную угрозу мирового сообщества в случае применения в незаявленных целях или утечки таких технологий в страны, не присоединившихся к международным режимам не распространения.

Возможности преодоления таких административных барьеров на межгосударственном уровне в целом либо, в частности. Для каждого отдельно взятого международного проекта являются сегодня критерием оценки выгоды и риска при принятии партнерами решения об участии в международной кооперации.

Несмотря на трудности последнего десятилетия, Россия по-прежнему сохраняет достаточно мощный научно-промышленный потенциал и высокий уровень конкурентоспособности в области ключевых космических технологий, продолжая вести исследования и разработки по всем основным направлениям космической деятельности. Подтверждением сказанного является вовлеченность российских предприятий и организаций во многие широко известные космические программы и проекты.

Здесь следовало упомянуть такие программы, как совместный российско-американский проект "Мир-Шаттл", который является первой фазой отработки технологий для программы Международной космической станции (МКС). Начиная с 1993 года Россия вышла на международный рынок услуг по коммерческим запускам, что дало импульс совместным проектам по спутниковой связи ("Тройка"), по проектным двигателям (РД-180); в 90-х годах пика достиг и уровень совместных проектов в сфере космических наук и наук о Земле.

Согласно данным российских системных аналитиков, по-прежнему только две страны мира - Россия и США обладают научно-техническим и производственным потенциалом с полным набором необходимых технологий для реализации космических проектов по любым направлениям космической деятельности. кооперация космос ракетный глобализация

Научно-технические достижения российской космонавтики более чем за 50-летнюю историю ее развития достаточно хорошо известны и, вероятно, не требуют подробного комментария. Известно, что экономический вклад СССР, а затем и России в создании национального космического потенциала за 50 лет, включая затраты на развитие науки и технологий, создание производственно-технологической и экспериментальной базы, эксплуатацию, образования и подготовку высококвалифицированных кадров, оцениваются российскими экономистами по трудоемкости в величину около 10 млн. человеко-лет исходя из средней численности занятых в этой отрасли 200 тысяч человек.

Сегодня более 50 стран мирового сообщества официально имеют космические бюджеты, и гораздо большее количество стран связано с развитием космической деятельности. Однако известные цифры размеров современных космических бюджетов большинства стран мира (от сотен миллионов до единиц миллиардов долларов) показывают, что для повторения пройденного Россией и США пути, даже без повторения ошибок, понадобятся десятки лет.

При этом выгода международного сотрудничества очевидна и для государств, только начинающих осваивать космические технологии:

- опытные лидеры космонавтики в результате получают прямые экономически выгоды через расширение своих позиций на мировом космическом рынке путем продажи товаров, технологий и услуг за рубежом.

- для стран с более короткой космической историей инвестиции в зарубежные проекты также рассматриваются как форма исключения технического и коммерческого рисков, связанных со спецификой космической деятельности.

Очевидно, что развитие международной коммерческой кооперации создает перспективу доходности инвестиций в космическую промышленность за счет снижения затрат на проекты в силу разной стоимости в различных странах факторов производства (сырья, капитала, труда, знаний) и разной нормы окупаемости инвестиций.

В ходе реализации международных проектов возникают и риски, с защитой от распространения ракетных технологий, могущих оказать влияние на создание средств доставки оружия массового поражения в странах, не являющихся членами международных режимов по нераспространению.

Комплексный анализ рисков включает в себя такие основные категории рисков, как технический, экономический и политический риски.

К техническим рискам относится отказ ракетно-космической техники, которые являются наиболее частыми причинами неудач космических проектов.

К экономическим (коммерческим) рискам относятся риски, связанные с возможностью потерь финансовых средств, неполучения доходов, с дополнительными затратами на реализацию проекта.

К политическим рискам относятся неожиданные изменения политической ситуации в стране, приводящих к нарушению условий выполнения космических проектов.

Для решения этих задач необходимо ужесточение общего подхода к вопросам контроля над нераспространением ракетных технологий, принятием законов и подзаконных актов, устранение дискриминационных барьеров и облегчение свободного доступа на мировой космический рынок тем его участникам, которые вошли в договор о режиме по контролю над ракетными технологиями и выполняют его условия.

В настоящее время более 120 государств осуществляют космическую деятельность; около 20 из них - весьма активно. На Россию приходится 10-12%, на Европу -60%, далее идут США, Китай, Индия.

3. Международное сотрудничество России в космосе

Высокий научно технический и производственный потенциал, который удалось сохранить России в области космического строения и вторичных космических услуг, несмотря на непростые экономические условия последних десяти лет, может сыграть решающую роль в конкурентной борьбе с США и проводящей самостоятельной космическую политику Европой, объединяющей космическую промышленность стран, входящих в ЕС.

Правительство России придает первостепенное значение расширению международного сотрудничества с ее участием в области космоса. Прежде всего речь идет об оказании на коммерческой основе услуг по выведению в космическое пространство зарубежных полезных нагрузок с использованием общепризнанных по своему качеству и надежности российских ракет-носителей.

Стартовые комплексы "Протон" успешно конкурируют за запуски на геостационарную орбиту, пока самую востребованную с точки зрения коммерции, теле- и радиовещаний и связи. Сегодня на низких орбитах, где используются РН "Союз", формируется рынок, в котором России принадлежит значительная доля.

Потенциал России в бизнесе космических запусков может существенно возрасти благодаря коммерческому использованию запаса конверсионных военных ракет-носителей, способных выводить малые и средние полезные нагрузки на низкие, полярные и эллиптические орбиты.

Россия располагает развитой наземной инфраструктурой для проведения космических запусков. Активная постоянная модернизация космодрома Байконур выводит его с точки зрения работы с клиентами в разряд самого современного космодрома. Открыты для выведения иностранных полезных нагрузок военные космодромы Свободный и Плесецк, а также космический полигон Капустин Яр.

Россия осуществляет, соблюдая свои международные обязательства, экспорт ракетных технологий.

Портфель заказов на поставку отечественной космической техники и услуг на мировой рынок ежегодно превышает 2 млрд. долларов.

В процессе коммерциализации космической деятельности ее активными участниками во все более определяющем масштабе становятся национальные и транснациональные частные и частно-государственные компании. Мировой космический рынок, учитывая его разнообразие, масштабы и научно-техническую специфику, не может не быть ареной конкурентной борьбы. Ее законы приводят к тому, что на отдельных направлениях этого рынка складываются специализированные на конкретных видах деятельности космические коммерческие альянсы. Чаще всего приобретают форму совместных предприятий, что позволяет осуществлять космические проекты в оптимальном режиме, максимально удешевляя их и привлекая лучшие технологии, специалистов, маркетинговый опыт, географические и прочие возможности.

Россия является активным участником космических коммерческих интеграционных процессов. Для продвижения на мировом рынке пусковых услуг российских РН "Союз" создано СП "Старсем". От Франции в него входят две фирмы: "Аэроспасьяль" (ведущий в Европе производитель ракет) и "Арианэспас".

На рынке геостационарной орбиты объединяются усилия американской компании "Локхид - Мартин" и российского Государственного космического научно-производственного центра им. Хруничева для совместного продвижения РН "Протон". Запуски из Плесецка российской ракетой "Рокот" продвигаются совместным российско-германским предприятием "Еврокот".

Широчайшие коммерческие перспективы открываются в процессе практической реализации возможных российско-австралийских проектов, связанных со строительством космодрома на острове Рождества и потенциально - с использованием австралийского полигона в Вумере для запуска коммерческих полезных нагрузок российскими ракетоносителями.

Заключение

В связи с широкомасштабными изменениями, произошедшими за последние десятилетия в международных отношениях: прекращение холодной войны, снижения уровня военного соперничества, общая стабилизация мировой политической ситуации открыли космос для интенсивного мирного освоения. Как следствие активизировались международное разноплановое сотрудничество в области исследования и использования космического пространства, коммерциализация целых направлений космической деятельности, которые еще совсем недавно относились к исключительной прерогативе государств в сфере национальной безопасности.

Неотъемлемыми чертами космического сотрудничества стали конверсия космической техники и технологий, их демилитаризация и применение в мирных целях. В промышленно развитых странах имеет место мощный отток космических технологий в экономику (побочные результаты космической деятельности). Космические технологии представляют собой неистощимый источник ноу-хау, используемых для разработки и производства новых изделий и оказания услуг.

Список литературы

1. Журнал "Международная жизнь" №5 2009г. "Риски международной космической деятельности" г. Москва Краснов А.

2. Журнал "Международная жизнь" №2 2006г. "В коммерческом космосе" г. Москва Крутских А.

3. Газета "Труд" "Альфа" - жилой квартал в космосе" от 15 февраля 2006г. г. Москва Головачаев В.

4. Ломакин В.К. Мировая экономика. - М.: Юнити-Дана, 2007.

5. Журнал "Авиасалоны мира" №3 2010 г. "МКС: четвертая экспедиция" Громов С.

6. Журнал "Гражданская авиация" №5 2007г. "От апреля до апреля" г. Москва Ячменникова Н.

7. Журнал "Авиасалоны мира" №1 2010 г. "Андромеда без туманности" Громов С.

8. "Что такое? Кто такой?" Том 2 2009г. Космос

9. Журнал "Земля и вселенная" №5 2008 г. "Мкс после первого пятилетия своей работы" по материалам NASA и журнала "Новости космонавтики"

10."Роскосмос защитит от астероидов" Лаура Магомедова "Деловой Петербург" 1606-, 31 августа 2007 года

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Аспекты изучения современных международных отношений: понятие, теории, субъекты международных отношений. Современные тенденции развития. Сущность перехода к многополярному мировому порядку. Глобализация, демократизация международных отношений.

    реферат , добавлен 18.11.2007

    Глобализация международных экономических отношений, ее особенности на современном этапе. Страновые аспекты, положительные и отрицательные последствия глобализации. Итоги деятельности России в рамках мирового хозяйства, тенденции и перспективы развития.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2012

    курсовая работа , добавлен 10.08.2016

    Цели и средства внешней политики, особенности ее выработки и оценка эффективности. Основные принципы международного права. Система современных международных отношений, тенденции их развития. Авторитетные международные организации. Главные органы ООН.

    лекция , добавлен 16.09.2013

    Осмысление современных международных отношений с учетом роли новых информационных технологий. Новые формы международного конфликта и борьба за информацию, факторы глобальной информационной войны, новейшие информационно-телекоммуникационные технологии.

    реферат , добавлен 18.01.2011

    Международные отношения как объект исследования, методология и методика анализа международных систем. Особенности международных конфликтов, пути и способы их регулирования. Глобализация и новый миропорядок. Интернет в мировой политике: формы и вызовы.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2014

    Понятие и структура международных финансов, тенденции и направления их развития, роль в глобализации международных экономических отношений; положительные и негативные последствия. Особенности интеграции России в систему МЭО, иностранные инвестиции.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2011

    Историковедческая база исследования современных международных отношений. Канонические парадигмы теории МО. Традиция критики в истории социально-политической мысли, ее новый парадигмальный статус. Постоянная эволюция парадигм международных отношений.

    курсовая работа , добавлен 10.05.2009

    Сущность экономического развития, его основные показатели. Характеристика процессов интернационализации, транснационализации и регионализации мирового хозяйства. Предпосылки, факторы и последствия глобализации международных экономических отношений.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2011

    Механизм международного сотрудничества. Проблемы регулирования международного обмена технологиями в рамках международных экономических организаций. Роль международного экономического сотрудничества в преодолении глобального технологического разрыва.

После распада СССР российские и американские политики задумались над трансформацией «космической гонки» в политику со-осво- ения космического пространства. Первый шаг в этом направлении был сделан в ходе совместного полета космических кораблей «Союз-19» и «Аполлон» (1975). После запуска Соединенными Штатами автоматических станций для изучения газовых планет Солнечной системы (1977) и испытания ими многоразовой транспортной системы «Спэйс-Шаттл» (1981) космическая гонка возобновилась. Однако к концу 1980-х годов сторонам стала понятна бесперспективность ее продолжения: ни одна из сверхдержав не достигла превосходства в военно-космической сфере. К тому же СССР и США ощутили общность интересов перед лицом конкуренции со стороны Европейского космического агентства (ЕКА). Возникли проекты совместного изучения космического пространства силами нескольких держав.

Прекращение «первой космической гонки» во многом было связано с решением Советского Союза отказаться от орбитальных баллистических ракет. По условиям Договора ОСВ-2 (1979) СССР и США обязались не создавать, не испытывать и не развертывать частично орбитальные ракеты. Единственной системой подобного класса в то время были советские баллистические ракеты РС-Зборб (SS-9 Mod 3 «Scarp») с неограниченной дальностью полета в пределах одного витка вокруг Земли.

В 1983 году они были сняты с боевого дежурства. По условиям Договора СНВ-1 (1991) СССР отказался также от межконтинентальной баллистической ракеты РС- 18А (55-19 «8п1еь>), которая, имея дальность полета до 10 000 км, теоретически могла рассматриваться как частично орбитальная. На ее основе были созданы ракеты-носители «Стрела» и «Рокот». Действия СССР доказали, что развитие ракетно-космических технологий не обязательно ведет к милитаризации космического пространства.

Параллельно Соединенные Штаты стали разрабатывать проекты кос- мического сотрудничества на основе орбитальных станций. Еще в 1984 году НАСА объявила о намерении создать станцию «Фридом». В 1986 году Вашингтон привлек к этой работе ЕКА, Канадское космическое агентство и Японское агентство аэрокосмических исследований. Но реализовать эту идею на тот момент не удалось. Ни один из участников проекта не имел технических ресурсов для создания космических станций нового поколения 20 . На этом фоне запуск СССР первого модуля орбитатьной станции «Мир» («Салют-8») 19 февратя 1986 года был воспринят как заметное отставание США в области освоения ближнего космоса.

В начале 1990-х годов интерес к международным программам развития космонавтики проявила и Российская Федерация. Причиной тому стало сокращение финансирования российских космических исследований в условиях структурного кризиса экономики. США, со своей стороны, также были заинтересованы в развитии такого партнерства, отдавая должное советскому опыту в создании орбитальных станций. 17 июня 1992 года президенты Б. Н. Ельцин и У. Клинтон подписали в Вашингтоне соглашение о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях. Проблемы сотрудничества в космосе стали регулярно обсуждаться на заседаниях межправительственной «комиссии Гора-Черномырдина».

Особую роль в развитии партнерства сыграла частичная коммерциализация российской космической промышленности. Федеральное космическое агентство России (Роскосмос) приватизировано часть акций принадлежащих ему предприятий. На их основе было создано несколько коммерческих предприятий: «Интернешнл лонч сервис» (Россия- США), «Си Лонч» (Россия-США), «Стерсем» (Россия-ЕС) и «Еврокот» (Россия-ЕС). Новые объединения стали использовать российские ракеты-носители для реализации коммерческих запусков орбитальных аппаратов. В такой ситуации американские и западноевропейские партнеры меньше опасатись попыток российских военных восстановить контроль над космической промышленностью и потому легче шли на разработку совместных проектов.

Первым шагом к развитию российско-американского сотрудничества стала запушенная 5 октября 1992 года совместная программа Роскосмоса и НАСА 21 «Мир-Шаттл». Российские космонавты стали доставляться на орбитальную станцию «Мир» американскими кораблями системы «Спэйс- Шаттл», а американские астронавты проводили на ней научные экспедиции. До затопления «Мира» 23 марта 2001 года было осуществлено семь кратковременных экспедиций, в ходе которых к станции были пристыкованы три модуля и состоялись визиты 34 американских астронавтов 22 .

Другим направлением российско-американского партнерства стало привлечение России к проектам развития космической связи. К началу 1980-х годов в Канаде, Японии, Скандинавских странах, Испании, Британии и США были развернуты системы мобильной спутниковой связи для гражданских пользователей. В 1991 году американские телекоммуникационные корпорации «Loral Space and Communications» и «Qualcomm» учредили с этой целью международный консорциум «Гло- балстар». Россия отставала на рынке гражданских спутниковых технологий: первая линия мобильной связи появилась в нашей стране только в 1990 году. В такой ситуации ОАО «Ростелеком» и консорциум «Гло- балстар» создали в 1996 году ЗАО «ГлобалТел» - эксклюзивного оператора системы связи «Стобалстар» в России. Новые формы сотрудничества позволили покрыть большую часть российской территории мобильной спутниковой связью и частично сохранить государственный контроль над ее использованием 23 .

На базе этих проектов Москва и Вашингтон преобразовали проект «Фридом» в идею строительства Международной космической станции (МКС) 24 . Это предложение Роскосмоса вызвало летом 1993 года серьезные дебаты в США. Однако администрация У. Клинтона стремилась «повязать» Россию серией стабилизирующих соглашений. 2 сентября 1993 года вице-президент США А. Гор и председатель правительства России В. С. Черномырдин объявили о намерении создать «подлинно международную» космическую станцию. 1 ноября 1993 года Роскосмос и НАСА подписали «Детальный план работ по строительству МКС». 23 июня 1994 года был утвержден план участия России в строительстве Международной космической станции. 29 января 1998 года пятнадцать стран подписали межправительственное соглашение о космической станции, в котором провозглашался переход к системе «искреннего партнерства» в космосе. Участники проекта закрепили за НАСА статус назначенного управляющего МКС.

Ключевую роль в создании МКС сыграли Россия и США. С ноября 1998 года Роскосмос и НАСА вывели на орбиту ключевые модули МКС. Грузовым транспортом для снабжения станции стали корабли «СпэйсШаттл», «Союз» и «Прогресс». Но вопреки опасениям станция не стала формой сохранения российско-американской монополии на космические исследования. Другие субъекты получили возможность реализовывать проекты изучения космического пространства. Европейское космическое агентство вывело на орбиту свой исследовательский модуль «Коламбус» 25 и создало грузовой космический корабль типа «ATV» 26 . Япония с помощью НАСА пристыковала к станции экспериментальный модуль «Кибо» и также предполагает запустить к станции беспилотный многоразовый корабль «HTV» 27 . Канада поставила на МКС мобильную систему техобслуживания. Возник задел для широкого участия ЕКА, Японии и Канады в совместных с Россией и США проектах освоения космического пространства.

Российско-американское взаимодействие в космосе стало охватывать даже военную сферу. Москва и Вашингтон в 1992 году запустили программу создания российско-американской спутниковой системы наблюдения (Russian-American Obseiyation Satellite, RAMOS/PAMOQ. Речь шла о совместной эксплуатации на орбите двух спутников дистанционного зондирования Земли, способных проводить стереоскопическое наблюдение за пусками баллистических ракет. Весной 1995 года Россия и США начали проводить эксперименты в околоземной атмосфере с использованием самолетов-лабораторий и космических аппаратов из состава своих орбитальных группировок 28 . Реализация этой цели позволила бы создать центр наблюдения за ракетными пусками и одновременно повысить точность целеуказания для противоракет. В этой связи на саммите в Хельсинки 21 марта 1997 года президенты обеих стран договорились о сотрудничестве Агентства по противоракетной обороне при Министерстве обороны США с российским Научно-производственным центром «Комета». Российская сторона обеспечивала материально-технический, а американская - финансовый аспекты проекта.

К концу 1990-х Россия и США стали подключать программу РАМОС к режиму контроля над ракетными технологиями. 2 сентября 1998 года президенты У. Клинтон и Б. Н. Ельцин подписали Совместное заявление об обмене информацией о пусках ракет и раннем предупреждении. 20 июня 1999 года на саммите стран «группы восьми» в Кельне Россия предложила расширить РАМОС до глобальной системы контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий (ГСК). 4 июня

  • 2000 года президенты У. Клинтон и В. В. Путин подписали меморандум о создании в Москве совместного центра обмена данными, поступающими от систем раннего предупреждения, и взаимном уведомлении о пусках баллистических ракет 24 . Это решение было одобрено 15 февраля
  • 2001 года на московской встрече экспертов по созданию ГСК.

Однако 13 июня 2002 года Соединенные Штаты вышли из Договора по ПРО. С этого времени Вашингтон стал терять интерес к реализации совместных с Россией космических инициатив. 13 февраля 2004 года Пентагон объявил о завершении участия в программе РАМОС. Вскоре была заморожена и система взаимодействия в рамках центра «Комета». Растущие российско-американские противоречия в стратегической сфере не позволили начать строительство центра обмена данными о пусках баллистических ракет.

Параллельно обозначились трудности вокруг проекта МКС. В Америке возросло число скептиков, утверждающих, что финансирование станции не позволяет создать космические корабли нового типа для пилотируемых полетов кЛуне и Марсу. Российские ученые ставят вопрос о создании собственной орбитальной станции «Мир-2» и сокращении финансирования проекта. Критика МКС появляется и в Японии, где реализуется свой проект развития космонавтики. Подобный выбор в перспективе может возникнуть и перед Европейским космическим агентством.

Международная космическая станция и система контроля над пусками баллистических ракет могли стать прообразом кооперационной формы использования космического пространства. Они доказали возможность реализации положений Договора 1967 года о международном статусе космического пространства. Однако в 2000-х годах реализация национальных проектов стала вновь считаться более перспективной, чем международное сотрудничество в космическом пространстве. Возникла опасность маргинализации международного сотрудничества в космосе на узком сегменте МКС.